Лучший педагог года

Сущность социального партнерства педагогов с родителями в современных условиях ДОУ

Смирнова Татьяна
Сущность социального партнерства педагогов с родителями в современных условиях ДОУ

Введение

Семья - одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю его существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлись - и не обходятся – без семьи. В ее позитивном развитии, сохранении заинтересовано общество, государство, в прочной, надежной семье нуждается каждый человек. А. В. Луначарский полагал, что желаемых результатов в воспитании можно получить лишь в объединении усилий школы, общественности и семьи при направляющей роли школы и её влияния на семью.

Публикация «Сущность социального партнерства педагогов с родителями в современных условиях ДОУ» размещена в разделах

А. С. Макаренко в своих трудах продолжил развитие подобных идей. «Семьи бывают хорошие и плохие. Поручиться за то, что семья может воспитать, как хочет, мы не можем. Мы должны организовать семейное воспитание…» Макаренко призывал педагогические коллективы изучать жизнь детей в семье с целью улучшения их быта и воспитания, а так же влияния на родителей. При этом семейное воспитание должно зависеть от «заказа общества».

Сегодня, в условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.

В настоящее время особое внимание уделяется негативному влиянию семьи на развитие личности ребенка дошкольного возраста, в частности неблагоприятному психологическому климату семьи (проявление жестокости к детям со стороны родителей : пренебрежение к нуждам детей, применение физического наказания; пьянство родителей, конфликты родителей с детьми) и, как следствию, потере авторитета родителей. Родители и педагоги детского сада – воспитатели одних и тех же детей. Поэтому результат их деятельности может быть успешным только тогда, когда они станут союзниками.

Это сотрудничество должно осуществляться в рамках стратегии согласия и заключается в согласовании того, что может сделать семья, а что – коллектив детского сада. Эффективным механизмом такого взаимодействия может стать система социального партнерства, с помощью которого родители и представители различных субъектов, имеющих специфические интересы, организуют совместную деятельность.

Семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить

друг друга. Поэтому так важно для успешного воспитания установление партнерских отношений между дошкольным образовательным учреждением и родителями.

Социальное партнерство означает практику совместной выработки решений и сбалансированной, разделяемой ответственности, это один из способов социализации детей, способствующих безболезненному вводу наших воспитанников в общественную жизнь, в социум.

Так, в законе "Об образовании" записано, что "родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте". В соответствии с этим меняется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьёй. Каждое дошкольное образовательное учреждение не только воспитывает ребёнка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей, является равноправным партнером родителей в этом вопросе.

Сущность социального партнерства педагогов с родителями в современных условиях ДОУ

Итак, одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка. Воспитание детей дошкольного возраста осуществляется в семье и детских учреждениях. Цель и задачи, стоящие перед семьей и детским садом, едины: воспитать здоровых, всесторонне развитых людей. Я считаю, воспитатели должны проявить инициативу и понять, каким образом взаимодействовать с каждой отдельной семьей на благо ребенка. Используя принцип индивидуального подхода к участию родителей, можно разработать разнообразные способы вовлечения в работу большей части семей.

На мой взгляд, основной целью взаимодействия педагогов с семьёй является установление доверительных отношений с детьми и их родителями, как бы объединение их в одну команду. Я думаю, это и можно назвать социальным партнерством педагогов с родителями. Воспитатели должны проявить инициативу и понять, каким образом взаимодействовать с каждой отдельной семьёй на благо ребёнка. С родителями взаимодействие необходимо начинать со знакомства. Воспитатель постоянно поддерживает личный контакт с родителями, обмениваются информацией. Педагогическая помощь родителям должна основываться на тщательном и всестороннем изучении каждой семьи, каждого ребенка, тогда работа с родителями будет иметь конкретный, действенный характер, способствовать взаимопониманию и взаимному интересу родителей и воспитателей.

В своей работе пробовала использовать разные формы взаимодействия с родителями. И сделала вывод, что родителей интересуют активные формы взаимодействия, где в непринужденной обстановке можно обсудить свои проблемы в воспитании ребенка, поделиться опытом с другими. Одной из самых эффективных и традиционных форм работы с семьей остается родительское собрание. Однако из опыта работы мы знаем, что на непосредственное проведение встреч в виде отчетов и поучающих бесед родители откликаются неохотно, что вполне понятно. Найти выход из этого положения можно, если проводить собрания в форме дискуссий, круглых столов, КВН, посиделок и т. д.

Всем известно, что взаимодействие педагога с родителями – достаточно сложный процесс. Целью моей работы с родителями является : вовлечение их в единое образовательное пространство; в чем очень помогает различные встречи, праздники, развлечения с участием родителей. Любое мероприятие, организованное и проводимое совместно с родителями, позволяет им увидеть изнутри все сложности, с которыми приходится сталкиваться воспитателям, и немного пересмотреть свой взгляд на нашу работу.

Планируя ту или иную форму работы, я как педагог всегда исхожу из представлений о современных родителях, как о современных людях, готовых к обучению, саморазвитию и сотрудничеству. С учё том этого необходимо выбирать следующие требования к формам взаимодействия: оригинальность, востребованность, интерактивность. Поэтому все педагоги нашего ДОУ принимают участие в работе сайта дошкольного учреждения, где родители могут получить всю интересующую информацию.

Хотелось бы отметить ещё один важный момент в работе с родителями, я думаю, многие согласятся со мной. Каждый человек, сделавший какую – либо работу, нуждается в положительной оценке своего труда. Это актуально всегда и везде, поэтому не следует забывать постоянно, хвалить родителей.

Чтобы позитивно влиять на желание той или иной семьи участвовать в работе группы, педагог должен хорошо знать всех родителей своей группы и учитывать индивидуальные особенности не только разных семей, но и членов каждой семьи.

К другим формам взаимодействия педагогов с семьей можно отнести:

Родительские собрания (в нетрадиционных формах, дни открытых дверей, занятия тренингового характера, мастер-классы, семинары-практикумы, ролевые игры, круглые столы, конференции, конкурсы совместных работ, выпуск стенгазет, плакатов, организация выставок семейных коллекций, семейные педагогические проекты, конкурсы, анкетирование, тестирование, совместные экскурсии, КВН и др.

Наглядно-информационные - выставки детских работ, музыкально-

поэтические уголоки, библиотека для родителей, выпуск памяток, буклетов, интернет-журналов, организация переписки по электронной почте.

Индивидуальные - консультации, «Почтовый ящик» - банк вопросов о проблемах детского развития, телефон доверия, анализ педагогических ситуаций, беседы, консультации, посещения семей, поручения родителям и др.

Важным звеном в индивидуальной работе с родителями является посещение семьи. Оно позволяет воспитателю познакомиться с условиями, в которых живет ребенок, с общей атмосферой в доме. В результате воспитатель может дать родителям более обоснованные рекомендации, найти оптимальные пути создания единой линии воздействия на ребенка в детском саду и дома.

Пожалуй, ничто другое так не сближает педагогов и родителей, как совместный досуг детей и родителей, где последние выступают полноправными участниками. При их подготовке родители задействованы практически во всех мероприятиях: обмене идеями, практическими советами по поводу предстоящего праздника, помощи в разработке сценария, разучивании стихов, песен, танцев, работе над ролью, помощи в оформлении помещения, пошиве праздничных костюмов, подготовке отдельных номеров; изготовлении сюрпризов и подарков, подготовке праздничного стола.

Такой подход побуждает к творческому сотрудничеству родителей, детей и воспитателей, устраняет отчужденность между ними, вселяет уверенность в успехе совместной работы, решает многие проблемы. Еще праздники позволяют взрослым поиграть, дают им возможность стать «равными» ребенку в игре. Общение родителей между собой сплачивает и детей, помогает общению. Образуется общее поле интересов, действий детско-родительского сообщества в детском саду и дома. Участие родителей в соревнованиях способствует сближению членов семьи, формирует интерес к физической культуре, а через нее — к здоровому образу жизни.

Таким образом, готовясь к сотрудничеству с семьей, требуется четко продумывать формы и методы работы и обеспечивать их соответствие поставленным задачам, особенностям предполагаемых партнеров по взаимодействию. Это необходимо для того, чтобы вовлечь родителей в воспитательно - образовательный процесс, сделать их полноправными партнерами в этом процессе.

Заключение

Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Постепенно уходит непонимание, недоверие родителей. Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели.

Вместе с тем следует отметить, что многие формы работы не считаются родителями эффективными. Не все охотно делятся проблемами в воспитании детей; низкая активность наблюдается у родителей при обсуждении некоторых ситуаций. Причины этого чаще всего кроются в недостаточности педагогических знаний, отсутствии свободного времени для общения, нежелании заниматься своими детьми. Нужно чаще приглашать таких родителей в группу для посещения занятий, проводить с ними беседы, организовать клуб по интересам.

Ни одна, даже самая лучшая, педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней нет места семье! Ребенок не может существовать вне семейной системы. Если дошкольное учреждение и семья закрыты друг для друга, ребенок оказывается между двух не сообщающихся систем. Отсюда конфликты, непонимание, неуверенность. Во избежание этого необходимо, чтобы эти две системы стали открытыми друг для друга, для взаимодействия. Главными в них должна стать атмосфера добра, доверия и взаимопонимания, активное налаживание социального партнерства педагогов с родителями.

Только в этом случае возможно создание условий, помогающих раскрытию талантов и способностей ребенка, только тогда он будет расти здоровым, счастливым и умным!

Публикации по теме:

Организация социального партнерства ДОУ с учреждениями социума в условиях реализации ФГОС Выступление на тему "Детям о православных праздниках"«Организация социального партнерства ДОУ с учреждениями социума в условиях реализации.

Реализация ФГОС в современных условиях через совместную деятельность педагогов, детей и родителей (из опыта работы)Реализация ФГОС в современных условиях через совместную деятельность педагогов, детей и родителей (из опыта работы) Совсем недавно во всех образовательных организациях нашей страны прошли различные мероприятия, посвященные «Дню защитников Отечества».

Эффективные формы взаимодействия с родителями в современных условиях «Все мы родом из детства». Всё – и хорошее, и плохое – человек получает в семье, именно она играет важную роль в формировании его личности.

Использование инновационных методов работы с родителями в современных условиях На протяжении длительного времени сложились две ветви воспитания подрастающего поколения, семейного и общественного. Для всестороннего развития.

Итоговый практико-ориентированный проект «Реализация технологии социального партнерства с родителями» Актуальность темы проекта. Общеизвестно, что период дошкольного детства – это возраст постижения культуры и «выращивания» в ней личности.

Организация социального партнерства ДОУ с учреждениями социума в условиях реализации ФГОС ДО Организация социального партнерства ДОУ с учреждениями социума в условиях реализации ФГОС ДО Воспитатели: Дружкина С. П. Прохорова Н. Ю.

Презентация «Отчет по здоровьесбережению детей в современных условиях в ДОУ» Отчет по здоровьесбережению детей в современных условиях в МДОУ «Центр развития ребёнка – Детский сад № 135» 2017-2018 г. Воспитатель: Волкова.

Проблема социального партнерства Проблема социального партнерства не нова, но она актуализируется введением в действие Закона «Об образовании» в РФ и Федерального государственного.

Программа социального партнерства музыкального руководителя и семьи Программа социального партнерства Содержание: 1. Пояснительная записка ….…. 3 2. Цели, задачи. …. 5.

Сотрудничество педагогов с семьями воспитанников в рамках социального партнерства Одним из важнейших условий реализации ФГОС является сотрудничество педагогов с семьей в рамках социального партнерства: дети, педагоги и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сущность социального партнерства педагогов с родителями в современных условиях ДОУ
Опубликовано: 4 октября 2018 в 22:56
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД