Субъективное восприятие мира природы детьми дошкольного возраста

Ирина Дементьева
Субъективное восприятие мира природы детьми дошкольного возраста

Актуальность данной темы заключается в том, что мы как воспитатели столкнулись в своей деятельности с таким явлением как снижение интереса детей к природе. Ведь именно дошкольный возраст является ключевым для формирования бережного отношения к природе, осознание важности ее охраны и заботы о ней.

В своей работе мы столкнулись с неоднозначным явлением, работая с детьми, используя все знания и опыт, не всегда получают ожидаемый результат. Одна часть детей с интересом и вниманием слушают рассказы о животных, проявляют активность в беседах, с успехом решают экологические задачи, однако, при проведении практических занятий становятся пассивны, даже пытаются уклониться, в то время как вторая часть детей проявляет себя в точности наоборот. Это будет зависеть от субъективного восприятия мира природы. Как человек воспринимает природу, какой внутренний образ ее он у себя формирует, от этого будет во многом зависеть и его конкретное отношение к ней. Возникает вопрос, когда и в связи с чем, формируется субъективное восприятие мира природы у детей.

Л. Н.Толстой в своих биографических записках отмечает: «Природа до пяти лет не существует для меня. Все, что я помню, все происходит в постельке, в горнице. Ни травы, ни листьев, ни неба, ни солнца не существует для меня. Не может быть, чтобы не давали мне играть цветами, листьями, чтобы я не видал травы, чтоб не защищали меня от солнца, но лет до пяти, до шести нет ни одного воспоминания из того, что мы называем природой» [3].

Субъективное восприятие природы начинает развиваться у ребенка только на основе соответствующего жизненного опыта, который появляется у него в дошкольном возрасте. Это, во-первых, опыт его непосредственных контактов с животными и растениями и, во-вторых, опыт общения со взрослыми, в процессе которого ребенку сообщаются определенные сведения о мире природы и транслируются, свойственные взрослым экологические установки.

С. Д. Дерябо и В. А. Ясвин в своих работах рассматривая эту проблему, утверждают, что субъективное восприятие, будет формироваться на основе наделения объектов природы субъективностью [1,с. 165]. Г. П.Шиленок приводит следующие эпизоды:

- Почему у вас в аквариуме нет рыбок?

- Сдохли,- отвечает без тени эмоций пятилетний дошкольник.

- Зачем ты ломаешь кусты?

- А их здесь много! [2, с. 144 ].

Такие ответы детей, вызывают возмущение и не понимание со стороны воспитателей. Хотя это объясняется возрастными особенностями мышления дошкольника и их представлениями о том, что все объекты и явления окружающего мира изготовлены самими людьми для своих собственных целей. Это явление носит название «артификализм».

Свойственный дошкольникам артификализм проводит к формированию у них прагматического характера отношения к природе. Это выражается в потребительском отношении к ней, возможном проявлении агрессии и девальвации нравственных ценностей. Возрастает вероятность негативной тенденции воспитания антигуманного, а порой жесткого отношения ко всему живому [4].

Существуют формы субъективного восприятия, которые позволяют изменить отношение к природе,как просто объекту:

1)Анимизм - вера в наличие у природных объектов души;

2)Антропоморфизм – природа, как уподобление человеку, может чувствовать, мыслить, действовать.

3) Субъектификация - объекты природы для человека становятся субъектами, он с ними может разговаривать (с растениями, животными, утреней зарей).

Механизм формирования субъективного восприятия природыделится на три канала: перцептивный - в процессе построения перцептивного образа, когнитивный - на основе переработки получаемой информации, практический - в процессе непосредственного практического взаимодействия.

Важнейшую роль в формировании субъективного отношения к природе играют психологические релизеры. Психологический релизер - это специфический стимул, связанный с природным объектом, определяющий направление и характер формирования субъективного отношения к нему. [5].

Например, разнообразие объектов природы, особенности видов, специфики, будут стимулировать ребенка на взаимодействие с ними и стремление познать их. Но для этого нужно, чтобы взрослый развивал каналы восприятия ребенка, заострял внимание детей на незаметных для них на первый взгляд явлениях. Это способствует развитию субъективного восприятия мира природы детьми дошкольного возраста.

