Лучший педагог года

Конспект занятия «Свойства и молекулы воды»

Галина Руднева
Конспект занятия «Свойства и молекулы воды»

Конспект занятия

Цели и задачи:

-Привлечь внимание детей к такому виду деятельности как экспериментирование;

-Учить рассуждать, анализировать, делать выводы и объяснять «чудеса» с научной точки зрения;

-Познакомить детей с физическими свойствами воды : отсутствие собственной формы, текучесть, лед – вода, пар – тоже вода, Вода может растворять вещества, но не все;

Публикация «Конспект занятия „Свойства и молекулы воды“» размещена в разделах

- Познакомить детей с химической формулой воды H2O;

-Познакомить детей с составом вещества (молекулы – атомы);

-Дать детям почувствовать радость открытий, развивать любознательность, мышление, познавательный интерес;

- Закрепить умение работать с посудой;

-Прививать бережное отношение к воде.

Ход:

Забегает воспитатель в виде капельки в группу с песенкой: «Ля-ля-ля-ля-ля-ля…»

В. : Здравствуйте, ребята!

Я – капелька Капелла! Маленькая и легкая. Мой дом – облако, высокое, мягкое, недосягаемое. На моем облачке живут подружки – такие же капельки, как и я. Иногда мы собираемся вместе и тогда наше облако превращается в тучу и становится большим и тяжелым. И тогда мои подружки и я тоже становимся тяжелыми, темными большими каплями и больше не можем удерживаться наверху и устремляемся вниз, на землю.

Так я и попала к Вам сюда. Ах, как хорошо у Вас: птицы поют, солнышко светит, цветы растут. Можно, я у Вас немножечко погощу, расскажу Вам что – то интересное и поиграю с Вами?

Дети: Да!

В. : А потом отправлюсь дальше… в моря и реки, ручейки и океаны… и с потоками теплого воздуха обратно на свое облачко.

Хотите, я покажу Вам, как я попала сюда?

Присаживайтесь на свои стульчики поудобнее.

Показ и объяснение опыта как из тучи идет дождь (банка, пена для бритья, синий пищевой краситель).

Детям задаются вопросы:

В. : Кто же я такая?

Дети: капелька Капелла.

В. : Что такое капелька?

Дети: Капелька – это маленькая частичка воды.

В. : Откуда же я появилась?

Дети: из облака.

В. : Из чего же состоят облака?

Дети: из совсем маленьких капелек, кристалликов льда и снега.

В. : А может ли человек прожить без воды?

Дети: не может.

В. : Как Вы считаете, из чего состоит вода?

Дети: Из молекул, молекулы из атомов (1 атом кислорода и 2 атома водорода)

Молодцы! Все вы знаете, думаю, теперь можем отправиться в нашу лабораторию. Готовы? Только, помните, пожалуйста, о правилах:

Четко выполнять мои инструкции, слушать внимательно, не толкаться, ничего без разрешения не трогать. Договорились?

Опыт №1 «Вода – это жидкость, которая не имеет вкуса, цвета, запаха»

Воспитатель: Вода – это жидкость. Жидкостью называют вещество, обладающее подвижностью, текучестью. Как доказать, что вода жидкость? (ответы детей) Возьмите пустой стакан и стакан с водой. А теперь попробуйте перелить из одного стакана в другой стакан. Какая вода? (жидкая). Теперь сделайте глоток. Вода сладкая? Вода горькая? Вода кислая? Вода соленая? (нет) У воды есть вкус? (значит вода безвкусная). А теперь понюхайте. Есть ли запах у воды? Значит, вода не имеет запаха. Давайте теперь опустим бусинку в наш стакан с водой. Мы видим эту бусинку? (да) Значит вода какая? (прозрачная, бесцветная) Молодцы, теперь поставьте стакан на место.

Вывод детей: Вода - жидкая, прозрачная, не имеет запаха и вкуса.

+ растворяет/не растворяет такие вещества как сахар, соль, подсолнечное масло

Выводы детей : Вода одни вещества может растворять, а другие нет.

В. : А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Хорошо – плохо». Разобьёмся на две команды. Одна команда отвечает на вопрос: «Вода – это плохо». Почему? Другая команда отвечает на вопрос: «Вода – это хорошо». Почему? И так. Начали: «Вода – это хорошо» Почему?

Дети: Вода нужна для питья, чтобы умываться и вымыть руки. Водой можно закаляться, играть с водой, готовить еду, мыть полы, посуду, игрушки, стирать одежду. Вода нужна для того, чтобы поливать цветы, растения в огороде. В воде живут разные животные, возле воды обитают птицы.

В. : Первая команда отлично справилась с заданием. Послушаем теперь вторую команду. «Вода –это плохо». Почему?

Дети: Если в жару напиться холодной воды, можно заболеть. Горячей водой можно обжечься. Если неаккуратно с ней обращаться и пролить на пол, можно поскользнуться и упасть. Если часто поливать растения водой, они могут погибнуть. Если не умеешь плавать, можно утонуть. Бывает наводнение и тогда вода разрушает дома.

Опыт №2 «Вода имеет твёрдое и парообразное состояние»

В. : Ребята, возьмите теперь маленький стакан. Что там лежит? (лед) Возьмите его в руку, какой он? (ответы детей) Смотрите, он же тает. Во что превращается лед? (в воду) Значит лед - это вода. Вода может быть в твердом состоянии. Кладем лед в стакан, вытираем руки салфеткой.

Вывод детей: Вода имеет твёрдое свойство.

В. : На наше занятие я принесла один из электроприборов. Кто мне скажет, что это? (Это электрический чайник). Давайте с его помощью попробуем нагреть воду. (Дети стоят вокруг стола, на котором приготовлены атрибуты для опыта. Воспитатель проводит опыт по превращению воды в пар.)

Вода постепенно начинает нагреваться. Что с ней происходит?

Дети: Она кипит, булькает, бурлит.

В. : А какая кипящая вода? Можно ей ожечься?

Дети: Да, она очень горячая.

В. : Приведите примеры, где вода очень – горячая, а где тёплая.

Дети: В чайнике, когда кипятим чай, когда мама варит суп или компот, в грелке. Тёплой вода может быть летом в речке или лужице, где её нагревает солнце. В кувшин, из которого мы поливаем цветы. В кране, где моем руки, в ванне, где купаемся. В стиральной машине. В батареях.

В. : И так, какое свойство воды мы узнали из этого опыта?

Дети: вода может нагреваться, может быть тёплой и горячей.

В. : Сейчас я выключу чайник. Вода становится спокойной, но ещё остаётся горячей. Ой, ребята, посмотрите, что это поднимается над чайником? Правильно, это пар. Только не пойму, откуда он взялся? Я в чайник наливала только воду. А вы знаете? (Высказывания детей).

В. : Вы правы, если сильно нагреть воду, то она превращается в пар. Сейчас это мы проверим. Я осторожно подержу зеркало над паром (показываю детям).Что вы видите на зеркале? Оно запотело, появились капельки. (Воспитатель предлагает детям потрогать их пальчиком и убедиться, что это вода). Значит, мы можем сделать вывод: «Пар – это тоже вода, очень сильно нагретая».

Обговаривается с детьми как ведут себя молекулы воды : в холоде сжимаются и замедляются, в кипятке расширяются и убыстряются.

Игра: Молекулы. (Дети встают согласно формуле Н2О, т. е. 1 девочка и 2 мальчика или 1 мальчик и 2 девочки. Холод и Жара.

Последняя станция и последний опыт : «Радужная вода»

1. В первый стаканчик насыпать сахар не нужно, во второй следует бросить половину чайной ложки сахара, в третий – полную ложку сахара, в четвертый – полторы.

2. Теперь в каждый стаканчик нужно добавить воды, размешать сахар.

3. Для первого берется красный цвет и размешивается, для второго – зеленый, в третий добавить черный цвет, а в четвертый – желтый.

