МААМ-картинки

Стимулирование развития речи у детей с задержкой психического развития через развитие мелкой моторики

Ирина Кондратьева
Стимулирование развития речи у детей с задержкой психического развития через развитие мелкой моторики

Кондратьева Ирина Анатольевна

воспитатель

МБДОУ «Детский сад № 323 «Сказка»

г. Нижний Новгород

Стимулирование развития речи у детей с задержкой психического развития через развитие мелкой моторики.

Аннотация: в данной статье рассмотрена проблема мелкой моторики у детей с задержкой психического развития. Пальчиковые игры и пальчиковые упражнения развивают мелкую моторику дошкольников, стимулируют развитие речи.

Публикация «Стимулирование развития речи у детей с задержкой психического развития через развитие мелкой моторики» размещена в разделах

Ключевые слова: мелкая моторика, пальчиковые игры, речь, мышление.

Еще в середине прошлого века было установлено, что уровень развития речи детей прямо зависит от сформированности движений мелкой моторики рук [1]. Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие. Многочисленными исследованиями педагогов доказано, что движения пальцев рук стимулируют развитие центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка. Таким образом, развивая мелкую моторику у ребенка, и тем самым стимулируя соответствующие отделы мозга, а точнее его центры, отвечающих за движения пальцев рук и речь, которые расположены очень близко друг к другу, педагог активизирует и соседние отделы, отвечающие за речь [2].

В монографии А. Р. Лурии «Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга» [3] посвященной проблемам нейропсихологии, рассматривается функции различных зон головного мозга в их связи с речью и моторикой человека, в частности упоминается об их тесной взаимосвязи: «Так, в заднем отделе периферического поля слуховой коры обособляется специальный участок для анализа и синтеза рецептивных элементов устной речи — фонем (так называемый «центр Вернике», в периферических полях зрительной коры — участок, позволяющий реализовать анализ и синтез зрительных элементов рецептивной речи; в расположенных по соседству с кожно-кинестетической зоной участках нижних отделов теменной области непосредственно примыкающих к чувствительным «центрам» руки, губ, языка, гортани, осуществляется анализ и синтез кожно-кинестетических рецепций, лежащих в основе артикуляции; в определенном отделе периферии двигательной зоны коры (нижние отделы премоторной зоны) протекают нейродинамические процессы, связанные с преобразованием членораздельных звуков устной речи в сложные последовательные синтезы (так называемый «центр Брока»); в другом отделе премоторной зоны, примыкающем к двигательным «центрам» руки (в заднем отделе средней лобной извилины, локализуется программирование и осуществление сложных систем последовательных движений и двигательных навыков» [4].

Если у ребенка хорошо сформирована мелкая моторика руки, то и речь развивается правильно, а интенсивное развитие речи в раннем возрасте, по мнению Д. Б. Эльконина, надо рассматривать не как функцию, а как особый предмет, которым ребенок овладевает так же, как он овладевает другими орудиями (ложкой, карандашом и пр.) [5]. Это своеобразная «веточка» в развитии самостоятельной предметной деятельности.

О чудесных свойствах мелкой моторики знали еще наши мудрые предки. Из поколения в поколение передаются забавные народные потешки: «Ладушки-ладушки», «Сорока - белобока» и другие пальчиковые игры.

Педагог Василий Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». А известный немецкий ученый Эммануил Кант называл

руки видимой частью полушарий головного мозга.

Ручные навыки успешно использовала в работе с детьми итальянский гуманист и педагог, автор ставшей всемирно известной методики Мария Монтессори. По ее мнению, в дошкольном возрасте большое значение имеет сенсорное развитие. Мария Монтессори говорила, что каждое движение ребёнка — это ещё одна складочка в коре больших полушарий. Упражнения в повседневной жизни очень важны для маленьких детей. Тренировка пальцев рук является мощным тонизирующим фактором для коры головного мозга.

Правильное развитие мелкой моторики определяет также формирование у ребенка сенсомоторной координации — согласованного действия рук и глаз. С помощью зрения ребенок изучает окружающую действительность, контролирует свои движения, благодаря чему они становятся более совершенными и точными. Глаз как бы «обучает» руку, а с помощью ручных движений в предметах, которыми манипулирует ребенок, открывается больше новой информации. Зрение и движения рук становятся основным источником познания ребенком окружающей действительности.

Чем старше становится ребенок, тем активнее он использует руки и пальцы, чтобы повторить увиденное или осуществить задуманное. Он строит дома, башни и мосты, рисует животных и людей, буквы и числа, и в конечном итоге учится писать. При выполнении всех этих действий глаза помогают рукам.

