Лучший педагог года

Стратегии взаимодействия родителей и детей как фактор формирования культуры общения

Елена Золотарёва
Стратегии взаимодействия родителей и детей как фактор формирования культуры общения

Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому. Родители- пример тому.

(народная мудрость)

В современном человекознании одним из важнейших направлений становится поиск путей благоприятного социального развития личности ребёнка. Понимание роли семьи как определяющей не только развитие ребёнка, но и, в конечном итоге, развитие всего общества привело к бурному росту научно- практических изысканий в области психологии родительско-детских отношений. Взаимодействие ребёнка с родителем является первым опытом взаимодействия с окружающим миром, этот опыт закрепляется и формирует определённые модели поведения с другими людьми. Семья как ближайшее социальное окружение ребёнка, удовлетворяет его потребность в принятии, признании, защите, эмоциональной поддержке, уважении. (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, М. И. Лисина, Э. Эриксон, А. Адлер и др.) В каждом обществе складывается определённая культура взаимоотношений и взаимодействия между родителями и детьми, возникают социальные стереотипы, определённые установки, взгляды на воспитание в семье, и наверное, не будет преувеличением сказать, что цивилизованность общества определяется не только отношением к женщинам, но и отношением к старикам и детям.

Публикация «Стратегии взаимодействия родителей и детей как фактор формирования культуры общения» размещена в разделах

В общении ребёнка со взрослым создаётся «зона ближайшего развития», где сотрудничество со старшим партнёром позволяет ребёнку реализовать свои потенциальные возможности. Специфика самой потребности в общении состоит в стремлении к познанию и к оценке других людей, а через них- к самопознанию и самооценке. В. Н. Мясищев выделял в общении 3 главных компонента:

1. Социальное отражение (когнитивный)

2. Эмоциональное отношение (эмоциональный)

3. Способ поведения (поведенческий)

Отношения формируются, как правило, в общении, в свою очередь отношения влияют на процесс общения. (А. А. Бодалёв) Большое значение для формирования определённого стиля общения с детьми в семье имеют социокультурные традиции, которые влияют на выбор тех или иных стратегий взаимодействия родителей с детьми. Традиционно исследования детско- родительских отношений строятся вокруг изучения роли взрослого в построении взаимодействия с ребёнком, а позиция ребёнка, особенно на ранних стадиях развития рассматривается как пассивная. Л. Демоз назвал современный стиль воспитания помогающим. Но во все времена, с глубокой древности и до наших дней, а вероятно, и в будущем не существовало и не будет существовать единого, однородного отношения к ребёнку, можно иметь только преобладающие позиции, тенденции, поскольку на отношения с детьми влияет ряд факторов :

Культурные и социальные (религия, мораль, обычаи, традиции, социальный статус, форма семьи, количество её членов, количество детей и т. д.)

• Экономические (развитие средств производства, форма хозяйствования, форма собственности, уровень развития медицины, доходы и т. д.)

• Политические и правовые (политический строй, законодательство, политическая стабильность)

• Психологические (опыт семьи, установки, личностные качества родителя и ребёнка и т. д.)

Из этих факторов можно выделить типологию семей:

Патриархально-общинная, где ребёнок подготавливается к самостоятельной жизни под авторитетом главы семьи. Из такой семьи выходит индивид без воли, без инициативы, без знаний, раб традиций, лишённый самостоятельности.

Неустойчивая, где приучают молодое поколение полагаться не на семью, а на государство. Ребёнка учат не тому, что потребуется в жизни, а тому, что нужно государству. Из такой семьи выходят бюрократы для государства с огромным чиновничьи госаппаратом.

Индивидуалистическая, где ребёнка приучают полагаться только на себя, свои знания, энергию, волю. Личная инициатива получает полную свободу. Родители рано приучают детей к самостоятельности, с ними обращаются как со взрослыми, готовят к взрослой жизни, дают знания, необходимые в жизни.

Типы семей определяют стили детско- родительских отношений. Они могут быть неправильными и правильными.

Неправильные стили:

• Жёстко-авторитарный. Применяется физическое наказание, моральное подавление. Ребёнок становится агрессивным, жестоким по отношению к слабым.

• Педантично-подозрительный. Родители не верят ребёнку, он становится хитрым, двуличным.

• Увещевательный. Родители действуют уговорами, объяснениями, не применяя никаких волевых воздействий и наказаний. Проявляют полную беспомощность. Дети в таких семьях, что называется, «садятся на голову».

• Непоследовательный. У родителей не хватает выдержки, самообладания для осуществления воспитательной тактики в семье. Возникают резкие перепады в отношениях с детьми- от наказания, слёз, ругани до умилительно- ласкательных проявлений, что приводит к потере родительского авторитета. Ребёнок становится неуправляемым, непредсказуемым, пренебрегает мнением старших.

Отстранённо-равнодушный стиль возникает в семьях, где родители, в частности мать, поглощены устройством своей личной жизни. Выйдя вторично замуж, она не находит сил и времени для детей от первого брака, равнодушна к детям и их поступкам. Ребёнок предоставлен самому себе, чувствует себя лишним, стремится меньше бывать дома. Зато с благодарностью воспринимают заинтересованное отношение со стороны постороннего взрослого, привязываются к нему.

• Попустительско-снисходительный. Родители не придают значения проступкам детей, считают, что «все дети такие», что «мы сами такими же были». Это может привести к серьёзным негативным последствиям.

• Позиция круговой обороны воспитания. Родители строят свои отношения с окружающими по принципу «наш ребёнок всегда прав», они агрессивно настроены ко всем, кто указывает на неправильное поведение их ребёнка. Дети из таких семей страдают особенно тяжёлыми дефектами морального сознания, они лживы, жестоки.

Демонстративный стиль. Родители, не стесняясь, всем и каждому жалуются на своего ребёнка, рассказывают о его проступках, явно преувеличивая степень их опасности, вслух заявляют, что он растёт «бандитом». Это приводит к утрате у ребёнка стыдливости, чувства раскаяния за свои поступки, снимает внутренний контроль за своим поведением, вызывает озлобление по отношению к родителям, взрослым.

«Кумир семьи». Данное отношение часто возникает по отношению к поздним детям. В таких семьях на ребёнка готовы молиться, все его просьбы и прихоти выполняются, в результате у него формируется крайний эгоцентризм, эгоизм, первыми жертвами которого становятся сами родители.

Правильные стили родительско-детских отношений (А. Адлер) :

Родитель должен завоевать любовь ребёнка, она- главнейший помощник и безусловная гарантия его воспитуемости.

• Лучшая поддержка в развитии ребёнка-его уверенность в собственных силах. Уверенность в себе-личностная смелость ребёнка и величайшее счастье для него. Слабые и болезненные дети легко теряют уверенность в себе, так же как и избалованные и излишне опекаемые.

• Ни при каких обстоятельствах ребёнок не должен бояться своего родителя.

• Похвала и награда предпочтительнее наказания. Если наказание невозможно избежать, то оно должно информировать ребёнка о том, что он сделал неправильно и концентрировать его внимание на лучших способах поведения.

• Вместо того, чтобы требовать слепого подчинения, следует в максимально возможной степени оставлять за ребёнком свободу решения.

Основные понятия взаимодействия родителя и ребёнка- «равенство», «сотрудничество», «естественные результаты». С ними связаны 2 принципа воспитания: отказ от борьбы за власть и учёт потребностей ребёнка. А. Адлер подчёркивал равенство между родителем и ребёнком, как в области прав, так и в области ответственности,- равенство, но не тождественность. Необходимо родителю научиться уважать уникальность, индивидуальность и неприкосновенность ребёнка. Отсюда вытекает самый оптимальный способ взаимодействия родителей и детей- демократический стиль.

