Приложение МААМ

Сюжетно-ролевая игра как способ реализации социального направления воспитания

Вера Александровна Полякова
Сюжетно-ролевая игра как способ реализации социального направления воспитания
▼ Скачать + Заказать документы

Сюжетно - ролевая игра как способ реализации «Социального направления воспитания»

«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» В. А. Сухомлинский

В игре, «исполняя» различные роли, дети познают мир, учатся, усваивают социальный опыт. Сюжетно-ролевая игра всегда была школой социализации для ребенка, в которой он примерял на себя и осваивал разные социальные роли, обретал опыт взаимодействия с другими детьми и взрослыми. Все мы знаем, что игра важна для детей, все мы осознаем тот факт, что развитие детей в детском саду не эффективно без игры. Но в тоже время, не всегда в детском саду игре уделяется должное внимание.

Публикация «Сюжетно-ролевая игра как способ реализации социального направления воспитания» размещена в разделах

Одним из направлений Рабочей программы воспитания ДОУ является«Социальное направление воспитания». Ценности семья, дружба, человек и сотрудничество лежат в основе социального направления воспитания. В дошкольном детстве ребенок открывает личность другого человека и его значение в собственной жизни и жизни людей. Он начинает осваивать все многообразие социальных отношений и социальных ролей. Он учится действовать сообща, подчиняться правилам, нести ответственность за свои поступки, действовать в интересах семьи, группы. Формирование правильного ценностно-смыслового отношения ребенка к социальному окружению невозможно без грамотно выстроенного воспитательного процесса, в котором обязательно должна быть личная социальная инициатива ребенка в детско-взрослых и детских общностях.

Важным социальным аспектом является формирование у дошкольника представления о мире профессий взрослых, а поскольку сюжетно-ролевая игра — это подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников, коллективом педагогов ГБДОУ детский сад №21, было принято решение, организовать реализацию модуля «Социальное направление воспитания» через серию сюжетно-ролевых игр. В рамках Календарного плана воспитательной работы на 2021-2022 год, был подготовлен педагогический проект «Увлекательный мир профессий»

1этап: Возможности сюжетно – ролевых игр в изучении профессий

*Изучение классификаций сюжетно – ролевых игр

*Выбор технологии руководства сюжетно – ролевыми играми дошкольников

*Определение возможностей использования сюжетно – ролевых игр в изучении профессий

2этап: Профессии в сюжетно – ролевых играх

*Определить различные сферы деятельности в современном обществе

*Уточнить многообразие профессий в разных сферах деятельности

*Распределить по группам сферы деятельности по типу человек - человек

*Разработать примерные сценарии организации и развития сюжетно – ролевых игр

*Познакомить детей со способами игры по изучению трудовых действий, свойственных для конкретной профессии

*Способствовать ежедневному проигрыванию детьми определенных ролей в изучении профессий

3этап: Презентация сюжетно – ролевой игры

*Презентовать сюжетно – ролевую игру для коллег

*Обсудить возможные трудности на всех этапах организации сюжетно – ролевых

*Определить дальнейшую динамику развития сюжетно – ролевой игры для изучения увлекательного мира профессий

Проект начали с того, что что вновь изучили знакомые нам раннее технологии и руководство игровой деятельностью дошкольника таких авторов как О. В. Солнцева, Н. Я. Михайленко, Н. В. Краснощекова, Зворыгина Е. В., Комарова Н. Ф. и др.

За основу организации сюжетно-ролевой игры выбрали технологию Солнцевой О. В. по обучению сюжетно – ролевым играм (Солнцева О. В. Дошкольник в мире игры. Сопровождение сюжетных игр детей// CПб, 2010.) : и разработали сюжетно – ролевую игру «Кафе – морожение», опираясь на нее:

1 этап: Обогащение опыта сюжетно - ролевой игры за счет взаимодействия с детьми в позиции "соигрока" (партнера);

2 этап: Включение детей в проблемно - игровые ситуации на основе взаимодействия педагога в позиции "помощника";

3 этап: Создание условий для самостоятельного применения освоенных игровых умений в сюжетно - ролевой игре ("наблюдатель"). Убрать может?

Далее, определили сюжеты игр по возрасту и интересам детей (направленность профессий и сферы деятельности, которые они затрагивают). Опираясь на классификацию «Сборника сюжетно-ролевых игр» составленного ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж», 2021г., для начала решили выбрать игры по типу «Человек-человек» : школа, магазин, поликлиника, салон красоты, кафе.

Основной идеей проекта, стало то, что каждая группа готовит сюжетно-ролевую игру по заданной теме и когда игра полностью готова и находится на 3 этапе, дети самостоятельно играют, а воспитатель находится в роли наблюдателя, данная игра презентуется для всех педагогов детского сада. После чего производится обмен сюжетно-ролевыми играми (примерные сценарии, атрибуты) между всеми группами ДОУ.

В качестве примера возможного сценария развития сюжетно-ролевой игры по технологии Солнцевой О. В., предлагается сюжетно-ролевая игра «Кафе-мороженное»

Сюжетно –ролевая игра «КАФЕ – МОРОЖЕНОЕ» (этапы выстроены, опираясь на технологию Солнцевой О. В.)

1 этап: Обогащение опыта сюжетно - ролевой игры за счет взаимодействия с детьми в позиции "соигрока" (партнера)

• Познакомить детей со сферой деятельности «Кафе мороженое»

• Изучить возможные профессии в данной сфере деятельности

• Обыграть каждую роль в отдельности

Способствовать развитию интереса у детей к сюжетно – ролевой игре совместно с педагогом на уровне партнеров.

2 этап: Включение детей в проблемно - игровые ситуации на основе взаимодействия педагога в позиции «помощника»

Способствовать возникновению проблемных ситуаций по ходу разворачивания игры (например, не хватает мест для посетителей кафе; образовалось много неубранных подносов в кафе и др.)

• Развивать уверенность у детей в решении проблемных ситуаций

• Стимулировать проявление доброжелательности и взаимопомощи к сверстникам по ходу решения проблемных ситуаций

3 этап: Создание условий для самостоятельного применения освоенных игровых умений в сюжетно - ролевой игре ("наблюдатель").

• Расширять опыт взаимодействия и сотрудничества за счет привлечения в игру детей из других групп, взрослых – воспитателей, родителей.

• Развивать самостоятельность.

Воспитывать уважительное отношение к старшим.

Воспитывать бережное, внимательное отношение к детям младшего возраста.

• Развивать умения разворачивать в игре профессиональные действия и реализовывать знания о профессиях

Далее, предлагаем примерный сценарий сюжетно – ролевой игры

Сюжетно – ролевая игра «Кафе – мороженое»

(примерный сценарий организации и развития игры)

Воспитатель заранее предлагает детям подготовиться и поиграть в сюжетно – ролевую игру «Кафе мороженое». Предварительно можно организовать переписку с детьми других групп, как они играют или посмотреть фильм - презентацию «игра детей в другом детском саду».

Предварительное обсуждение темы игры

Воспитатель предлагает детям обсудить несколько вопросов перед началом игры:

• Как вы считаете, что такое «Кафе мороженое»?

• Зачем нужно кафе?

• Какие профессии вы знаете, необходимые для сотрудников кафе?

• В кафе мороженое обязательно ходить? Для чего?

• А вы готовы поиграть в кафе мороженое?

Подготовка игрового пространства

Воспитатель : Для этого наша группа должна превратиться в «Кафе – мороженое». Чего же здесь нам не хватает? ( выслушиваем и дополняем ответы детей: необходимо определить зоны для посетителей кафе и для сотрудников, внести все необходимые атрибуты).

Далее, совместно с детьми пространство группы «превращается» в игровые зоны путем несложных перестановок с помощью столов, стульев и т. п.

Распределение игровых ролей

Воспитатель : Ребята, давайте распределим роли. Нам потребуются в кафе – мороженое следующие сотрудники: сотрудник отдела персонала, директор кафе, продавец мороженого, кассир, официант, охранник, уборщица.

Воспитатель : Кто будет сегодня выполнять роль сотрудника отдела персонала? Сотруднику отдела персонала необходимо заниматься поиском сотрудников и устройством их на работу: ведение трудовых книжек, проверка медицинских документов.

Воспитатель : Следующая роль – директор кафе. Он будет внимательно следить за правильно организованной работой всех сотрудников кафе, заказывать новые продукты в кафе, помогать сотрудникам в решении трудностей в работе.

Воспитатель : Следующая роль – продавец мороженого. В его обязанности входит: аккуратная выкладка мороженого по коробочкам, выставление ложечек для укладывания шариков мороженого в вафельные рожки и в стаканчики, оформление заказов официанта.

Воспитатель : Следующая роль – кассир. Его задача – принять заказ от официанта и рассчитать стоимость, выписать счет для гостя кафе.

Воспитатель : Следующая роль – официант. Их может быть несколько, в зависимости от количества гостей кафе. В его обязанности входит вежливое обслуживание гостей, выдача меню, прием заказов, выдача заказов, контроль оплаты заказа.

Воспитатель : Следующая роль – охранник. Он будет следить за порядком в кафе через монитор компьютера (изготовлен руками родителей, контролировать получение денег в банкомате (изготовлен руками родителей).

Воспитатель : А еще у нас будет уборщица. В ее обязанности входит соблюдение чистоты в кафе: уборка со столов, протирание столов, подметание пола.

Воспитатель : Всем досталась роль? Тогда переодеваемся и в игру.

Организация игровых центров деятельности по распределению ролей:

Сотрудник отдела персонала:

Атрибуты: трудовые книжки, карандаши цветные.

Игровые обязанности:

*поиск сотрудников для кафе – мороженое;

*ведение трудовых книжек;

*контроль заполнения медицинских допусков к работе.

Директор кафе:

Атрибуты: карандаш, блокнот.

Игровые обязанности:

* контроль качественного выполнения игровых действий;

*обеспечение смены сотрудников через определенный промежуток времени (с целью предоставления возможности детям попробовать себя в разных игровых ролях).

Официант:

Атрибуты: меню, бланк - блокнот для записи заказов, чеки, карандаш, поднос.

Игровые обязанности:

*оформление – выдача заказов;

*расчет стоимости заказа;

*выдача чеков гостям;

*денежный расчет.

Продавец мороженого:

Атрибуты: шарики мороженого, стаканчики для мороженого; ложки для раскладывания мороженого.

Игровые обязанности:

* оформление заказа по бланку официанта;

*обеспечение порядка на рабочем месте.

Кассир:

Атрибуты: касса, счеты, игрушечные деньги

Игровые действия:

*получение списка заказа от официанта

*расчет стоимости заказа

*выписка чеков для гостей

* прием денег или карт для оплаты заказов

Уборщик/ уборщица помещения

Атрибуты: салфетка для протирания столов, тазик, ведро, швабра.

Игровые обязанности:

*обеспечение чистоты столиков в кафе;

*уборка помещения кафе.

Сотрудник охраны

Атрибуты: монитор для ведения видеонаблюдения, клавиатура, блокноты, карандаш, печати.

Игровые обязанности:

*обеспечение контроля соблюдения правил поведения в кафе;

*ведение видеонаблюдения;

*контроль выдачи денег в банкомате.

В заключении, хотелось отметить, что в данный момент сделано в детском саду благодаря реализации педагогического проекта «Увлекательный мир профессий» :

1. Накоплено большое количество атрибутов, изготовленных руками родителей,

2. Разработаны сценарии организации сюжетно – ролевых игр в каждой возрастной группе, обозначены дальнейшие перспективы по развитию данного проекта.

Сформулируем выводы:

1. В процессе подготовки к игре дети узнали много нового об увлекательном мире профессий по типу человек - человек, о трудовых действиях людей разных профессий, получили возможность на практике «проиграть» эти действия.