По мнению Монтессори с помощью упражнений, развивающих мелкую моторику, ребенок учится следить за собой и своими вещами, учится правильно застегивать пуговицы, пришивать их, шнуровать ботинки. Мелкая моторика рук связана с формированием самостоятельности ребенка, концентрации внимания, умение довести выбранную работу до конца, получить удовольствие от сделанного очень важно для формирования личности человека в целом.

Жан-Жак Руссо в своём романе о воспитании «Эмиль» так написал о потребностях маленького ребё нка: «… он хочет всё потрогать, всё взять в руки. Не мешайте ему, это для него совершенно необходимое дело. Так он учится различать тепло и холод, твёрдость и мягкость, тяжесть, размер и форму предметов. О свойствах окружающих его вещей ребёнок узнаёт, сравнивая то, что видит, с ощущениями, которые получает от своих рук…» Действительно, рука имеет большое "представительство" в коре головного мозга.

Актуальность: По данным различных исследователей в настоящее время отмечается увеличение числа детей с задержкой психического развития. Эти дети отличаются пониженной работоспособностью, что в значительной степени связано с их физическим недоразвитием.

Главным образом страдает техника движений и двигательные качества: быстрота, ловкость, сила, точность, координация; выявляются недостатки психомоторики.

Слабо сформированы навыки самообслуживания, технические навыки в изодеятельности (лепке, аппликации, конструировании. Многие дети не умеют правильно держать карандаш, кисточку, не регулируют силу нажима, затрудняются при пользовании ножницами. Отмечается также недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.

Движения рук бывают неловкими, несогласованными. Созревание организма и становление психических процессов (мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально-волевой сферы личности происходит неравномерно и замедленно, отставая от нормы на год-два.

Снижена ориентировочно-познавательная деятельность, внимание ребенка трудно привлечь и удержать. Затруднена сенсорно-перцептивная деятельность.

Дети почти не владеют речью - пользуются или несколькими лепетными словами, или отдельными звукокомплексами.

Однако при любом виде отклонения от возрастной нормы развития и при любой тяжести этого отклонения у ребенка, можно создать условия, обеспечивающие положительную поступательную динамику его развития.

Цель моей коррекционной работы – Стимулирование развития речи у детей с задержкой психического развития с помощью пальчиковых игр и упражнений.

Для достижения поставленной цели, были определены следующие задачи:

1. Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речью детей.

2. Сделать работу по совершенствованию пальцевой моторики регулярной, выделив для нее оптимальное время.

3. Повысить у детей интерес к подобным упражнениям, превратив их в занимательную игру.

4. Развивать качества моторики : силу, ловкость, координацию.

5. Развивать знания и представления об окружающем мире.

6. Формировать социально-коммуникативную сферу ребенка.

Существует много игр и упражнений по развитию моторики.

Пальчиковые игры имеют следующие характеристики:

-универсальность - можно играть в любом месте в любое время;

-кратковременность - обычно не более 2-5 минут;

-активный, но безопасный телесный контакт в парных и групповых играх;

-невербальное общение в играх-«молчанках», использование языка жестов;

-наличие множества вариантов одной той же игры с изменяющимися правилами: постепенное усложнение как двигательных, так и мыслительных задач.

Пальчиковые игры - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях "вправо", "влево", "вверх", "вниз" и т. д.

Пальчиковые игры как бы отображают реальность окружающего мира — предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Пальчиковая гимнастика включает в себя активные упражнения и игры для пальцев рук. Ребенок выполняет вместе со взрослым, затем самостоятельно по памяти. Упражнение выполняется сначала правой рукой, затем левой, затем двумя руками вместе.

Для реализации своей работы наметила следующие этапы:

I этап – диагностический. Определила структуру дефекта и пути коррекции. Дети были неуклюжи, раскоординированы, плохо ориентировались в пространстве и в схеме собственного тела. При увеличении динамической нагрузки падало качество движений, распадались позы. Ребята ошибались, быстро утомлялись, движения становились неточными, нарушался их темп, ритм, плавность, появлялись синкинезии.

II Этап – подготовительный. Главной его задачей являлось установление доверительных отношений с ребенком, создание положительного эмоционального настроя, вызывание интереса к занятиям. Занятия у зеркала, разнообразная наглядность, релаксирующие упражнения, музыкальный фон, посильные задания помогали каждому поверить в свои силы, стимулировали к новым успехам.