Становление ребёнка как личности начинается в семье, выступающей первым и определяющим внешним условием в жизни ребёнка. Это те близкие люди, которые осуществляют не только уход за ребёнком, но и «вводят в культуру». Семья- определённый морально- психологический институт для ребёнка, это первая школа отношений с людьми. Сохранение положительных взаимоотношений родителя с ребёнком-условия, в которых личность ребёнка будет развиваться благополучно. Хорошее отношение со стороны родителей жизненно необходимо ребёнку. Именно в семье формируется культура общения со взрослыми, сверстниками и переносится уже во взрослом возрасте на свою семью, своих детей. Благодаря условиям, в которых формировалась личность копируется стиль общения, поведения (осознанно или на подсознательном уровне). От семьи зависит развитие общества в целом. Многие аспекты взаимодействия родителей и детей остаются не изученными. Социально- психологическое их изучение может способствовать более глубокому осмыслению данной проблемы. Важно отметить, что семья является одной из самых закрытых межличностных групп, это создаёт определённые трудности для экспериментального исследования, вместе с тем она оказывает мощное влияние во многих областях жизни, и с этим связана необходимость и важность её изучения.

Первый жизненный цикл формирования человека занимает начальные 6-7 лет жизни ребёнка. Полную ответственность за воспитание детей и их развитие несут родители. Государство оказывает содействие воспитанию детей через дошкольные учреждения образования. В ДОУ основными формами взаимодействия взрослых с детьми являются игра, труд и совместный отдых Семья и дошкольное учреждение-два важных института социализации ребёнка. Необходимо их тесное взаимодействие. Сложившаяся педпрактика показывает, что осознанное включение родителей в единый совместный с педагогами процесс воспитания ребёнка-самое эффективное средство правильного развития ребёнка. В ДОУ мы используем разные формы работы с родителями, а именно: родительские собрания по разным темам, музыкальные утренники, спортивные мероприятия, анкетирование, тематические выставки, оформление и озеленение участков с привлечением родителей, индивидуальные консультации, папки- передвижки тематические, походы на природу, дни открытых дверей.

Такие формы сотрудничества, безусловно способствуют налаживанию тесной взаимосвязи между родителем и ребёнком и помогают в выработке стратегии взаимодействия между ними.

Публикации по теме:

«Воспитание культуры общения у детей старшего дошкольного возраста» Опыт работы соответствует Федеральному Государственному Образовательному Стандарту дошкольного образования и построен на основных принципах.

Консультация для родителей «Формирования навыков общения у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Консультация для воспитателей ТЕМА: «Формирования навыков общения у детей дошкольного возраста посредствам игровой деятельности» Подготовила:.

Консультация для родителей «Сказка как фактор эмоциональной устойчивости детей» Консультация для родителей. Сказка как фактор эмоциональной устойчивости детей. Между мыслями, чувствами и поведением существует связь.

Консультация для родителей «Воспитание культуры общения в семье» Семья - колыбель духовного роста ребенка, основной фундамент воспитания культуры общения. Здесь ребенок быстрее учится чувствовать сердцем.

Консультация для родителей: «Значение культуры общения в дошкольном возрасте» Дорогие взрослые! Всем нам хочется чтобы наши дети говорили правильно и красиво, всегда здоровались и прощались, но чтобы этого добиться.

Консультация «Взаимосвязь формирования эмоциональной компетентности и навыков конструктивного общения у детей» Взаимосвязь формирования эмоциональной компетенции и навыков конструктивного общения у детей или эмоциональное наполнение жизни ребёнка.

Педагогическая реклама для воспитателей «Экологическая сказка как фактор успешного развития экологической культуры» Я рада Вас приветствовать в этот хороший солнечный день. Меня зовут Екатерина Валерьевна и я представляю агенство «Подари природе жизнь».

План по самообразованию «Здоровый образ жизни как фактор формирования здоровой личности» Актуальность: Здоровье – это не отсутствие болезней как таковой или физических недостатков, а состояние полного физического, душевного,.

Развлечение в средней группе «Поможем Петрушке стать вежливым» Развлечение в средней группе «Поможем Петрушке стать вежливым.» ___ Программное содержание: Формирование.

Семейный клуб в детском саду, как фактор художественно-эстетического развития детей в процессе взаимодействия ДОУ и семьи. Семейный клуб "Фантазёры" в детском саду, как фактор художественно-эстетического развития детей в процессе взаимодействия детского сада.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Стратегии взаимодействия родителей и детей как фактор формирования культуры общения
Опубликовано: 1 февраля 2017 в 12:49
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД