юлия Рудь
Сущность понятия «ценное отношение» в современных педагогических исследованиях
▼ Скачать + Заказать документы
Разработкой понятий «ценности» и «ценностное отношение» занимались и занимаются по сей день известные педагоги и психологи. Ими выдвинута основная задача, которая заключается в формировании социально-адаптированной к жизни в обществе личности. В работе по формированию ценностного отношения следует учитывать, что каждая личность индивидуальна и имеет свою внутреннюю установку на то или иное действие. Формирование ценностного отношения к чему-либо, или к самому себе, является важнейшей задачей воспитания личности. Это долговременный процесс, он требует согласования, организации и проведения действий со стороны педагогов и родителей.
Публикация «Сущность понятия „ценное отношение“ в современных педагогических исследованиях» размещена в разделах
Для более детального изучения понятия «ценностное отношение» необходимо рассмотреть понятия «ценность» и «отношение»
В. П. Тугаринов даё т такое определение: «ценности- предметы, явления природы и их свойства, которые наблюдаются объектом, полезны и приятны ему…». В сою очередь известный психолог М. С. Яницкий утверждает, что ценности обладают особым смысловым значением в жизни объекта, которое впоследствии получает для него положительный смысл.
С педагогической точки зрения ценности могут выступать как идея, образ, научная концепция. Необходимость ценности возникает в ходе практической деятельности, зарождаются цели, задачи, а результатом является непосредственно ценность, однако, следует понимать, что не весь результат может быть ценностью, а только та его часть, которая несёт социальную значимость. В педагогике ценности выступают как форма познавательной активности в виде образов, представлений, идеалов, норм и правил.
Изучением ценностей занимались известные педагоги : О. В. Дыбина, В. А. Сластёнин, О. А. Тихомагдрицкая, Г. И. Чижакова, которые в свою очередь считают, что ценности выступают стимулом для построения системы поведения в конкретной ситуации.
Особую роль в изучении ценностей в педагогике играл Е. Н. Шиянов. Он считал, что ценность- есть средство, способствующее удовлетворению материальных, духовных, социальных потребностей на основании которых формируется отношение.
Понятие «отношение» является одним из ключевых в современной педагогике и психологии. Исследованием данного понятия занимались такие учё ные: В. М. Бехтерев, И. А. Колесникова, В. Н. Мясищев, М. И. Рожкова, Н. Е. Щурковa.
В последнее годы в области отношения проводится большое количество исследований, в которых поставлена задача формировать отношения путём приобщения дошкольников к неотемлимым объектам социального, предметного и духовного мира.
По утверждению А. П. Сидельниковского отношение может называться педагогическим понятием, потому что оно отражает суть педагогического процесса. Л. В. Куликов считает, что отношение- совокупность трё х компонентов: познавательного, эмоционального, поведенческого.
В системе взаимоотношений педагог- воспитанник отношение выступает в виде взаимоуважения, убеждения. Отношение даёт воспитательно-образовательному процессу возможность воздействовать друг на друга, выражать эмоции по отношению к совершенному действию в отношении другого субъекта отношений. С педагогической точки зрения отношения могут быть объективными и субъективными, то есть в данном контексте отношение к какому-либо предмету или явлению будет субъект-объектным, а отношение к сверстнику или педагогу будет субъект- субъектным.
В дошкольном возрасте формируется личность и характер, через воспитание и понимание отношений у дошкольника начинают формироваться задатки ценностного отношения.
В. А Сластёнин выделил понятие ценностное отношение и дал ему такую характеристику: «ценностные отношения являются внутренней позицией личности, они отражают взаимосвязь личностных и общественных значений, сформированных на личном опыте.» .
В педагогическом словаре Г. М. Коджаспировой, А. Ю. Коджаспирова приводится такое определение ценностного отношения : «ценностное отношение- избирательное отношение человека к материальным и духовным ценностям, система его установок, предпочтений, убеждений, выраженная в его сознании и поведении». В свою очередь в работах педагогов Н. К. Крупской, А. С. Макаренко делается акцент на то, что в процессе формирования ценностного отношения дошкольника следует обратить внимание на его окружение, образ жизни.
Особого внимания заслуживает опыт А. В. Петровского, который в своей работе «Личность. Деятельность. Коллектив» доказал, что ценностное отношение детей дошкольного возраста имеет три основные группы ценностей : познавательные ценности, ценности преобразование, ценности переживания.
В процессе формирования ценностного отношения детей дошкольного возраста задействованы субъективные и объективные факторы. К объективным факторам можно отнести ближайшее окружение, материально-техническую базу дошкольного учреждения, взаимоотношения в семье. К субъективным факторам относят мотивы, психофизические и индивидуальные особенности. Ценностные отношения могут быть двух видов: отношения к ценностям; отношения, которые ценны, к таким ценностям относят «свободу», «справедливость», «совесть», «чувство ответственности», «отношение к природе и окружающему миру».
Основным компонентом по формированию ценностного отношения являются эмоции, они подталкивают детей к мыслительной и практической деятельности и в последствии перерастают в эстетические, нравственные, интеллектуальные чувства. Это способствует становлению ценностных ориентаций. В структуре ценностного отношения выделяются следующие компоненты: когнитивный, эмоционально-оценочный, личностно-смысловой, деятельностный.
Когнитивный компонент подразумевает фиксацию в сознании дошкольника знаний о сущности рассматриваемой ценности. При этом знания о ценности могут быть представлены на различных уровнях – на уровне представлений, понятий, на уровне идей.
Эмоционально-оценочный компонент связан с формированием положительной эмоциональной оценки обозначенной ценности. Выделяются различные уровни такого отношения – положительный эмоциональный фон, ситуативная эмоциональная оценка, устойчивая эмоциональная оценка. В содержание личностно-смыслового компонента входит: поиск, осознание школьником личностного смысла ценности, принятие ценности как личностно-значимой.
Деятельностный компонент отражает регуляцию субъектом собственного действия. Деятельность является доказательством наличия того или иного отношения. Важный момент действия – его осознанность, так как осознанное действие способно подчинять действие неосознанное. В содержание деятельностного компонента входит: «встраивание» ценности в ценностную структуру личности; оценка соответствующих фактов, событий, явлений окружающей действительности с позиции той или иной ценности, на этой основе выбор и обоснование собственной модели действия; рефлексия, предполагающая отношение к собственному действию, его мысленный анализ и при необходимости соответствующая коррекция через поиск новых способов решения ситуации; построение временной перспективы собственной жизнедеятельности.
Исходя из предложенных понятий можно сделать вывод, что ценности могут выступать как отношение объекта к какому-либо предмету или явлению, создавать цели, задачи, запреты к которым следует стремится или избегать. Главная функция ценностей и ценностного отношения состоит в том, чтобы успешно воспитать и развить социально-адаптированную личность.