Сущность воспитания патриотических чувств в дошкольном возрасте.

Анна Насырова
Сущность воспитания патриотических чувств в дошкольном возрасте.

В дошкольном возрасте закладывается фундамент внутреннего мира человека, формирующийся на элементарных чувствах гражданственности. Именно патриотизм должен стать тем стержнем, на основе которого постепенно сформируется зрелая личность. В дошкольном возрасте необходимо формировать у детей высокие нравственные и морально-психологические качества, среди которых особое значение имеет патриотизм, в элементарном значении, как чувство любви к Родине. Э. К. Суслова отмечает, что быть патриотом – это значит ощущать себя неотъемлемой частью отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном возрасте, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру.

В дошкольном возрасте происходит фактическое становление личности. Появляется предвосхищение последствий поведения и самооценка, усложняются переживания, эмоционально - потребностная сфера насыщается новыми мотивациями и чувствами. Для детей старше четырёх лет, как правило, характерна уравновешенность. Аффективные вспышки и необоснованные конфликты остаются в младшем возрасте. Такой относительно устойчивый эмоциональный фон объясняется динамикой представлений ребёнка, появление которых позволяет отвлечься от непосредственно сложившейся ситуации. Не связанные с обстановкой переживания, возникающие у дошкольника, помогают не так драматично воспринимать сиюминутные затруднения и предавать им не такое серьезное значение, как это было раньше.

Психологические особенности детей дошкольного возраста отличаются и переменами в структуре эмоциональных процессов. Переживания становятся глубже и несколько сложнее. С расширением круга эмоций изменяется и содержание аффектов. Очень важно, что маленький человек познает сочувствие, начинает понимать, что такое сопереживать другому.

Одним из основных личностных механизмов, которые формируются в этом возрасте, является соподчинение мотивов. Это изменение в сфере мотиваций проявляется у младших дошкольников, а затем последовательно развивается. Мотивы ребенка дошкольного возраста имеют различную ценность и силу. Появляются и новшества: мотивы достижение успеха и мотивы, связанные с нормами морали. Этот период отличается созданием индивидуальной мотивационной системы дошкольника.

К окончанию дошкольного возраста формируется самосознание. Это происходит благодаря развитию интеллекта и личности ребёнка. Самосознание – главное новообразование дошкольника. Сначала ребенок учится оценивать действия других, после чего дает оценку своим поступкам, моральным качествам и способностям. Приходит осознание времени и себя во времени. К окончанию дошкольного периода ребенок может вспомнить моменты из прошлого и представить себя в будущем. Значимую роль в формировании самосознания ребенка играет его самооценка. Самопознание дошкольника основывается главным образом на отношении к нему родителей, с которыми он себя идентифицирует и на которых ориентируется. Важно, чтобы родители поддерживали детскую активность, иначе у ребёнка может сложиться неадекватная самооценка, искаженный образ. Дошкольник, имеющий высокую самооценку, склонен ставить перед собой возвышенные цели, которых чаще всего добивается.

Предпосылками формирования основ патриотических чувств выступают особенности развития личности ребенка. У пятилетних детей обнаруживается резкий скачок в осознании своей этнической принадлежности. Большинство детей старшего дошкольного возраста правильно определяют свою национальную принадлежность и язык, на котором общаются. Значительно возрастает их интерес к явлениям общественной жизни. Близкое и даже далекое социальное окружение является для шестилетних детей значимой стороной действительности. В старшем дошкольном возрасте, считает В. С. Мухина, ребенок направлен не только на предметно-операционную среду, но и на сферу отношений с другими людьми. В шестилетнем возрасте происходит становление устойчивых оснований психики и личности, ребенок начинает воспринимать другого человека в разнообразии его свойств, связанных и с его национальной принадлежностью. В дошкольном возрасте появляется чувство национального самосознания.

В старшем дошкольном возрасте появляются новообразования, свидетельствующие о возможности и необходимости осуществления специальной работы по формированию патриотических чувств. Ребёнок отличается большой эмоциональностью. Чувства господствуют над всеми сторонами его жизни, определяют поступки, выступают в качестве мотивов поведения, выражают отношение ребёнка к окружающему. Отличительной особенностью чувств детей старшего дошкольного возраста является расширение области явлений, которые вызывают эти чувства. Глубокое знакомство детей этого возраста с явлениями общественной жизни способствует росту социального начала в чувствах, формированию правильного отношения к фактам окружающей жизни.

Большое значение в процессе формирования патриотических чувств имеет тот факт, что эмоциональные переживания детей старшего дошкольного возраста приобретают более глубокий и устойчивый характер. Ребята этого возраста способны проявить заботу о близких людях и сверстниках. По – этому важно знакомить ребенка с основными сферами общественной жизни, начинать формировать элементарные патриотические чувства. Эти чувства только зарождаются в дошкольном возрасте, но чрезвычайно важны для дальнейшего формирования личности человека, отмечает Э. К. Суслова.

Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания подрастающего поколения. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе (селе, поселке, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек. С раннего возраста человек начинает осознавать себя частицей своей семьи, своей нации, своей Родины. Поэтому именно с дошкольного возраста следует воспитывать в детях чувство достоинства и гордости, ответственности и надежды, раскрыть им истинные ценности семьи, нации, Родины. Период дошкольного возраста по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятен для воспитания патриотических чувств, так как дошкольника отличает доверие взрослому, ему присуща подражательность, внушаемость, эмоциональная отзывчивость, искренность чувств. Знания, впечатления, пережитые в детстве, остаются с человеком на всю жизнь.

Правильная организация работы по формированию патриотических чувств старших дошкольников основана, прежде всего, на знании возрастных возможностей и психологических особенностей детей этого возраста. Особенности патриотического воспитания детей в том, что они еще не могут воспринимать что-то далекое, неизвестное им. Для дошкольников важно их ближнее окружение. Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице на которой он живет, детскому саду, городу.

При формировании патриотических чувств у дошкольников необходимо учитывать их возрастные особенности. Уровень представлений детей о родном крае во многом зависит от того, какое содержание (доступность и количество материала для восприятия и понимания) отобрано воспитателем, какие методы и приемы используются, как организована предметно-развивающая среда в группе, в дошкольном образовательном учреждении. Процесс познания должен происходить в предметно-наглядной форме, когда ребенок непосредственно видит, слышит, осязает окружающий мир, у него возникают яркие эмоционально-насыщенные, запоминающиеся образы. Прежде всего, нужно формировать у дошкольников чувства привязанности к тем местам, где они родились и растут, так как именно с ними связаны яркие эмоциональные переживания. Чувства привязанности к родным местам расширяются и углубляются в процессе познания природы родного края, ее красоты и неповторимости.

Нужно понимать, что в дошкольном возрасте ни одно нравственное качество не может быть сформировано окончательно - все лишь зарождается: и гуманизм, и трудолюбие, и чувство собственного достоинства, и патриотизм. Тем не менее, практически все нравственные качества берут свое начало в дошкольном возрасте. В связи с этим в концепции дошкольного образования подчеркивается необходимость организации в дошкольном учреждении специальной работы по воспитанию патриотических чувств детей с учетом их возрастных особенностей, национальной культуры и традиций народа.

Необходимо учитывать влияние на ребенка взрослых, которые его окружают. Это, в первую очередь, семья ребенка. В настоящее время актуальна и особенно трудна работа с родителями, она требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотических чувств, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение. В семье ребенок усваивает основные социальные знания, приобретает нравственные умения и навыки, воспринимает определенные ценности и идеалы, необходимые ему для жизни в данном обществе.

Большая часть родителей озабочена обеспечением базовых потребностей семьи (питание, здоровье детей, жилье, на втором месте - ценности социализационного процесса. Все это обусловило снижение воспитательного потенциала семьи. Тем не менее, она призвана выполнять следующие функции:

а) привитие любви к родному краю;

б) формирование знаний о своих генетических корнях;

в) привитие чувства гордости за героев своего Отечества; и др.

Сотрудничество с родителями - одно из важнейших направлений в работе.

Большое влияние на детей оказывает личность педагога. Никакие знания воспитателя не дадут эффекта, если он сам не будет любить свою Родину. Ушинский писал, что в воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он ни был продуман, не может заменить личности в деле воспитания.

С. А. Козлова так же подчеркивает значение личности воспитателя в процессе формирования высших нравственных чувств. Поскольку ребёнок не может познать окружающий его общественный мир иначе, как через взрослого, то взрослый выступает посредником между ребёнком и обществом. Это посредничество носит сложный характер. Он учит его понимать окружающую действительность. Определённым образом к ней относится, наконец, учит способам участия в ней, в доступной форме знакомит с моральными нормами, принципами. При этом важно, что взрослый является и организатором жизни ребёнка, и объектом познания, и реальным носителем тех моральных ценностей, к которым у ребёнка формируется определённое отношение. Взрослый сам выступает в качестве образца поведения и отношения к действительности.

Исходя из психолого-педагогической характеристики дошкольников (личностной сферы, эмоциональной сферы, мотивационной сферы) можно сделать следующие выводы, о том, что период дошкольного возраста по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятен для формирования интереса, чувств восхищения родным краем. Дошкольника отличает доверие взрослому, ему присуща подражательность, внушаемость, эмоциональная отзывчивость, искренность чувств. Знания, впечатления, пережитые в детстве, остаются с человеком на всю жизнь.

Публикации по теме:

«Какая она — война?» Педагогический опыт воспитания военно-патриотических чувств у дошкольников«Какая она — война?» Педагогический опыт воспитания военно-патриотических чувств у дошкольников В рамках празднования Дня Победы для своих воспитанников организовала выставку фоторепродукций советских художников о войне. На этих картинах.

Формирование патриотических чувств у детей при ознакомлении с родным городом В современных условиях, когда происходят изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится.

Формирование нравственно-патриотических чувств в формате регионального компонента Патриотизм- это не доблесть, и не профессия, это естественное человеческое чувство. Это любовь к Родине, к ее культуре, к ее народу, ко.

Формирование патриотических чувств у дошкольников.Формирование патриотических чувств у дошкольников. Хочу поделится опытом работы по формированию патриотических чувств у дошкольников. Каждый год мы тщательно продумываем и реализовываем план.

Формирование патриотических чувств при знакомстве с малой Родиной Методическая разработка по нравственно-патриотическому воспитанию. На тему: «Малая Родина – твое начало». Карамышевой Татьяны Владимировны.

«Нижегородская Атлантида» (формирования гражданских и патриотических чувств дошкольников) Презентация. Рассказ об озере Светлояр. Цель:формирования гражданских и патриотических чувств дошкольников через рассказ об историческом.

Опыт работы «Формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников» «Детство есть та великая пора жизни, когда кладется основание всему будущему нравственному человеку» (Николай Щелгунов). Действительно,.

План работы по самообразованию «Формирование патриотических чувств у дошкольников» Тема: Формирование патриотических чувств у дошкольников. Актуальность темы. Дошкольный возраст — пора интенсивного становления личности.

Сущность и понятие процесса воспитания звуковой культуры речи младших дошкольников О. С. Ушакова отмечала, что культура речи – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Главным ее результатом считается.

Уголок нравственно-патриотического воспитания в старшем дошкольном возрастеУголок нравственно-патриотического воспитания в старшем дошкольном возрасте Дошкольный возраст – стартовый период всех человеческих начал, фундамент общего развития ребенка. Самое огромное счастье для родителей –.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Тело, организм, эмоции
  • Тело, организм, эмоции
Автор публикации:
Сущность воспитания патриотических чувств в дошкольном возрасте.
Опубликовано: 18 декабря 2016 в 15:06
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Новогоднее оформление группы «В гостях у Снегурочки»
Новый год – это всегда ожидание чуда! А детский сад именно то место, где дети больше всего ждут чудес, волшебства, сказки. И как важно при этом сделать все...
Мастер-класс «Открытка для Мамочки»! !! (2 младшая группа)
Сегодня Мы решили представить Вашему вниманию наш мастер-класс "Открытка для Мамочки" . ( Из цветной бумаги. Такую открытку мы делали для наших Мамочек в...
Фотоотчёт Прогулка: «Зима» группа раннего возраста
Подготовила : Артемова Т. И ]Цель :учить наблюдать, развивать логическое мышление, речь, расширять кругозор. Способствовать радостному настроению....
Интегрированное занятие по краеведению с детьми старшего дошкольного возраста...
Интегрированное занятие по краеведению с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие по городу Светлоград» Подготовил: воспитатель МБДОУ ДС №33...
Лэпбук «Знатоки ПДД»
Актуальность проблемы по формированию у дошкольников знаний по пдд на современном этапе очевидна, поскольку круг проблем, связанных с безопасностью ребенка –...