2. Дети с удовольствием самостоятельно стали организовывать сюжетно – ролевые игры, постоянно внося новые атрибуты, идеи, что способствует развитию позитивной социализации и получению истинного удовольствия от игры.

3. Дети научились решать проблемные ситуации по ходу разворачивания сюжетов игр. В результате, ценным оказалось, что каждый ребенок приобрел свой личный социальный опыт в преодолении возникающих трудностей.

4. Воспитатели смогли : *реализовать возможности сюжетно – ролевых игр в знаниях о ранней профориентации *обогатить речь детей за счет введения новых слов в словарь детей и постоянного выстраивания диалога со сверстниками и со взрослыми.

5. Возрос интерес у родителей к деятельности детей, они с удовольствием подключились к изготовлению атрибутов для игр, что свидетельствует о большом потенциале использования сюжетно – ролевых игр в практике дошкольных учреждений.

Литература:

1. Солнцева О. В. Дошкольник в мире игры. Сопровождение сюжетных игр детей// CПб, 2010.

Публикации по теме:

Сюжетно-ролевая игра как культурная практика. Проект сюжетно-ролевой игры «Школа» в подготовительной к школе группеСюжетно-ролевая игра как культурная практика. Проект сюжетно-ролевой игры «Школа» в подготовительной к школе группе Уважаемые коллеги! В минувшем учебном году в нашем детском саду проходил конкурс проектов на тему "Сюжетная игра как культурная практика".

Сюжетно-ролевая игра как способ психоэмоционального развития детей 2–3 летСюжетно-ролевая игра как способ психоэмоционального развития детей 2–3 лет Дошкольный возраст – самое начало жизни ребенка, когда он только-только начинает осознавать себя личностью с собственными желаниями и возможностями.

Сюжетно-ролевая игра «АЗС»Сюжетно-ролевая игра «АЗС» «Автозаправочная станция» Задачи: образовательные: закреплять знания детей о профессиях людей, работающих на автозаправочной станции;.

Сюжетно-ролевая игра «Магазин»Сюжетно-ролевая игра «Магазин» Цель игры: научить детей классифицировать предметы по общим признакам, воспитывать у детей чувство взаимопомощи, расширить их словарный.

Сюжетно-ролевая игра «На остановке»Сюжетно-ролевая игра «На остановке» В нашем саду проходила неделя по ПДД и чтобы детям было все понятно, хотелось воспроизвести все более реалистично. И мне пришлось поработать.

Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская»Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская» Приветствую всех гостей моей странички. Раннее детство - Это начало познания жизни, человеческих взаимоотношений. Задача педагогов вести.

Сюжетно-ролевая игра «Почта» от 3–5 летСюжетно-ролевая игра «Почта» от 3–5 лет Сюжетно-ролевая игра "Почта"Цель: 1. Познакомить детей с работой почты (почтового отделения). 2. Расширять представления детей о труде работников.

Сюжетно-ролевая игра «Поликлиника»Сюжетно-ролевая игра «Поликлиника» Игра-это огромное светлое окно,через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений,понятий об окружающем мире.

Сюжетно-ролевая игра «Поварята»Сюжетно-ролевая игра «Поварята» Игра - ведущий вид деятельности детей. В сюжетно-ролевых играх отражаются представления детей об окружающем мире, взаимоотношениях и профессиональных.

Сюжетно-ролевая игра «В поликлинике»Сюжетно-ролевая игра «В поликлинике» Сюжетно- ролевая игра "В поликлинике"(с воспитанниками подготовительной группы) Кулыгина Н. Н, воспитатель МАДОУ "ДСКВ №35"п. Бугры Ленинградская.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сюжетно-ролевая игра как способ реализации социального направления воспитания
Опубликовано: 11 января 2023 в 20:51
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сюжетно-ролевая игра как способ реализации социального направления воспитания» (включая файлы) размещена пользователем Вера Александровна Полякова (УИ 500250) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД