Татьяна Ракчеева
Конспект занятия «Свойство муки, сахара и соли»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Свойства сахара и соли»
Цель: знакомство детей с веществами (соль, сахар и муки) и их свойствами.
Задачи:
1. Расширить и углубить представления детей об окружающем мире посредством знакомства со свойствами сахара, муки и соли (запах, вкус, цвет, форма кристаллов, растворимость) .
Публикация «Конспект занятия „Свойство муки, сахара и соли“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мука. Свойства муки
- Сахар. Изучаем сахар
- Сахар. Конспекты занятий
- Свойства материалов и веществ
- Соль. Изучаем соль
- Соль. Конспекты занятий
- Темочки
2. Развивать наблюдательность детей, их умение анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы.
3. Воспитывать усидчивость, бережное отношение к своему здоровью, интерес и способность работать в группах, коллективе.
ХОД:
(1 слайд – музыка «Фиксики»)
Собрались мы снова вместе,
Чтобы было интересней!
Много нового узнаем,
Что ж, ребята, начинаем!
Приглашаю вас в лабораторию «Фиксиков» интересных исследований.
-А кто из вас знает, что такое лаборатория? (где ученые высказывают свои предположения и проводят опыты).
-Правильно, вот и мы сегодня с вами будем выполнять различные задания, проводить опыты, делать выводы.
-Первое задание поделиться на 3 команды, в каждой команде равное количество детей.
-Возьмите в руки мешочки.
- Какие мешочки на ощупь? Как вы думаете, что там может быть? ( предположения детей: песок, сахар, соль, крупа и т. д.)
- А чтобы узнать, что находится в мешочках я вам даю еще подсказку (проверьте себя)
Дети складывают буквы.
-Давайте прочитаем, какие же слова у нас получились. (САХАР, МУКА, СОЛЬ)
-Сегодня мы поговорим о сахаре, соли, и муке, о их значении в жизни человека, узнаем некоторые секреты, связанные с этими веществами.
-Посмотрите на экран.
-Что мы видим на слайде? (2слайд – тростник, свекла)
-А что общего у них? (тростник, который растет в жарких странах, из белой свёклы, которая растет у нас России.)
-Свекла, которая растете в огороде на грядках и из которой мы варим борщ? (нет из белой и сладкой свеклы)
-А кто из вас знает, в каких продуктах есть сахар? (во фруктах, овощах, кондитерских изделиях)
-Как вы думаете, какая часть свёклы используется для изготовления сахара, вершки или корешки? (корешки)
- Молодцы! А кто расскажет о том, как же дальше изготавливают сахар? (свекла вырастает ее убирают специальные свеклоуборочные комбайны. Они очищают клубни от листьев и везут на сахарный завод, где она перерабатывается в сахар. На заводе ее моют и режут на кусочки и варят в больших чанах и получается сладкая жидкость. Потом сладкую жидкость нагревают вода испаряется и остаются лишь кристаллы сахара, который мы видим у себя на столе).
-Но сахар получают не только из сахарной свеклы, есть страны, где свеклу не выращивают. Но зато там растет чудесное растение, как называется это растение? (сахарный тростник).
А как из тростника делают сахар? (сахарный тростник рубят в щепки и, выжимая их, получают сладкий сок. Этот сок выпаривают, остаются кристаллы сахара так появляется тростниковый сахар).
-А для чего нужен сахар человеку?
-Смотрим следующий слайд (3 слайд соль-море-шахта соляная).
-Что мы видим?
-Что общего?
-А как наша Оренбургская область связана с производством соли?
-А как вы думаете где люди используют соль? (Используем соль в приготовлении пищи, в кулинарии, в приготовлении различных продуктов питания. В консервировании овощей. Создают соляных шахт - подземные лечебницы, санатории. Там очень целебный воздух и совсем нет вредных микроорганизмов. Также соль используют в народной медицине (ингаляции, промывание носа, солевые компрессы при ушибах, полоскание горла). Очень полезны ванны с морской солью).
- Для кого ещё соль нужна в природе? (соль нужна для животных, которой нет в траве и сене).
- А кто знает как люди в древности добывали соль? (сушили растения, которые имели солёный вкус, а затем сжигали на костре, золу использовали в пищу)
-Но прошло много времени и люди научились получать соль из какой воды? (морской)
- А как это происходит? (выпаривать морскую воду до тех пор, пока на её поверхности не образуются кристаллы, которые можно собрать в корзины)
- А еще где добывают соль? (соль добывают в соляных шахтах).
- Ребята, а как вы думаете, как соль туда попала? (Месторождения каменной соли находятся высоко в горах. На месте гор был океан, со временем, в условиях жаркого климата, морская вода испарялась, и соль кристаллизовалась. И образовались горы. Специальные комбайны рубят пласты соли. Затем она попадает в мельницы и крошится до получения кристалликов различной величины).
-Посмотрим следующий слайд. (4 слайд – колос- зерно- мука)
-Что мы видим?
-Что объединят эти картинки?
-А кто знает, откуда появляется мука? (сажают зерно специальными машинами – сеялками. Потом вырастают колоски. Колоски собирают машины – комбайны. Отвозят зерно на мельницу. Там зёрна перемелют в муку. Из муки на хлебозаводе пекут хлеб.
-А какие зерновые культуры вы еще знаете? (овес, ячмень, кукуруза, рожь, гречиха).
-Из каких зерновых культур делают муку? (овсяная, ячменная, Кукурузная, ржаная, рисовая)
-Посмотрите на слайд, хлеб испечен из пшеничной муки будет белым, воздушным; а хлеб из ржаной муки будет темнее и не такой высокий.
-Выращивают много зерновых культур и из них выпекают различные изделия.
-Назовите а какие вы еще знаете хлебобулочные изделия?
-Чтобы хлеб пришел к нам на стол много людей разной профессией трудятся.
-Назовите эти профессии? (трактористы, комбайнеры, агрономы, мельники, пекари).
- Мы сейчас с вами узнали как на столе появились сахар, мука, соль.
-А, как же можно узнать больше о свойствах этих веществ?
-Для этого проведем с вами опыты в нашей лаборатории, надеваем халаты, колпачки как настоящие ученые (звучит музыка) слайд№5
-Но прежде чем начнем наши исследования вспомним правила по безопасности при проведении опытов:
1, не трогать руками глаза,
2- соблюдать тишину
3- не толкать соседа во время работы
4- сначала посмотри, а потом повтори
5- выполнил и положи на место
Ученые свои исследования фиксируют и мы с вами тоже будем фиксировать свои наблюдения в таблице схемами.
-Приступаем к нашим исследованиям
Опыт № 1:
-Посмотрите какое первое свойство мы будем исследовать? (сыпучесть)
-Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы определить это свойство?
-Обратите внимание на 3 емкости, в которых находятся: соль, сахар, мука. Предлагаю ложечкой переместить вещество на поднос. Что вы делали (пересыпали)
-Какой вывод можно сделать из этого опыта? (все эти вещества сыпучие)
-Значит, какие будут у нас схемы? (одинаковые)
Дети крепят схемы в таблицу.
Опыт № 2:
-Как звучит у нас следующее свойство, которое мы будем исследовать?
-Для следующего опыта я предлагаю ложечкой перемешать вещество в каждом бокале. Понаблюдайте, что произошло. (вещества исчезли, они растворились)
Вода растворяет соль, сахар, муку, а что можно сказать про цвет? (сахар, соль – цвет воды не изменился, а где мука вода стала мутная).
-Схемы фиксируем в таблицу
Опыт№ 3:
-Следующее свойство, какое? (вкус)
-Что мы можем сказать о вкусе? Мы с вами знаем, что пробовать на вкус незнакомые вещества нельзя. А почему? Конечно, есть вещества горькие, а есть опасные для здоровья. Но мы с вами знаем, что в стаканчиках соль, сахар, мука. Поэтому их можно попробовать и определить, какой вкус имеют вещества. Предлагаю попробовать воду, и определить вкус веществ. (соль- соленая, сахар-сладкий, мука- без вкус).
-Вывод: соль, сахар имеют вкус, а мука не имеет вкуса)
-Схему заносим в таблицу.
Опыт№ 4:
-Какое следующее свойство мы будем исследовать? (запах)
-Что нужно сделать для этого свойства?
- Как вы думаете, имеют ли сахар соль мука запах? Попробуйте осторожно их понюхать. Почему осторожно? (это сыпучие вещества и определяя запах их нельзя подносить близко к носу). (опасно нюхать можно обжечь дыхательные пути)
Что можете сказать о запахе? (мука- запахом свежесмолотого зерна, соль- не имеет запаха, сахар – карамелью)
-Какой вывод: все вещества разные по запаху
-Схемы фиксируем в таблице
-Что мы можем сказать о вкусе? Мы с вами знаем, что пробовать на вкус незнакомые вещества нельзя. А почему? Конечно, есть вещества горькие, а есть опасные для здоровья. Но мы с вами знаем, что в стаканчиках соль, сахар, мука. Поэтому их можно попробовать и определить, какой вкус имеют вещества. Предлагаю попробовать воду, и определить вкус веществ. (соль- соленая, сахар-сладкий, мука- без вкус).
Опыт№ 5:
-Читаем следующее свойство, какое? (цвет)
-На разносах насыпаны вещества.
- Что мы можем сказать о цвете этих веществ? (сахар с желтоватым оттенком, соль- бело-серая, мука имеет кремовый оттенок).
Вывод: все три вещества разные по цвету.
-Заносим схемы в таблицы.
ОПЫТ№ 6:
-Как звучит следующее вещество? (форма)
- Разровняйте на разносе вещества попробуйте что- нибудь нарисовать. Оказывается на муке, сахаре, соли можно рисовать.
- Когда вы рисовали, что почувствовали? (мука- легкая, мягкая, пышная, воздушная)
-А теперь предлагаю рассмотреть частички веществ (муку через лупу)
-Что можете сказать про исследуемые вещества? (сахар- имеет форму кристаллов, соль- мелкие кристаллы, мука-не имеет формы)
Опыт№ 7: - И последнее свойство которое будем исследовать?
-Чтобы это проверить я возьму немного соли, муки, сахара и буду нагревать (сахар-растаял и стал жидким и коричневым цветом, а каким он стал сейчас? --Что с ним произошло ( вывод: расплавленный сахар остывает и становится твердым)
-Что вам напоминает твердый сахар?
-Мука –изменила цвет, такую муку используют в кулинарии
-Соль- цвет не изменила.
Вывод: расплавленный сахар остывает и становится твердым, мука – цвет изменила, соль- не изменилась.
-Заносим наш последний результат в таблицу.
-Обратите внимание на всю таблицу, какой можно сделать вывод? (каждое вещество имеет свое свойство, есть свойства похожие, а есть чем то отличаются)
-По каким показателям отличается между собой соль, сахар, мука?
-Что мы сегодня узнали в нашей лаборатории?
-Что больше всего вам понравилось?
-Что было полезно для вас узнать?
-Чтобы вы хотели еще узнать?