Таким образом, субъективное восприятие природы развивается у ребенка с помощью взрослого. В наших руках возможность сохранить экологию, вырастив поколение детей, которое будет принимать природу как равную себе, любить, уважать и оберегать ее.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Дерябо С. Д., Ясвин В. А. Экологическая педагогика и психология. - Ростов-на-Дону. Феникс, 2006; с. 165.

2. Ясвин В. А. — «Психология отношения к природе». 2000г. с. 144.

3. http://www.maam.ru/detskijsad/yekologija-dushi.html

4. http://cert.covenok.ru/files/kids_detsad_2015/5948.pdf

5.http://www.psychological.ru/default.aspx?s=0&p=26&0a1=658&0o1=2&0s1=1

Публикации по теме:

Познавательно исследовательская деятельность с детьми старшего дошкольного возраста «Вода — чудо природы» Тема: "Вода - чудо природы". Цель: представить опыт работы по познавательно - исследовательской деятельности с детьми подготовительной группы.

Дидактический материал «Карта мира» для детей дошкольного возрастаДидактический материал «Карта мира» для детей дошкольного возраста Дидактический материал «Карта мира» для детей дошкольного возраста Автор: Тарара Серафима Вячеславовна воспитатель МБДОУ ДС № 3 «Вишенка».

Конспект музыкального занятия с детьми среднего дошкольного возраста по программе «Детство» «Знакомимся со звуками природы» Конспект музыкального занятия с детьми среднего дошкольного возраста по программе «Детство». Ф. И. О. Лазарева Ирина Николаевна ОУ МДОУ д/с.

Конспект ООД по формированию целостной картины мира с детьми младшего дошкольного возраста «Осенняя прогулка» Конспект ООД — познавательное развитие (формирование целостной картины мира) с детьми младшего возраста. Тема: «Осенняя пргулка» Программное.

Мастер-класс по лепке «Голубь — символ мира» с детьми старшего дошкольного возрастаМастер-класс по лепке «Голубь — символ мира» с детьми старшего дошкольного возраста Доброго времени суток, друзья и коллеги! В предыдущей публикации я рассказала о том, как мы рисовали праздничный салют с воспитанниками.

Паспорт проекта «Народы России и мира» для детей старшего дошкольного возраста Паспорт проекта «Народы России и мира» Составила: старший воспитатель МКДОУ «Детский сад №7» Ильина Р. М. Вид проекта: информационно –.

Познавательно-исследовательская деятельность с детьми старшего дошкольного возраста «Вода — чудо природы!»Познавательно-исследовательская деятельность с детьми старшего дошкольного возраста «Вода — чудо природы!» Тема: "Вода - чудо природы!" Цель: представить опыт работы по познавательно - исследовательской деятельности с детьми подготовительной группы.

Презентация для детей старшего дошкольного возраста «Чемпионат мира по футболу 2018» Чемпионат мира по футболу - главное международное соревнование по футболу, в котором могут участвовать мужские национальные сборные стран-членов.

Презентация для детей старшего дошкольного возраста «Чемпионат мира по футболу 2018» Чемпионат мира по футболу - главное международное соревнование по футболу, в котором могут участвовать мужские национальные сборные стран-членов.

Экспериментирование как средство познания окружающего мира для старшего дошкольного возрастаЭкспериментирование как средство познания окружающего мира для старшего дошкольного возраста Кадый ребенок -маленький исследователь. Любопытство, жажда новых впечатлений, постоянное стремление наблюдать и эксперементировать побудило.

Библиотека изображений:
  • Цифры
  • Изучаем цвета
  • Космос
Автор публикации:
Субъективное восприятие мира природы детьми дошкольного возраста
Опубликовано: 20 декабря 2018 в 15:36
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
14 мая. День народной куклы на МААМ

Очередной тематический день посвящен игрушкам, которые дошли до нас из глубины веков. Воспользуйтесь специальной подборкой игр и занятий, чтобы познакомить детей с видами народных  кукол и сделать для...

14 мая. День радуги на МААМ

После весеннего дождя так приятно увидеть в небе радугу – чудесное явление природы, в котором семь цветов плавно переходят друг в друга через множество промежуточных оттенков. Очередной тематический день...


Горячие темочки