III Этап – основной.

Начинала с упражнений «Солнышко-все пальчики смотрят в разные стороны, «Тучка»-пальцы сжаты в кулак. Темп выполнения – медленный.

IV Этап - Автоматизация полученных навыков. Пальчиковые игры дети показывали дома, друг другу.

Через 6 месяцев работы наблюдалась положительная динамика. Движения рук у детей стали более ловкими. У многих детей зрительная координация стала лучше. Упражнения выполняются точнее, с интересом.

Выводы: уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков. Психологи утверждают, что упражнения для пальцев рук развивают мыслительную деятельность, память и внимание ребёнка.

Итак, речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее – от пальцев. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями. В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

В. И. Сухомлинский

«Рука – это инструмент всех инструментов»,

Жан-Жак Руссо в своём романе о воспитании «Эмиль» так написал о потребностях маленького ребё нка: «… он хочет всё потрогать, всё взять в руки. Не мешайте ему, это для него совершенно необходимое дело. Так он учится различать тепло и холод, твёрдость и мягкость, тяжесть, размер и форму предметов. О свойствах окружающих его вещей ребёнок узнаёт, сравнивая то, что видит, с ощущениями, которые получает от своих рук…» Действительно, рука имеет большое "представительство" в коре головного мозга.

Список литературы:

1. Ахутина Т. В. Л. С. Выготский и А. Р. Лурия: становление нейропсихологии. // Вопросы психологии, 1996 — № 52.

2. Бабаева Т. И., Михайлова З. А. и др. Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду : издание 3-е переработанное. - СПб. : Детство - Пресс, 2004.

3. Блинова Л. Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития : учебное пособие для вузов. — М. : НЦ ЭНАС, 2004.

4. Борякова Н. Ю., Касицына М. А. Психолого-педагогическое обследование детей с задержкой психического развития в условиях специального детского сада II Журнал «Коррекционная педагогика», 2003 — №25.

5. Вассерман Л. И., Дорофеева С. А., Меерсон Я. А. Методы нейропсихологической диагностики. — СПб. :Стройлеспечать, 1997.

6. Венгер Л. А., Пилюгина Е. Г. Воспитание сенсорной культуры ребенка: книга для воспитателей детского сада. — М. : Просвещение, 1998.

Публикации по теме:

Психологическое сопровождение развития памяти у младших подростков с задержкой психического развития Психологическое сопровождение- это система профессиональной деятельности педагога- психолога, направленная на создание оптимальных условий.

Развитие речи детей с задержкой психического развития через театрализованную деятельность Что же такое задержка психического развития? Эти три зловещие буквы не что иное, как отклонение в психическом развитии. Основные трудности,.

Конспект итоговой НОД по ФЭМП для детей с задержкой психического развития 6–7 лет Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для детей с задержкой психического развития. Людмила Малинчан.

Характеристика диагностической программы для развития памяти у младших подростков с задержкой психического развития В целях подробного исследования проблемы развития памяти у детей младшего подросткового возраста с задержкой психического развития в психологии.

Обогащение и развитие словаря детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития Содержание работы дошкольного учреждения определяется с учетом пилотного проекта примерной основной образовательной программы дошкольного.

Особенности инклюзивного образования детей с задержкой психического развития В настоящее время современная система образования позволяет включить каждого ребёнка в образовательное пространство. Положения ФГОС предназначены.

Развитие мелкой моторики, как средство развития речи детей дошкольного возраста 1 СЛАЙД Добрый день. Вашему вниманию представлен опыт работы по теме «Развитие мелкой моторики, как средство развития речи детей дошкольного.

Развитие мелкой моторики рук как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста Почему одни дети говорят лучше, а другие хуже? По какой причине у одних в тетрадках красуются ровные ряды букв, а у других - сплошные каракули?.

Самообразования. Тема: «Развития мелкой моторики детей младшего возраста через тестопластку» У ребенка особая острота восприятия. То, что эмоционально воспринято в детстве, запоминается на всю жизнь. Восприятие красивого, формирует.

Семинар-практикум с родителями детей раннего возраста «Развитие мелкой моторики-залог развития речи и мышления малышей» Цель: формирование знаний у родителей о значении развития у детей мелкой моторики рук; обучение родителей методике самостоятельной работе.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Стимулирование развития речи у детей с задержкой психического развития через развитие мелкой моторики
Опубликовано: 12 декабря 2016 в 21:25
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД