Лучший педагог года

Сюжетно ролевая-игра как средство развития личностных качеств детей дошкольного возраста

марина лескина
Сюжетно ролевая-игра как средство развития личностных качеств детей дошкольного возраста

Средством для воспроизведения социальной действительности является игровое действие, предполагающее определенную степень условности.

Сюжетно-ролевая игра в дошкольном возрасте является одной из ведущих деятельностей.

В зарубежной психологии игра трактуется как деятельность по природе инстинктивно-биологическая. В отечественной психологии она, социальна по содержанию, т. е. возникает из социальных условий жизни ребенка в обществе.

Публикация «Сюжетно ролевая-игра как средство развития личностных качеств детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Игра - это воссоздание человеческой деятельности, при котором выделяется социальная человеческая суть - ее задачи и нормы отношений между людьми. Д. Б. Эльконин предлагает различать сюжет и содержание игры.

Сюжет — это та сфера действительности, которая моделируется и воспроизводится в игре. Содержание игры - то, что именно воспроизводится в сюжете. Психологическое содержание игры - это моделирование социальных отношений и ситуаций.

Игра выступает как способ участия ребенка в жизни взрослых, благодаря которому становится возможным развитие новых социальных потребностей и мотивов Д. Б. Эльконин различает следующие структурные компоненты игры: роль, игровые действия; игровое употребление предметов, реальные отношения между играющими детьми. Игра представляет собой школу произвольности, воли и морали. Игровое употребление предметов - замещение - важнейшая характеристика сюжетно-ролевой игры. Особенность игры состоит в том, что она представляет собой воображение в наглядно-действенной форме.

Д. Б. Эльконин выделил четыре уровня развития сюжетно-ролевой игры :

I уровень: Центральным содержанием игры являются предметные действия. Роли не определяют действия, не называются детьми, а обозначаются после совершения игрового действия. Действия однообразны и повторяемы, их логика легко нарушается.

II уровень. На передний план выдвигается соответствие игрового действию реальному. Роли называются детьми. Логика действия определяется их последовательностью в реальной жизни. Расширяется число и виды игровых действий.

III уровень. Основным содержанием игры является выполнение роли и связанных с нею действий. Роли ясные и четкие, называются детьми до начала игры. Роль определяет логику и характер действий. Появляется специфическая ролевая речь.

IV уровень. Основным содержанием игры является выполнение действий, отражающих отношение к другим людям. На протяжении всей игры ребенок ясно проводит одну линию поведения. Действия развертываются в четкой последовательности, логичны, разнообразны. Сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте, определяет развитие всех существенных сторон личности ребенка, подготавливает переход в новый период развития. «Игра - источник развития и создает зону ближайшего развития».

Д. Б. Эльконин выделил также четыре линии влияния игры на психическое развитие ребенка :

Развитие мотивационно — потребностной сферы.

• Преодоление познавательного «эгоцентризма» ребенка.

Развитие идеального плана.

Развитие произвольности действий.

Основные новообразования развития мотивационно-потребностной сферы определяются эмоционально-действенной ориентировкой ребенка в мире социальных отношений, мотивов, задач и смыслов человеческой деятельности.

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребё нка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общественным ценностям. Закладывается фундамент здоровья.

При построении пед. процесса основное образовательное содержание программы, педагоги осуществляют с детьми путём интеграции естественных для дошкольника видов деятельности, главным из которых является игра. В. А. Сухомлинский подчёркивал, что «Игра, огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представление, понятий об окружающем мире. Игра это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности.»

Основные задачи социализации ребё нка:

• способствовать развитию всех компонентов детской игры, обогащению тем и видов игр, игровых действий, сюжетов, умение устанавливать ролевые отношения, вести ролевой диалог, создавать игровую обстановку, используя для этого реальные предметы и их заместители, действовать в реальной и воображаемой игровых ситуациях.

• Создавать основу для развития содержания детских игр: обогащать представления детей о мире и круге интересов с помощью детской литературы, просмотра кукольных спектаклей, развивать воображение, творчество, интерес к игровому экспериментированию.

• Формировать умение следовать игровым правилам в дидактических, подвижных, развивающих играх.

• Воспитывать доброжелательное отношение между детьми, обогащать способы их игрового взаимодействия.

Для того чтобы осуществить адекватные пед. Воздействия по отношению к сюжетной игре, необходимо хорошо понимать её специфику, иметь представление о её развивающих значениях, о том, какой она должна быть на каждом возрастном этапе, а также уметь играть соответствующим образом с детьми.

Свободная сюжетно-ролевая игра самая привлекательная для детей дошкольного возраста деятельность. Её привлекательность объясняется тем, что в игре ребёнок испытывает внутреннее субъективное ощущение свободы, подвластности ему вещей, действий, отношений – всего того, что в практической продуктивной деятельности оказывает сопротивление, даётся с трудом. Это состояние внутренней свободы связано со спецификой сюжетной игры – действием в воображаемой, условной ситуации.

Сюжетная игра не требует от ребёнка реального, ощутимого продукта, в ней всё условно, всё «как будто», «понарошку». Ребёнок может забивать игрушечным молотком воображаемые гвозди, хотя на самом деле ещё не умеет забивать настоящие гвозди ; может быть «врачом» и «лечить» больных кукол и зверюшек, хотя на самом деле ему ещё очень далеко до этой «взрослой» профессии. Все эти «возможности» сюжетной игры расширяют практический мир дошкольника и обеспечивают ему внутренний мир эмоциональный комфорт.

Но кроме этого сиюминутного субъективного ощущения «все возможности» эмоционального комфорта, сюжетная игра в силу своей специфики имеет большое значение для психического развития ребёнка так сказать, долговременный эффект. Психологами и педагогами установлено, что, прежде всего в игре развивается способность к воображению, образному мышлению это происходит благодаря тому, что в игре ребёнок воссоздаёт интересующие его сферы жизни с помощью условных действий детей. Сначала это действие с игрушками, замещающими настоящие вещи, а затем изобразительные, речевые и воображаемые действия.

Игра имеет значение не только для умственного развития ребёнка, но и для развития его личности : принимая на себя в игре различные роли,воссоздавая поступки людей, ребёнок проникается их чувствами и целями, сопереживает им, начинает ориентироваться в отношениях между людьми.

Большое внимание игре оказывает и на развитие у детей способности взаимодействовать с другими людьми, во-первых, воссоздавая в игре взаимодействия взрослых, ребёнок осваивает правила этого взаимодействия, во-вторых, в совместной игре со сверстниками он приобретает опыт взаимопонимания, учится пояснять свои действия и намерения, согласовывать их с другими деть

Игра становится содержанием и формой организованной жизни детей. Игровые моменты, ситуации и приёмы включаются во все виды детской деятельности и общения воспитателя с дошкольником.

Воспитатель наполняет повседневную жизнь детей интересными делами, играми, проблемами, идеями, включает каждого ребёнка в содержательную деятельность, способствует реализации детских интересов и жизненной активности. Организуя деятельность детей, воспитатель развивает у каждого ребёнка стремление к появлению инициативы и самостоятельности, к поиску разумного достойного выхода из разных жизненных ситуаций. Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми, их называют творческими или сюжетно-ролевыми. В этих играх дошкольник воспроизводит в ролях всё то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Творческая игра наиболее полно формирует личность ребёнка, поэтому является важным средством воспитания.

Большинство игр отражают труд взрослых : дети подражают домашним делам, мам, бабушек, пап, работе воспитателя, врача, шофёра, и т. д. следовательно, в играх воспитателя уважение ко всякому труду, полезному для общества, утверждается стремление самим принимать в нем участие. Игра и труд часто естественно объединяются, нередко можно наблюдать, как долго и увлечённо дети мастерят, готовятся к игре уже в определё нном образе: моряки, строят корабль, делают спасательные круги и т. п.

В игре формируется моральные качества : ответственность, чувства товарищества и дружбы, согласование действий при достижении общей цели, умение справедливо разрешать спорные вопросы.

Игра тесно связана с художественным творчеством детей – рисованием, лепкой, конструированием. Несмотря на различные средства отражения впечатлений жизни, мыслей, чувств, эти виды деятельности имеют много общего: можно увидеть одни и те же темы в мире и в рисунке; по ходу игрового сюжета дети нередко поют, пляшут, вспоминают знакомые стихи.

Без увлекательной игры не может быть страны детства. Чем разнообразнее, интересные игры детей, тем богаче и шире для них становится окружающий мир, светлее и радостней их жизнь.

