Татьяна Роговенко
Субтест выявления стартовых модулей при автоматизации звука [Р] в словах и свободной речи
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема:
Звук «Р» поставлен, но закрепление и автоматизация в словах и свободной речи идёт долго и тяжело.
Как облегчить этот период для ребёнка и помочь логопеду правильно спланировать свою работу?
Необходимо выявить на какой стадии принятия звука находится ребёнок.
Для решения этой задачи был создан субтест выявления стартовых модулей автоматизации звука «Р» в словах и свободной речи.
Публикация «Субтест выявления стартовых модулей при автоматизации звука [Р] в словах и свободной речи» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2021
Для проведения тестирования подбираются картинки со звуком «Р» в разных стартовых позициях и игровое поле, разделённое на 6 квадратов (я использую тренажёр речевой активизации ТРА). Для детей дошкольного возраста используется картинный материал, а для проведения тестирования детей школьного возраста, можно использовать карточки со словами.
На игровое поле выставляются картинки в особой последовательности.
1 ряд- звук «Р» в словах находится в положении после согласного, перед ударным гласным звуком.
2 ряд - звук «Р» в словах находится после безударной гласной, перед ударной гласной.
3 ряд - звук «Р» в словах стоит после ударной гласной, перед безударной гласной
Проведение тестирования:
Испытуемый – мальчик Руслан (короткая массивная уздечка языка, звук «Р» поставлен, но в речи ребёнок его выпускает или произносит тяжело, утрированно)
Ход тестирования:
1. Логопед предлагает ребёнку произнести все слова на игровом поле, начиная с нижнего ряда.
3 ряд ГОРОД ПАРУС
2 ряд КОРОВА ДОРОГА
1ряд ГРУША НАГРАДА
2. Предложить ребёнку ещё раз произнести все 6 слов и выбрать самые трудные в произношении звука «Р» слова и перевернуть картинки рисунком вниз.
Руслан выбрал «ГОРОД и ПАРУС»
3. Ребёнок ещё раз произносит оставшиеся слова и выбирает самые лёгкие в произношении звука «Р» слова, переворачивая остальные картинки рисунком вниз.
Руслан определил для себя самыми лёгкими в произношении звука «Р» слова : ГРУША и НАГРАДА.
Анализ результатов субтеста
Анализируя полученные результаты, можно работу по автоматизации звука «Р» в словах разбить на три этапа.
1 этап.
Слова с положением звука «Р» после согласного звука, перед ударной гласной стали по выбору ребёнка, самыми лёгкими в произношении. Возможно языковая моторика и статика ещё не достаточно развита и языку необходим толчок, поддержка и именно это даёт ему смычной (взрывной звук и движение к ударному звуку.
Поэтому можно на первом этапе работы планировать отработку звука «Р» в словах с 1, 2 или тремя слогами, подобного строения (звук «Р» в положении после согласного звука, перед ударной гласной).
2 этап.
На втором этапе работы планируется работа на материале слов со звуком «Р», который находится в положении перед ударным гласным звуком.
3 этап
На третьем этапе работы подбирается картинный материал или слова с позицией звука «Р» сразу после ударного гласного звука.
Итог:
Использование результатов субтеста выявления стартовых модулей при автоматизации звука «Р» в словах и свободной речи, помогает пошагово составить индивидуальный план логопедической работы с ребёнком, эффективно и быстро автоматизировать звук «Р» в словах и свободной речи, с экономией сил и времени, как ребёнка, так и логопеда.
График произносительных возможностей
Вертикальная шкала-шкала артикуляционного напряжения:
Гласный ударный звук 6
Гласный безударный звук 5
Согласный звонкий мягкий звук 4
Согласный звонкий твёрдый звук 3
Согласный глухой мягкий звук 2
Согласный глухой твёрдый звук 1
Горизонтальная шкала- шкала звуков.
P.S.
Очень жаль, что графики не отражаются в тексте.