Светлана Давыдова
Сущность процесса развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста: исследования, подходы
В настоящее время интенсивно развивается образование и это обусловлено реализацией Федеральных стандартов, которые предписывают на уровне дошкольного образования, обучение и воспитание детей раннего и младшего возраста.
Федеральные стандарты определяют необходимость федеральных государственных требований к структуре образования.
В соответствии с Федеральными государственными требованиями дошкольного образования программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств.
Публикация «Сущность процесса развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста: исследования, подходы» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
Содержание программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных способностей.
Основы жизнедеятельности закладываются в раннем и младшем дошкольном возрасте, нужно уделить особое внимание развитию мелкой моторики, так как она влияет на речь ребенка в будущем.
Важно обеспечить педагогами физическое и психологическое развитие детей в период пребывания дошкольников в дошкольном образовательном учреждении.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования именно познавательное и речевое развитие являются приоритетными направлениями в образовании детей дошкольного возраста.
Познавательное развитие предполагает активное мышление и реализацию интеллектуальных способностей.
Развитие речи, есть необходимая единица общения и культуры человека, понимание грамматического строя языка, понятие лексического значения слова, а также умения пользоваться связной речью.
Мы должны понимать, что развитие речи и умственное развитие невозможно без освоения мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста.
Такие биологические особенности, как память, речь, мышление, напрямую взаимодействуют с развитием мелкой моторики рук, а именно точные движения пальцев рук. Доказано, что у детей, чьи руки развиты в большой степени, мозг развивается быстрее, особенно отделы, которые напрямую отвечают за развитие речевой деятельности. На пальцах рук находятся чувствительные рецептор, которые дают импульс центральную нервную систему.
Исходя из этого, мы должны понимать, что самый благоприятный возраст для развития мелкой моторики рук именно ранний. При этом мы должны помнить, что выполнение упражнений, будет малышам не интересны, поэтому должен присутствовать игровой элемент, при выполнение пальчиковой гимнастики.
Попытаемся разобраться в понятиях моторика, мелкая моторика и уровни ее сформированности.
Ученый Н. А. Бернштейн в своих трудах определяет понятие «моторика», как: «двигательная активность организма или отдельных органов. Последовательность движений, которые в своей совокупности нужны для выполнения какой-либо определённой задачи».
Педагоги психологи разделят моторику на две группы : крупная моторика; мелкая моторика. Крупная моторика является основной, так как именно на неё накладываются элементы мелкой моторики.
В словаре русского языка, мы находим следующее определение мелкой моторики : «это способность выполнения мелких движений пальцами и руками посредством скоординированных действий мышечной, нервной и костной систем». Именно возраст младенчества является началом развития мелкой моторики, она формируется в произвольных действиях. Ребенок произвольно хватает предметы, потом учится держать их в руках, после перекладывать из руки в руку, после чего ребенок учиться пользоваться ложкой. По мере взросления детей, мелкая моторика рук развивается и становится более разнообразной.
Рассматривая мелкую моторику, мы должны понимать, что к неё относится множество различных движений, от самых элементарных до сложных, которые в дальнейшем отвечают за почерк ребенка. Ведь мелкая моторика это основа того, что в более взрослом возрасте будут уметь руки.
Специалисты постоянно подчеркивают: «уровень сформированности мелкой моторики во многом определяет достижение успешного освоения ребенком изобразительных, музыкально-исполнительских, конструктивных и трудовых умений, овладения речью, развития первоначальных навыков письма. Этот развивающий потенциал может быть реализован лишь в том случае, если движения рук ребенка будут осмысленными».
Такие ученые, как Н. М. Щелованов, Н. Л. Фигурин, М. П. Денисова, М. Ю. Кистяковская в своих работах показали, что «овладение относительно тонкими действиями рук приходит в процессе развития зрения, осязания, развития кинестетического чувства — положения и перемещения тела в пространстве. Вид предмета — это стимул движения рук по направлению к нему. Осознанные действия рук формируются у ребенка постепенно на протяжении уже первого полугода его жизни» .
Современные педагоги Аксенова М. Я., Бот О. С., Ручина Л. С., Кудрявцева В., Марковская И. Ф., в своих трудах также указывают на важность развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста. В их работам предложены различные упражнения и игры, физкультминутки, сказочные игры, которые направлены на развитие мелкой моторики пальцев.
Бехтерева В. М., в своих трудах доказала, что именно движение пальцев рук, напрямую оказывают воздействия на высшие функции головного мозга.
Великий немецкий мыслитель И. Кант говорил: «Рука является как бы вышедшим наружу головным мозгом». Если сравнивать руку с мозгом можно сказать: именно мелкие мышцы руки схожи с высшим отделом коры мозга, обеспечивающим работу мысли и функции речи.
В повседневной жизни человек застегивают молнию, завязывает шнурки, пишет, говоря за современный мир, печатает на компьютере, для выполнения данных действий необходимо именно мелкая моторика. Оттого насколько хорошо развитии мелкая моторика рук у человека, зависит качество его жизни.
Развитие общей и ручной моторики является одним из факторов психологической основы для развития высших психических функций у детей. Основоположник русской физиологической школы И. М. Сеченов указывал на то, что «нет действия, которое не выражалось бы в движении. Все бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой деятельности сводится окончательно к одному лишь явлению – мышечному движению».