Сюжетно-ролевая игра как средство социализации дошкольников

Анна Кулясова
Сюжетно-ролевая игра как средство социализации дошкольников

«Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет».
Макаренко А. С.

Дошкольный возраст является активным периодом усвоения социальных норм. Высокий темп психического и личностного развития ребенка дошкольника, его открытость миру, новому опыту создают благоприятную психологическую почву для вступления в социальную жизнь. Именно в дошкольном возрасте формируется индивидуальный стиль поведения человека, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Благополучие ребенка в дальнейшей жизни во многом зависит от того, насколько успешным оказался его ранний социальный опыт

В дошкольном возрасте ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Ему хочется включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему недоступно. Кроме того, он стремиться к самостоятельности. Из этого противоречия и рождается ролевая игра – самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых. Игровая деятельность- ведущая деятельность детей дошкольного возраста. Игра- своеобразный, свойственный ребенку, способ усвоения действительности, общественного опыта. В обыденной жизни со словом «игра» люди связывают что-то несерьезное, развлекательное. Однако о ее значении для своевременного и полноценного развития дошкольника свидетельствует тот факт, что Организация Объединенных Наций провозгласила игру неотъемлемым правом ребенка. А ученые всего мира заняты специальным изучением детских игр, их классификацией, обучением родителей, педагогов, психологов и даже врачей игровому взаимодействию с детьми. Такое пристальное внимание к детской игре связано с тем, что именно в ней происходят глубокие изменения во всей психике ребенка-дошкольника и появляются важнейшие психические новообразования возраста: образное мышление, воображение, ориентация в задачах и мотивах человеческой деятельности, способность взаимодействия со сверстниками, развивается диалогическая речь и многое другое.

Особое место занимают игры, которые создают сами дети,- это творческие или сюжетно-ролевые игры. В них дети воспроизводят все то, что видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Сюжетно- ролевая игра становится эффективным средством социализации детей дошкольного возраста и позволяет ребенку занять свое место в обществе. Центральным моментом ролевой игры является роль, которую берёт на себя ребёнок. При этом он не просто называет себя именем соответствующего взрослого ("Я-мама", "Я-доктор", но, что самое главное, действует как взрослый человек, роль которого он взял на себя. Именно игровая роль показывает связь ребёнка с миром взрослых. Ведь любая роль невозможна без практического игрового действия. Например, роль доктора невозможно выполнить только в уме, без реальных, практических игровых действий.

В последнее время наблюдается тенденция, что дети мало играют вообще и в сюжетно-ролевые игры, в частности. Проблема заключается, прежде всего, в интеллектуальной загруженности детей. А между тем, результаты специальных исследований ученых всего мира свидетельствуют о том, что недостаток игры наносит невосполнимый ущерб развитию детей. В режиме дня дошкольника в ДОО места для игры, и особенно, для длительной сюжетно-ролевой игры не так уж много. К тому же многие родители смотрят на игру как на забаву, как на бесполезную трату времени, ничего не дающую ребенку. Лишение же ребенка игровой практики- это лишение его главной основы развития.

Источник, питающий игру,- это окружающий мир. Побывали ребята на экскурсии в медицинском кабинете, и вот они уже ставят градусники куклам. Изготовили аппликацию с самолетиками, и вот уже завязалась игра в летчиков.

В нашем детском саду самостоятельным играм отводится значительное место в режиме дня. В поле зрения воспитателей постоянно находится обновление предметно-развивающей среды, тщательный отбор игрового оборудования, детской художественной литературы. Наши дети любят играть. Игры и игровые ситуации на занятиях – это неотъемлемая часть развивающей методики обучения дошкольников. Но этого еще не достаточно, чтобы дети много и хорошо играли. Многолетняя практика показала, что пока ребенок не очень самостоятелен, он не умеет и не любит играть. Поэтому мы в любом виде детской деятельности, разумно опекая, предоставляем ребятам как можно больше возможностей проявлять свою самостоятельность. Естественно, мы не навязываем своим воспитанникам игру, но и не оставляем ее без руководства. Косвенное руководство состоит в том, что педагог расширяет кругозор детей, формирует у них новые представления, с тем, чтобы дошкольники использовали накопленный опыт во время игр. Обогащению игровых сюжетов способствуют беседы, экскурсии, чтение художественных произведений. Важно направлять игру детей, не разрушая ее, сохранять самодеятельный и творческий характер игры, непосредственность переживаний, веру в правду игры. Приветствуется проявление любых чувств, но не любое поведение, поэтому необходимо поддерживать умение детей сохранять хорошие отношения со сверстниками. Очень важно, чтобы и в семье родители стремились развивать детей игровыми средствами. Игра доставляет ребенку много положительных эмоций, он очень любит, когда с ним играют взрослые. Совместная игра ребёнка с взрослым не только основное средство развития маленького человека, но и инструмент, способствующий взаимопониманию разных поколений. Давайте же будем играть вместе со своими детьми как можно чаще. Помните: игра – прекрасный источник укрепления физического, духовного, эмоционального самочувствия ребёнка. Открывайте мир вместе с ребёнком! Не лишайте его этой радости, помните, что вы и сами были детьми!

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Сюжетно-ролевая игра как средство социализации детей в обществе» Игра - один из важнейших моментов в развитии детей в разном возрасте. Именно в игре ребенок познает мир, определяет свою роль в мире, в.

Опыт «Сюжетно-ролевая игра как средство формирования ранней профориентации дошкольников на профессии железнодорожников» 1. Информация об опыте 1.1. Тема опыта: «Сюжетно-ролевая игра как средство формирования ранней профориентации дошкольников на профессии.

Интеллектуальная игра «Сюжетно-ролевая игра как средство всестороннего развития ребенка» Интеллектуальная игра Текст к презентации Тема: «Сюжетно-ролевая игра как средство всестороннего развития ребенка» Выполнила: Пономаренко.

Проект « Сюжетно-ролевая игра в развитии социализации и коммуникации» Слайд 1 Проект Сюжетно-ролевая игра развитие социализации коммуникации в ДОУ. Слайд 2 Если бы с рождения человек был лишен возможности.

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования коммуникативной компетентности у дошкольников Коммуникативная компетентность обладает особой значимостью в жизни ребенка-дошкольника, поэтому ее формированию следует уделять пристальное.

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования положительных взаимоотношений в детской группе У детей старшего дошкольного возраста во взаимоотношениях отмечаются определённые трудности, которые препятствуют их развитию и проявляются.

Сюжетно-ролевая игра как средство успешной социализации ребенка дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС до «Сюжетно-ролевая игра как средство формирования представлений о профессиях у детей дошкольного возраста» 24.03.2016 Слайд № 2 Обозначение.

Сюжетно-ролевая игра, как средство всестороннего развития ребёнка Слайд 1. Дошкольное детство - возрастной этап, в решающей степени определяющий дальнейшее развитие человека. Общепризнанно, что это период.

Сюжетно ролевая игра по социализации в окружающем мире «В цирк» Дети заходят, здороваются (слайд черный квадрат) В; Дети пока вы спали я выходила на улицу и увидела вот такую большую яркую афишу (слайд.

Сюжетно-ролевая игра в детском саду как основа социализации ребенка дошкольного возраста В настоящее время идёт интенсивное развитие дошкольного образования в разных направлениях: повышается интерес к личности ребёнка дошкольного.

Библиотека изображений:
  • Здоровье, гигиена
  • ПДД
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Сюжетно-ролевая игра как средство социализации дошкольников
Опубликовано: 12 февраля 2017 в 19:58
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 октября. Литературный праздник «День белых журавлей»

Белый журавль в преданиях многих народов является символом вечной жизни, её победы над смертью. Эта птица издавна представляется людям разных стран как посланник небес, как посредник между землёй и...

22 октября. День городецкой росписи на МААМ

Городецкая роспись – это цветы, орнаменты, узоры и сюжеты, в которых хочется разглядывать мельчайшую деталь. Теперь уже не узнать, кто первым придумал расписывать таким образом деревянные изделия, но идея...

Фотоотчет о проведении осенней выставки в детском саду
Выставка детско-родительских работ «Осенняя фантазия»Подготовили:Ожева Н. Н, ПрилепкоЕ. А( Младшая группа. Для поделок щедро осень Нам с деревьев шишки...
Фотозарисовки с музея-заповедника Херсонеса Таврического
Доброго времени суток всем, кто заглянул на мою страничку. Город-герой Севастополь бережно хранит свою богатейшую историю и отличается своим неповторимым...
Конспект музейного занятия в старшей группе «Золотая хохлома», приуроченного ко Дню...
Конспект музейного занятия в старшей группе на тему: «Золотая хохлома». Цель: Развитие интереса детей к народному декоративно - прикладному искусству;...