4. Затем надо взять шприц и набрать воду из первого стаканчика с красной водой без сахара. Вылить содержимое шприца в пустой приготовленный бокал.

5. Далее набирается с помощью шприца зеленая вода из второго стаканчика, в которой растворено половина чайной ложки сахара, шприц нужно опустить на дно бокала с красной набранной водой и медленно выпустить воду с зеленой краской.

6. Теперь такую же процедуру следует провести с третьим стаканчиком, где вода черного цвета с содержанием сахара в количестве одной ложки. Выпустить ее нужно из шприца по аналогии с предыдущим действием.

7. И остался четвертый стаканчик. Все то же самое – набирается из него вода при помощи шприца, выпускается на дно бокала.

В конце опыта можно заметить, как в бокале получилась «радужная вода», все цветные слои воды не смешались, а расположились один за другим, имея четкие границы. Чем больше добавлено сахара, тем больше плотность воды, этим и объясняется отсутствие смешения. Чем больше использовать цветов, тем опыт окажется красочнее и нагляднее.

Заключение: обобщение полученных знаний, вспоминание свойств воды по вопросам.

Капелька благодарит ребят и прощается с ними.

Публикации по теме:

Фотоотчет о НОД в старшей группе «Свойства и состояния воды»Фотоотчет о НОД в старшей группе «Свойства и состояния воды» Цель: развитие познавательно-исследовательской деятельности детей. Задачи: образовательные: - систематизировать представления детей о свойствах.

Фотоотчёт «Познавательная деятельность с детьми второй младшей группы «Свойства воды»Фотоотчёт «Познавательная деятельность с детьми второй младшей группы «Свойства воды» Вода - источник жизни на земле. Где живёт вода? Для кого она важна? И какими свойствами обладает она? Мы попытались разобраться совместно.

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Воздух и его свойства» Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Воздух и его свойства» Елена Владимирова. Цель: Уточнение представлений детей.

«Свойства воды». Занятие по познавательно-исследовательской деятельности с элементами экспериментирования«Свойства воды». Занятие по познавательно-исследовательской деятельности с элементами экспериментирования НОД: Путешествие с капелькой Цель:Формировать представление о свойствах воды Образовательные задачи. 1. Продолжать знакомить детей со.

Конспект открытого интегрированного занятия по экспериментальной деятельности «Свойства бумаги» Конспект открытого интегрированного занятия — экспериментальная деятельность «Свойства бумаги» Цели и задачи: Дать первоначальные знания.

Опытно-экспериментальная деятельность «Свойства воды в твердом состоянии»Опытно-экспериментальная деятельность «Свойства воды в твердом состоянии» Опытно-экспериментальная деятельность "Свойства воды в твердом состоянии" Дорогие друзья и гости моей странички, доброе время суток.

Познавательно-экспериментальная деятельность «Свойства воды»Познавательно-экспериментальная деятельность «Свойства воды» Предлагаю вас познакомиться, как мы с ребятами в ходе экспериментальной деятельности знакомились со свойствами воды. Цель: Развивать познавательный.

Конспект НОД по изучению свойств воды в зимних условиях «Ледяные гирлянды для нашей ёлочки»Конспект НОД по изучению свойств воды в зимних условиях «Ледяные гирлянды для нашей ёлочки» Вести из детской лаборатории по изучению свойства воды в зимних условиях Тема НОД:«Ледяные гирлянды для нашей ёлочки» Цель: Формирование.

Экологический квест «Свойства воды, или Удивительное путешествие к Снежной королеве» Цель: расширение знаний и представлений детей о воде и ее свойствах. Задачи: 1. Образовательные: расширить и закрепить знания детей о воде.

Фотоотчет об экспериментальной деятельности детей «Свойства воды»Фотоотчет об экспериментальной деятельности детей «Свойства воды» Образовательные задачи:Познакомить детей с основными свойствами воды. Учить их способам исследования окружающего мира на примере проведения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Свойства и молекулы воды»
Опубликовано: 23 февраля 2020 в 11:13
+25Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД