Структура электронного портфолио логопеда

Людмила Мацыборко
Структура электронного портфолио логопеда

Определение и основное назначение портфолио

Портфолио - это инструмент мониторинга профессиональных достижений. Портфолио представляет собой папку-накопитель, в которую помещаются материалы, отражающие достижения работника в профессиональной деятельности и его эффективный профессионально-общественный опыт за определенный отрезок времени (в течение всего аттестационного периода, от аттестации до аттестации).

Портфолио позволяет учителю- логопеду проанализировать, обобщить и систематизировать результаты своей работы, объективно оценить свои возможности и спланировать действия по преодолению трудностей и достижению более высоких результатов.

Представленные в портфолио материалы, рассматриваются как свидетельства профессионализма и результативности работы учителя-логопеда, подтверждающие основания для аттестации, а также позволяющие сделать выводы при проведении экспертизы на соответствие заявленной квалификационной категории.

Структура и содержательное наполнение портфолио

Портфолио должен отражать субъектную позицию аттестуемого как профессионала, которая выражается в умении решать профессиональные задачи, используя профессиональные знания и умения, различные освоенные способы деятельности. При этом способы решения профессиональных задач, тактика и стратегия профессионального поведения педагога могут существенно отличаться.

Основными разделами портфолио, которые в первую очередь оцениваются экспертами, являются:

1. Результативность коррекционной деятельности, где рассматриваются характеристики качества логопедического воздействия, предоставляемого конкретным учителем-логопедом;

2. Характеристики профессиональной (научно-методической) деятельности как условия обеспечения качества коррекции, где рассматриваются показатели владения учителем-логопедом современными технологиями, показатели включенности в методическую работу, показатели инновационной (проектной) научной и исследовательской деятельности.

Дополнительно к основным разделам, в портфолио должны быть включены такие разделы как: общие сведения о педагогическом работнике, копии документов и оглавление. Эти разделы позволяют структурировать материалы портфолио таким образом, чтобы эксперты могли быстро ориентироваться в представленных материалах.

Принципы работы по оформлению портфолио

1. Системность и регулятивность самомониторинга.

2. Достоверность.

3. Объективность.

4. Нацеленность автора на самосовершенствование.

5. Структуризация материалов, логичность и лаконичность всех письменных пояснений.

6. Аккуратность и эстетичность оформления.

7. Целостность, тематическая завершенность представленных материалов.

8. Наглядность результатов работы.

9. Технологичность.

Требования к оформлению портфолио

1. При оформлении портфолио следует учитывать основные требования. Так, обязательно наличие четко сформулированного оглавления (с наименованиями материалов, номерами страниц и т. п.).

2. Объем материалов портфолио – папка – 30 (70) файлов.

3. Текст размещается на одной стороне листа белой бумаги формата А 4 с соблюдением следующих размеров полей:

- левое – не менее 30 мм,

- правое – не менее 10 мм,

- верхнее – не менее 20 мм,

- нижнее – не менее 15 мм.

При компьютерном наборе печать производится шрифтом 13 пунктов. Междустрочный интервал – полуторный.

Структура и содержание портфолио

аттестуемого включает в себя следующие обязательные разделы:

1 раздел

(ориентиры и основания)

1. Оглавление

2. Общие сведения о педагогическом работнике

3. Копии документов

2 раздел

(Результативность и качество – динамика учащихся)

4. Результативность педагогической деятельности

3 раздел

(средства и методы достижения качества и результатов)

5. Научно-методическая деятельность

6. Учебно-материальная и техническая база

Содержательное наполнение основных разделов зависит от специфики деятельности учителя-логопеда и наполняется материалами по его усмотрению. Необходимо обратить внимание на то, что все представленные в портфолио материалы должны подтверждаться копиями документов или быть заверенными соответствующими людьми. В портфолио не стоит вкладывать полные тексты авторских программ, методических разработок и других объемных материалов, достаточно представить список и обобщенные данные.

I РАЗДЕЛ

(ориентиры и основания)

1. Оглавление

Оглавление должно содержать перечисление всех представленных в портфолио материалов;

Оглавление составляется на отдельном листе, который заверяется руководителем ОУ (в электронном виде сканированный документ с подписью и печатью руководителя ОУ, а также оригинал на печатном носителей

2. Общие сведения о педагогическом работнике

• ФИО. Дата рождения.

• Сведения об образовании.

• Стаж работы: общий трудовой, педагогический, (психологический, в указанном ОУ.

• Имеющаяся квалификационная категория (указать с какого времени).

• Занимаемая должность (указать с какого времени).

• Полное название образовательного учреждения, в котором работает в данный момент времени (указать почтовый и электронный адрес; телефоны).

• Награды, грамоты, благодарственные письма. Документы (приказы, подтверждающие наличие дипломов, ученых степеней, почетных званий, наград, грамот и благодарственных писем.

• Членство в комиссиях и экспертных группах (аттестационной, ЕГЭ, ГИА, конфликтной, ПМПК и др.)

• Повышение квалификации (за последние 5 лет).

• Контактный телефон и электронный адрес.

Составляется на отдельном листе (в электронном виде, все сведения (кроме контактного телефона и электронного адреса) должны подтверждаться электронными копиями документов, представленных в разделе портфолио «Копии документов».

3. Копии документов

Этот раздел должен содержать копии следующих документов:

• Диплом (ы) об образовании (без вкладыша, диплом базового педагогического образования, диплом о переподготовке и дополнительном образовании);

• аттестационный лист;

• документы, свидетельствующие о государственных наградах и званиях; почетные грамоты, благодарственные письма;

• свидетельства об обобщении опыта работы;

• удостоверения, свидетельства и сертификаты о повышении квалификации;

• приказы о членстве в комиссиях и экспертных группах.

Составляется в электронном виде, в отдельной папке «Копии документов».

II РАЗДЕЛ

(программы, педагогические технологии, методы, приёмы)

1. Профессионализм учителя-логопеда в выборе учебно-методических средств и технологий коррекционной работы;

Приводится:

1) обоснование выбора аттестуемым учителем-логопедом коррекционной программы или педагогической технологии, методики, метода, приема или применения в своей практике тех или иных средств логопедической диагностики для оценки результатов логопедического воздействия (по теме самообразования);

2) описание самой программы, педагогической технологии, методов, приемов, педагогической диагностики и др. ;

3) описание этапов работы по внедрению программы, технологии, методики и др. ;

4) наличие авторских программ, прошедших экспертизу (экспертное заключение об авторстве);

5) обоснование выбора аттестуемым учителем-логопедом используемых коррекционно-образовательных технологий;

6)использование информационно-коммуникативных технологий в коррекционном процессе, технологий обучения детей с проблемами развития и т. п. ;

Желательно отразить.

Сколько:

• в методической копилке собрано ___ презентаций.

• из них собственных разработок - ___

• тестов - ___

электронных пособий - ___

• проведено ___ занятий с использованием ИКТ

Список используемых Интернет-ресурсов

7) размещаются материалы, иллюстрирующие работу по коррекционной программе, педагогической технологии (методики, метода и др.):

конспекты или фрагменты коррекционных занятий.

8)для показа умений по планированию можно включить годовые или ежедневные планы работы, снабженные необходимыми комментариями.

IIIРАЗДЕЛ

(Результативность, качество, динамика)

1. Результативность и качество коррекционной работы

Материалы данного раздела должны давать представление о динамике результатов логопедического воздействия в коррекционной работе аттестуемого учителя-логопеда не менее чем за 3-5 лет.

В этот раздел помещаются:

1) материалы о результатах освоения детьми программ логопедической работы по преодолению нарушения устной речи (фонетического, фонетико-фонематического; общего недоразвития речи) или письменной речи и сформированности у них ключевых компетентностей;

2) результаты работы по данной педагогической технологии, методике, методе, приеме и др.

3) сравнительный анализ деятельности учителя-логопеда за 3 года по коррекции и (или) формированию устной или письменной речи;

IVРАЗДЕЛ

(средства и методы достижения качества и результатов)

1. Научно-методическая деятельность

В данный раздел помещаются документы (сертификаты, приказы, экспертные заключения) и др. материалы, свидетельствующие об особенностях педагогического опыта работы, его диссеминации в ходе профессионального взаимодействия, о результатах научно-исследовательской работы. Необходимо представить материалы подтверждающие:

• список мастер-классов,

• участие в инновационной и экспериментальной деятельности (экспериментальные площадки, лаборатории и др.);

• проведение научных исследований;

• написание рукописей кандидатской или докторской диссертации;

• наличие публикаций;

• участие учителя-логопеда в профессиональных и творческих педагогических конкурсах, конференциях, педагогических чтениях, методических и предметных неделях, грантовых проектах и т. п. ;

• работа в методическом объединении учителей-логопедов (школьного, городского и районного уровней, сотрудничество с районным методическим центром, вузами и другими учреждениями;

• организация и проведение открытых логопедических занятий, семинаров, "круглых столов", мастер-классов и др. мероприятий;

• тематических родительских собраний.

• Информацияоб использованных учителем-логопедом способах распространения обобщенного и представленного в портфолио опыта работы:

- МО,

- СМИ,

- публикации,

- размещение в интернете

2. Учебно-материальная и техническая база (презентация логопедического кабинета)

o текстовое представление кабинета (2-3 листа)

o фотографии кабинета

В этом разделе помещается выписка из паспорта учебного кабинета (при его наличии, где фиксируется:

• наличие словарей, справочной литературы по предмету;

• наличие наглядных пособий (макеты, таблицы, схемы, иллюстрации, речевые профили и др.);

• наличие дидактического материала, сборников упражнений, примеров рефератов и сочинений и т. п. ;

• наличие аудио- и видеопособий;

• наличие технических средств обучения (телевизор, видеомагнитофон, музыкальный центр, проектор, интерактивная доска и др.);

• наличие компьютера и компьютерных средств обучения (компьютерные программы и тренажёры):

В методической копилке собрано ___ презентаций.

Из них собственных разработок - ___

Тестов - ___

Электронных пособий - ___

Проведено ___ занятий с использованием ИКТ

Портфолио предъявляется на электронном и бумажном носителе. Педагогический работник сам выбирает те достижения, которые, по его мнению, могут быть зачтены в его портфолио. Портфолио представляется аттестуемым в экспертную группу не позднее чем за две недели до квалификационного испытания.

Публикации по теме:

Мастер-класс «Развитие способности к конструированию у старших дошкольников с помощью электронного конструктора «Знаток» Методическая разработка мастер-класса на тему: Представление опыта работы по развитию способности к конструированию у старших дошкольников.

Структура игровой деятельности дошкольниковСтруктура игровой деятельности дошкольников Мир маленького ребенка - это копия мира взрослых. Каждую игрушку малыш способен наделить как существующими, так и выдуманными свойствами.

Образец портфолио для воспитателя детского сада: виды, структура, рекомендации по составлению Что такое портфолио? Что же такое портфолио воспитателя детского сада для аттестации, которая обязательно будет в жизни каждого?. Портфолио.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
  • Музыка, музыкальные инструменты
Автор публикации:
Структура электронного портфолио логопеда
Опубликовано: 12 сентября 2019 в 18:47
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
17 сентября. День «Неопалимой купины»

«Неопалимая купина» – такое название конкурсов рисунков и поделок на противопожарную тематику стало уже давно привычным. Оно произошло от библейского предания о пылающем, но не сгорающем кусте, из...

17 сентября. День космоса на МААМ

17 сентября 1857 года родился человек, без которого невозможно представить космическую историю. Константин Эдуардович Циолковский еще на заре 20 века предложил использовать ракеты для космических полетов....

Мастер-класс изготовления панно из гальки «Цветы ромашки»
Ромашка, излучая свет, На солнышко похожая, Спешит везде за нами вслед, Своя, не перехожая. До поздней осени на нас Бросает взгляды смелые Ее веселый...
Подборка литературного материала «Здравствуй, детский сад!»
Подборка литературного материала "Здравствуй, детский сад! " Методическая разработка в группе подготовительного к школе возраста. Разработала воспитатель...
Фотозарисовки морского праздника «Водная ассамблея»
В минувшее воскресенье в акватории реки Преголи и на территории Набережной исторического флота у Музея Мирового океана состоялся большой водный праздник...