МААМ-картинки

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования социальных представлений дошкольников

Ольга Матвеева
Сюжетно-ролевая игра как средство формирования социальных представлений дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Актуальность обогащения социального опыта детей определяется необходимостью изучения игровой деятельности для разработки адекватной стратегии дошкольного образования. Как показывает практика, современные дети не только мало играют, но и не умеют играть. А это значит, что у них не развивается активность, любознательность, воображение, творчество, важные коммуникативные навыки. В связи с этим возникает необходимость помощи воспитанникам в овладении навыками сюжетно-ролевой игры.

Публикация «Сюжетно-ролевая игра как средство формирования социальных представлений дошкольников» размещена в разделах

Проблеме игры детей дошкольного возраста посвящены многие отечественные исследования. Изучением теории ролевой творческой игры занимались такие ученые, как Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, Ф. И. Фрадкина, А. П. Усова, Д. Б. Эльконин.

А. Н. Леонтьев в одной из наиболее ранних публикаций, посвященных разработке теории игры, определяет, что в основе трансформации игры при переходе от периода преддошкольного к дошкольному детству лежит расширение круга человеческих предметов, овладение которыми встает перед ребенком как задача [4,с. 14].

А. В. Запорожец обратил внимание на то, что характер движений, выполняемых ребенком в условиях игры и в ситуации прямого задания, существенно различается. Ученый установил, что в ходе развития меняется структура и организация игровых движений. В них вычленяются фаза подготовки и фаза выполнения [3,с. 139].

В ходе изучения игровой деятельности детей дошкольного возраста Д. Б. Элькониным было установлено, что всякая ролевая игра содержит в себе скрытое правило, а развитие ролевых игр идет от игр с развернутой сюжетной ситуацией и скрытыми правилами к играм с открытым правилом и скрытыми за ним ролями. Автор многочисленных научных публикаций, посвященных изучению психологии игры, считает, что произвольное поведение рождается в коллективной ролевой игре, позволяющей каждому ребенку подняться на более высокую ступень развития, поскольку игра вне сверстников не является полноценным активатором развития дошкольников. Коллектив детей в процессе игрового действия корректирует нарушения в подражании предполагаемому образцу, стимулирует соблюдение правил участников ролевой деятельности [5, с. 287]. Так же вполне оправдалось положение Л. С. Выготского о том, что в игре ежеминутно происходит отказ ребенка от мимолетных желаний в пользу выполнения взятой на себя роли [1, с. 14].

Социальное развитие – это процесс, во время которого ребёнок усваивает ценности, традиции, культуру общества, в котором ему предстоит жить. Ребенок дошкольного возраста воспринимает окружающий его социальный мир не так, как его воспринимают и понимают взрослые. Это происходит в силу малого жизненного опыта, особенностей развития, восприятия, мышления, воображения, высокой эмоциональности.

Отметим, что мнения педагогов по составляющим процесса социализации ребенка разделились. Так, например, О. С. Газман выделяет четыре компонента, составляющего социальный опыт индивида : аксиологический, познавательный, действенный и коммуникативный.

За каждым из компонентов закреплено определенное содержание :

1. Аксиологический компонент составляют ценностные ориентации, определяющие социальные установки и направленность личности;

2. Познавательный компонент заключает в себе социальные понятия, представления, суждения, убеждения;

3. Действенный - содержит совокупность исторически накопленной практической деятельности: всевозможные реакции, умения, навыки;

4. Коммуникативный - включает в себя навыки социального взаимодействия, обладание культурой речи.

Как указывает Н. Ф. Голованова, анализ процесса социализации как педагогического явления позволяет представить его содержание в виде структуры, включающей ряд взаимосвязанных компонентов [2, с. 144].

На наш взгляд, сюжетно – ролевая игра является наиболее доступным средством социализации детей, поскольку является ведущим видом деятельности в дошкольном детстве. Однако необходимо выделить условия включения детей в игровую деятельность, при которых обогащение социального опыта воспитанников осуществляется наиболее эффективно:

- обогащение содержания игр, создание интереса к новым сюжетам;

- обогащение жизненного опыта детей, пополнение знаний детей;

- своевременное изменение игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта;

- активизирующее общение взрослого с детьми в процессе их игры, направленное на побуждение и самостоятельное применение детьми новых способов решения игровых задач, на отражение в игре новых сторон жизни.

- умение поддерживать инициативу, желание детей организовать игру по собственной инициативе.

Необходимо обратить внимание, что при обучении детей игровой деятельности, с их социального развития, ролевое поведение дошкольника является главной составляющей сюжетной игры. Социальные роли, которые дети выбирают по желанию, отражают их когнитивный и поведенческий уровень. Можно представить функциональное развитие всякого нового умственного действия как сжатое повторение этапов онтогенетического развития мышления и как формирование зоны ближайшего развития ребенка. Если принять установленные в психологии этапы развития мышления (практически-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое) и сравнить с этапами, установленными при функциональном формировании, то такое предположение имеет некоторые основания. Рассматривая действия ребенка в игре, легко заметить, что ребенок уже действует со значениями предметов, но еще опирается при этом на их материальные заместители - игрушки. Анализ развития действий в игре показывает, что опора на предметы-заместители и действия с ними все более и более сокращается. Если на начальных этапах развития требуется предмет-заместитель и относительно развернутое действие с ним (этап материализованного действия, по П. Я. Гальперину, то на более поздних этапах развития игры предмет выступает через слово-название уже как знак вещи, а действия - как сокращенные и обобщенные жесты, сопровождающиеся речью. Таким образом, игровые действия носят промежуточный характер, приобретая постепенно характер умственных действий со значениями предметов, совершающихся в плане громкой речи и еще чуть-чуть опирающихся на внешнее действие, но приобретшее уже характер обобщенного жеста-указания. Интересно отметить, что и слова, произносимые ребенком по ходу игры, носят уже обобщенный характер. Этот путь развития к действиям в уме оторванными от предметов значениями есть одновременно возникновение предпосылок для становления воображения. В свете приведенных соображений игра выступает как такая деятельность, в которой происходит формирование предпосылок к переходу умственных действий на новый, более высокий этап - умственных действий с опорой на речь. Функциональное развитие игровых действий вливается в онтогенетическое развитие, создавая зону ближайшего развития умственных действий. Может быть, эта модель соотношения функционального и онтогенетического развития, которое мы наблюдаем столь наглядно в игре, является обшей моделью соотношения функционального и онтогенетического развития. Это предмет специальных исследований. В игре же, как нам представляется, развиваются более общие механизмы интеллектуальной деятельности. В результате опыт, получаемый в процессе проживания роли в сюжетной игре, формирует социальные представления дошкольников, обогащает их знания, мотивируя перенос социального опыта, приобретенного посредством участия в сюжетно-ролевой игре со сверстниками, в реальную жизнь.

Литература:

1. Выготский Л. С. Игра и её роль в психическом развитии ребёнка // Вопросы психологии, 1961. - №2. - С. 62-76.

2. Голованова Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - СПб. : Речь, 2004. - 272 с.

3. Зворыгина Е. В. Первые сюжетные игры малышей. М: Просвещение. 1988 г.

4. Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы, эмоции. - М., 1971. - 258с.

5. Эльконин Д. Б. Психология обучения младшего школьника. - М., 1978. - 598с.

Публикации по теме:

Моделирование как средство формирования представлений о труде взрослых у детей дошкольного возраста с ЗПР Паспорт инновационного проекта "Моделирование как средство формирования представлений о труде взрослых у детей дошкольного возраста с задержкой.

Презентации для педагогов по теме «Игра» Презентации для педагогов по теме "Игра" Источник презентаций: КПК АППОСПб Автор презентаций: Бурим Н. В., методист центра дошкольного образования.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сюжетно-ролевая игра как средство формирования социальных представлений дошкольников
Опубликовано: 20 мая 2013 в 14:22
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сюжетно-ролевая игра как средство формирования социальных представлений дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Матвеева (УИ 106967) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД