Перегонцева Ольга
Структура и типология родительского отношения
▼ Скачать + Заказать документы
Родительское отношение описывается в разных психологических школах в весьма различных понятиях и терминах. Вместе с тем практически во всех подходах можно усмотреть исходную дихотомию, которая задает поляризацию родительского отношения. С одной стороны, главной характеристикой родительского отношения является любовь, которая определяет доверие к ребенку, радость и удовлетворение от общения с ним, стремление к его защите и безопасности, безусловное принятие и внимание, целостное отношение к нему. С другой стороны родительское отношение характеризуется требовательностью и контролем. Именно родитель является носителем общественных норм и правил, оценивает его действия, осуществляет необходимые санкции, которые обусловлены определенными родительскими установками.
Публикация «Структура и типология родительского отношения» размещена в разделах
Исходя из этого, можно предположить, что данные амбивалентные характеристики отражают реальную, объективную двойственность родительской позиции. С одной стороны, это безусловная любовь и глубинная связь, с другой — это объективное оценочное отношение, направленное на формирование ценных качеств и способов поведения. Наличие этих противоположных начал характерно не только для родительского отношения, но и для межличностных отношений вообще. Другой человек выступает, с одной стороны, как совокупность отдельных качеств, которые могут быть предметом оценки, сравнения, познания или воздействия, с другой - он является самоценной и целостной личностью, не сводимой к частным проявлениям. Если первый аспект задает границы себя и другого, порождает обособленность и отдельность, то второй - создает общность и причастность друг к другу.
Тип родительского отношения и соотношение его структурных компонентов определяется не только индивидуальными особенностями родителей, но и возрастом ребенка. Отношение к младенцу носит в большей степени личностный характер. По мере взросления ребенка начинает проявляться и предметное начало. Характер родительского отношения, который определяется преобладанием у родителя предметного или личностного начала, определяет стиль его поведения с ребенком и оценку ребенка родителем
Говоря о типологии родительского отношения, можно отметить, что в психологии были предприняты многочисленные попытки построить типологию родительского отношения к ребенку. С. Броди описал четыре типа отношения матери к ребенку:
1) успешное приспособление матери к потребностям ребенка, поддерживающее, разрешающее поведение;
2) сознательное приспособление матери к потребностям ребенка;
3) отсутствие у матери интереса к ребенку, доминирование чувства долга;
4) непоследовательность матери по отношению к ребенку.
Последний является наиболее неблагоприятным, так как непоследовательность материнского поведения лишает ребенка ощущения стабильности и порождает у него тревожность.
Зигельман выделили шесть типов родительского отношения:
1) отвержение;
2) безразличие;
3) гиперопека;
4) сверхтребовательность;
5) устойчивость;
6) активная любовь.
Они полагают, что устойчивость и активная любовь обеспечивают гармоничное развитие личности ребенка. Отвержение ребенка является наиболее травмирующим и вызывает у него повышенный уровень тревоги и агрессивности.
Общепринятой в западной психологии является теоретическая модель Баумринд, которая включает три стиля родительского поведения: авторитетный, авторитарный и попустительский
В отечественной психологии были так же описаны типологии родительского отношения на основе анализа клинических данных. В. И. Гарбузов с соавторами выделили три типа неправильного воспитания:
1) неприятие индивидуальных особенностей ребенка;
2) гиперсоциализация, выражающаяся в повышенных требованиях к ребенку без учета его индивидуальных особенностей;
3) эгоцентризм, когда ребенок становиться "кумиром семьи", "смыслом жизни" для родителей.
Все три типа воспитания крайне неблагоприятны для развития ребенка и ведут к формированию различных неврозов
А. С. Спиваковская подчеркивает, что абсолютного идеала, нормы в воспитательной деятельности не существует- отношения с ребенком глубоко индивидуальны и неповторимы, однако можно сформулировать основные "правила", которым родителям необходимо следовать - это любовь и независимость. Родительская любовь и уверенность ребенка в родительской любви являются источником и гарантией его эмоционального благополучия, телесного и душевного здоровья. Предоставление ребенку определенной меры самостоятельности зависит от его возраста и мотивов воспитания.