Важнейшим условием успешного руководства творческими играми являются умение завоевать доверие детей, установить с ними контакт. Это достигается в том случаи, если педагог относится к игре серьезно, с искренним интересом, понимает замыслы детей, их переживания. Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребёнка, учёта его возрастных и индивидуальных способностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от чёткой организации и проведения всевозможных игр.

Игре принадлежит большая роль в жизни и развитии детей. В игровой деятельности формируются многие положительные качества ребёнка, интересы готовность к предстоящему учению, развиваются его познавательные способности.

Л. С. Выготский главное значение детской игры видел в формировании опосредованные, в отрыве значений от вещи, в формировании идеального блага сознания. Д. Б. Эльконин, опираясь на идеи П. Я. Гальперина, рассматривает игру как естественную стихийно сложившуюся практику поэтапной отработки и умственных действий на основе развития игровых действий от развернутых и выполняемых с реальными игрушками к умственным действием. Действия в уме, составляют основу идеального плана, раскрывают путь к развитию наглядно-образного мышления, высших форм персептивной деятельности, воображения.

Основным условием психического развития ребенка является его собственная активная деятельность. А. Н. Леонтьев ввел в психологию развития понятие ведущей деятельности. Он подчеркивал, что главным процессом, который характеризует психическое развитие ребенка, является специфический процесс усвоения или присвоения им достижений предшествующих поколений людей. Этот процесс осуществляется в деятельности ребенка по отношению к предметам и явлениям окружающего мира, в котором воплощены эти достижения человечества. Именно в активной мотивированной деятельности самого ребенка происходит формулирование его личности. Причем это формирование происходит прежде всего под влиянием той деятельности, которая на данном этапе онтогенеза является ведущей, обуславливающей главные изменения в психических процессах, в психологических особенностях личности ребенка (общение, игра, учение, труд).

Ведущая деятельность — это такая деятельность, развитие которой обуславливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребенка на определенной стадии его развития. При переходе на новый уровень развития предыдущая деятельность не исчезает, но теряется ее определяющая роль в развитии.

В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра. В игровой деятельности впервые формируются и проявляются потребность ребенка воздействовать на мир. Все игры обычно воспроизводят те или иные самым отвечают потребности ребенка принять участие в жизни и деятельности взрослых. Но ребенок становится взрослым лишь в воображении, мысленно. Различные формы серьезной деятельности взрослых служат образцами, которые воспроизводятся в игровой деятельности: ориентируясь на взрослого как на образец, взяв на себя ту или иную роль, ребенок подражает взрослому, действует как взрослый, но только с предметами-заместителями (игрушками) в сюжетно-ролевой игре. В игре для ребенка существенны не только свойства предметов, сколько отношение к предмету, отсюда возможность замещения предметов, что способствует развитию воображения. Играя, ребенок также овладевает соответствующими действиями.

В игре развиваются не только познавательные процессы, речь, общение, поведение, но и личность ребенка. Игра в дошкольном возрасте является универсальной формой развития (А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин, К. Н. Подьяков, СИ. Карпова, А. С. Списаковская и другие) она создает зону ближайшего развития, служит основой для становления будущей учебной деятельности. Основной смысл выделения ведущей деятельности заключается в понимании сущности ее воздействия на психическое развитие растущего человека в дошкольных образовательных учреждениях большое место занимают методы словесного воспитания. Переоценка словесных методов в воспитании приводит к нравственному формализму в обучении и формальном усвоении знаний Е. А. Рубинштейн отмечал, что всякая попытка взрослых «внести» в ребенка познание и нравственные нормы, минуя его собственную деятельность по овладению ими, подрывает самые основы здорового умственного развития ребенка, воспитывая его личностные свойства и качества.

Игра используется в целях всестороннего воспитания и формирования нравственной стороны личности, она позволяет лучше понять и глубже пережить эту действительность, позволяет воспитывать высокие человеческие качества. Игра как формы организации жизни и деятельности характеризуется:

Игра – ведущий вид деятельности, влияющий на развитие личности ребёнка, т. к. в игре развиваются психические процессы и психика ребёнка.

Игра носит самостоятельный характер в старшем дошкольном возрасте способствует обогащению сюжета и развитию ролевых отношений. Игра является средством всестороннего развития ребенка. Игра выполняет свои функции, способствует умственному развитию детей. Дети через игру знакомятся с окружающим миром, с предметами. Она влияет на физическое развитие, имеет свои особенности:

- Носит общественно-исторический характер;

- Творческая деятельность, в игре дети создают свой мир не похожий на реальность.

- Является свободной деятельностью;

- Является отражательной деятельностью. Дети отражают взаимодействие людей, природы, жизни.

- Игра - средство социализации ребенка.

Игра - один из тех видов детской деятельности, который используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируется те стороны психики, от которых в последствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.

Сформированность игровой деятельности создаёт необходимые психологические условия и благоприятную почву для всестороннего развития ребёнка.

Например, в игре формируется такое качество личности ребёнка, как саморегуляция действий с учётом задач количественной деятельности. Важнейшим достижением является приобретение чувства коллективизма. Оно не только характеризует нравственный облик ребенка, но и перестраивает существенным образом его интеллектуальную сферу, так как в коллективной игре происходит взаимодействие различных смыслов, развитие событийного содержания и достижение общей игровой цели.

Разыгрывая, тот или иной сюжет, ребенок берет на себя роль (обычно две и больше ролей). Роль - это главное; что привлекает ребенка в игре, она выполняется при помощи игровых действий, где используется игровой материал. Игрушки - это, чаще всего заместители настоящих предметов. Дети вступают в ролевые отношения, где в совместной игре проявляются реальные отношения между играющими детьми. У старших дошкольников сюжетно-ролевая игра приобретает коллективный характер, отличается большим разнообразием тематики, сложностью и развернутостью сюжетов. Дети отражают в играх события и ситуации далекого выходящие за рамки их личного опыта, стремятся воспроизвести то, что происходит в жизни страны и всего человечества - освоение Северного полюса, Антарктиды, космические полеты, борьбу за мир. Заранее планируют игру - договариваются между собой о теме игры, распределяют роли, подбирают нужный игровой материал. Большее внимание дети уделяют точному соблюдению правил, игровые действия в основном выполняются условно, более привлекательными становятся аксессуары (подзорная труба у капитана, бескозырка для матроса и т. д.).

Главным мотивом сюжетно-ролевой игры служит стремление «быть таким как взрослые», пользоваться такой же властью над вещами, таким же авторитетом и уважением.

И только старшие подчиняются правилам полностью и стремятся победить в игре, они становятся для них любимыми играми.

По мнению Артура Петровского, в ролевой игре ребенок воспроизводит общественные функции взрослых, поведение взрослых как личностей, расширяя свой социальный опыт. У ребенка формируется способность регулировать свое поведение представлением о социальной роли и соответствующих действий.

Субъектный опыт – это опыт такой деятельности, при выполнении которой индивид занимает субъектную позицию, т. е. самостоятельно определяет цель деятельности, ее средства, план осуществления, анализ и коррекцию результатов (Л. М. Кларина).

Субъект деятельности – характеризуется проявлением инициативы и самостоятельности, способностью принимать и реализовывать решения, оценивать последствия своего поведения, само изменяться, самосовершенствоваться (М. М. Дьяченко, Л. А. Кандыбович).

Субъектная позиция – особый способ реализации ценностного отношения. Субъектная позиция определяет характер деятельности человека, направленной на познание и преобразование культуры и себя в культуре. (А. Г. Гогоберидзе). Способность субъекта осваивать и творчески преобразовывать действительность, изменять внутренний мир, выстраивая стратегию и тактику собственной жизнедеятельности (В. А. Сластенин, Е. Н. Шиянов).

На основе общих требований гуманистически ориентированных программ дошкольного воспитания, ведущей целью организации процесса обучения и развития, является становление и развитие личности каждого ребёнка. В основе личности лежит субъектная позиция по отношению к собственной жизни, которая и составляет суть личностного бытия человека. Иначе говоря, личность не может состояться без развития у индивида субъектной позиции. Основная ценность, и цель образования состоит именно в развитии субъектной позиции индивида.

Субъектный подход, объясняющий само ценность дошкольного детства, является сегодня одним из привлекательных и перспективных в развитии современной идеологии дошкольного образования. Его разработкой занимаются авторитетные психологи Института развития дошкольного образования РАО (В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев, Н. А. Короткова, Л. М. Кларина).

Проявления ребё нка как субъекта деятельности связаны:

- С самостоятельностью и творчеством при выборе содержания деятельности и средств ее реализации;

- С процессами эмоционально-положительной направленности в общении и стремлении к сотрудничеству в детском обществе.

Идея о целостном развитии ребёнка как субъекта детских видов деятельности продолжает развиваться, и нашла отражение в исследованиях Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунской, М. В. Крулехт, М. Н. Поляковой, О. В. Солнцевой и др. [2, стр. 20]

В теории дошкольной педагогики определены условия целостного развития ребёнка, доказана взаимосвязь между освоением детьми позиции субъекта элементарной трудовой деятельности и качественным изменением содержания и уровня развития сюжетно-ролевой игры, становлением деятельности игра-труд (М. В. Крулехт). Освоение ребёнком позиции субъекта признаётся важнейшим условием развития творчества в разных видах игровой деятельности в игре-труде (М. В. Крулехт, Э. В. Онищенко, в развивающих играх математического содержания (З. А. Михайлова, в конструктивных играх (М. Н. Силаева, в хороводных играх (А. Г. Гогоберидзе, в театрализованных играх (О. В. Акулова, в режиссёрских играх (О. В. Солнцева)

Качествами, характеризующими ребёнка как субъекта детской деятельности, являются:

- Способность ребёнка к самостоятельному целеполаганию и мотивации деятельности

- Умение мобильно оперировать известными способами осуществления деятельности

- Умение осуществлять деятельность в изменённых условиях

- Умение выходить за пределы заданной ситуации

- Умение осуществлять творческое варьирование в деятельности

- Умение прогнозировать результаты своей деятельности

Итак, всякая игра отражение социального опыта, ведущего к развитию личностных качеств детей.

Из всего выше сказанного, можно сказать, что предпосылки к развитию начинаются у детей дошкольного возраста уже с младенчества в период хватания, в предметно - манипулятивной деятельности. Игра совершенствуется, приобретает главный смысл в деятельности ребенка, становится ведущей, которая ведет за собой развитие личности ребенка.

Таким образом, творческая игра как важное средство развития детей, связана со всеми видами их деятельности. Этим определяется её место в пед. Процессе детского сада.

Публикации по теме:

Дидактическая игра как средство развития мышления детей дошкольного возраста В современных условиях особую актуальность приобретает проблема развития у дошкольников мышления. Наиболее эффективным средством развития.

Консультация для воспитателей «Сюжетно-ролевая игра как средство всестороннего развития ребенка»Консультация для воспитателей «Сюжетно-ролевая игра как средство всестороннего развития ребенка» Консультация для воспитателей: «Сюжетно-ролевая игра как средство всестороннего развития ребенка»[/b] Дошкольный возраст - яркая, неповторимая.

Консультация «Сюжетно-ролевые игры как средство развития положительных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста» Выбранная тема является в настоящее время особо актуальной, так как, во-первых, в последнее время педагоги все чаще с тревогой отмечают,.

Педагогический проект «Сюжетно-ролевая игра — как средство развития нравственно –волевых качеств ребёнка» Педагогический проект: «Сюжетно-ролевая игра – как средство развития нравственно –волевых качеств ребёнка дошкольного возраста» «Каждая.

Проект «Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей» Проект: «Сюжетно — ролевая игра, как средство развития коммуникативных способностей» Татьяна Ягупьева Проект: «Сюжетно — ролевая игра,.

Театрализованная игра как средство развития речи детей дошкольного возраста Огромная роль в воспитании и развитии детей дошкольного возраста принадлежит игре - важнейшему виду деятельности. Дошкольный возраст – это.

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования интереса к труду у детей дошкольного возраста В настоящее время существуют объективные проблемы, затрудняющие воспитание трудолюбия у дошкольников: экономический кризис, отток детей.

Сюжетно-ролевая игра как средство нравственного развития дошкольников Сегодня общество испытывает острую нужду в таких обще гуманных ценностях, как доброта, уважение к человеку, терпимость, эмпатия, доброжелательность.

Сюжетно-ролевая игра как средство развития речи у детей дошкольного возраста. Развитие речи - процесс своеобразный, сложный, протекающий неодинаково у различных детей. У одних детей наблюдается раннее появление первых.

Сюжетно-ролевая игра как ведущее средство социализации детей старшего дошкольного возраста Сюжетно-ролевая игра как ведущее средство социализации детей старшего дошкольного возраста Дошкольный возраст является активным периодом.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сюжетно ролевая-игра как средство развития личностных качеств детей дошкольного возраста
Опубликовано: 19 декабря 2017 в 09:24
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД