Валентина Бурко
Сюжетно — Ролевая игра «В гости к бабушке Варваре» (знакомство с русской избой)
▼ Скачать + Заказать документы
ЦЕЛЬ: Приобщать детей к истокам народной культуры. Формировать представление детей о русской избе : в избе имеется печь, (которая топится дровами, в ней можно печь пироги, блины); лавки; сундук (в нем хранят народные костюмы). Продолжать знакомить детей с предметами обихода (самовар, кружка, маленькая деревянная ложка, деревянная сахарница, большая и маленькая деревянная чашка). Развивать у детей желание принимать участие в совместных играх. Учить детей принимать на себя роль, подбирать необходимые атрибуты для игры. Воспитывать любовь к русским традициям.
Публикация «Сюжетно — Ролевая игра „В гости к бабушке Варваре“ (знакомство с русской избой)» размещена в разделах
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: Рассматривание предметов обихода русской избы и беседы по теме. Знакомство и разучивание русских народных пословиц, поговорок, хороводов, танцев.
ХОД: Группа оформлена в стиле русской избы. Звучит русская народная мелодия. Дети входят в «избу». Их встречает бабушка Варвара.
Б. В: Здравствуйте, ребятки
Проходите, гостями будите.
Меня зовут бабушка Варвара
В доме русском я живу,
К себе в избу, всех гостей я приглашу!
Проходите, не стесняйтесь
Поудобнее располагайтесь.
Всем места хватило?
Живу я, ребятки в деревне, где много красивых и уютных деревянных домов. Талантливые русские мастера украшают свои дома: у кого крылечко расписное, у кого печная труба с узором, у кого забор раскрашен.
Посмотрите, какая у меня большая комната в моей избе.
(Дети вместе с Б. В., рассматривают предметы обихода в избе)
Русской печки нет добрее
Всех накормит, обогреет
Варежки сушить поможет
Деток спать уложит.
Ребята а где у меня в избе русская печка?
(дети показывают)
Для чего нужна русская печь?
Д: (она обогревает избу, в печке пекут пироги, блины, варят суп и борщ, на печке можно спать, сушить вещи)
Б. В: Правильно ребята, а о каком предмете я вам сейчас загадаю загадку?
Стоит толстячок,
Подбоченивши бочок,
Шипит и кипит,
Всем чай пить велит.
Д: Самовар
Б. В: Молодцы, а для чего нужен самовар?
Д: (когда приходят гости на стол ставят самовар и пьют чай с пирогами, вареньем, баранками, сахаром и т. д.)
Б. В: Вы сегодня тоже мои гости и мы сейчас с вами будем пить чай.
Ребята, русские люди в давние времена насилии красивые сарафаны, расписные платки, расшитые рубахи, кушаки. Давайте и мы с вами наденем народные костюмы. Как вы думаете, где хранили костюмы в давние времена?
Д: (костюмы хранили в больших, расписных сундуках)
Б. В: Правильно, молодцы. Подойдите поближе к сундуку, откройте его и наденьте костюмы. (дети надевают костюмы)
Парни наши мастера,
Ловко правят все дела.
Но и девочки подстать,
Ни в чем не станут уступать.
Ну, а теперь давайте будем пить чай. Что нужно поставить к столу, чтобы удобно было сидеть?
Д: (лавки)
Б. В: Правильно. Сейчас мы с вами вместе будем накрывать на стол.
Алина: – я застелю стол белой скатертью.
Б. В: Самовар поет, гудит,
Только с виду он сердит.
К потолку пускает пар
Наш красавец самовар!
Никита помоги мне поставить самовар на стол. Ребята, несите все,что нужно для того, чтобы попить чайку.
Лера: - я взяла деревянную сахарницу, в ней лежит сахар
Люба:- я поставлю на стол деревянные кружки, из них пьют чай
Никита:- я поставлю на стол заварник, в нем заваривают чай
Лиза:- я поставлю большую деревянную чашку, в ней лежат баранки
Алеша:- я положу на стол маленькие деревянные ложки
Настя: - я поставлю на стол деревянный бочонок с медом
Дима: - я поставлю на стол маленькую деревянную чашку с вареньем
Б. В: Ай, да молодцы. Посмотрите какой красивый стол у нас получился.
В старину, когда людям было весело, они водили хороводы.
Не знаю даже, как и быть
Люблю я хоровод водить.
Ладно! За руки беритесь,
В хороводе закружитесь!
ХОРОВОД: «Хозяюшка» (рус. нар. мелодия)
(Дети вместе с Б. В., водят хоровод)
Б. В: Вы хозяюшку потешьте
Пирогов моих поешьте
Не красна изба углами
А красна пирогами (Б. В., ставит на стол пироги – муляж)
Рассаживайтесь гости дорогие за стол, будем пить чай. (дети рассаживаются)
Б. В: А теперь детвора
Мне во двор идти пора
По хозяйству хлопотать
Всем животным хлебца дать!
Люба, оставайся за хозяйку. (надевает фартук, косынку) Напои гостей чаем, не скучайте, я скоро вернусь. (Б. В., уходит, дети играют самостоятельно)
Б. В: (заходит вновь со скоморохом)
Посмотрите ребята, я вам кого в гости привела!
СК: Здравствуйте дети, я скоморох.
Хожу по деревням пою песни, пляшу.
Веселю людей.
Хотите и вас повеселю?
Д: хотим
СК: Обойди весь белый свет,
Лучше русской пляски нет.
Балалайка и гармонь
Разжигают в нас огонь!
Раздайся, народ, меня пляска берет!
Пойду попляшу и друзей приглашу!
(дети вместе со скоморохом пляшут русскую народную пляску)
Б. В: Лучше доктора любого
Лечит скуку и тоску
Чашка вкусного, крутого
Самоварного чайку!
Приглашайте скомороха к столу и угощайте гостя чаем.
(игра продолжается)
СК: Ребята, а загадки вы любите?
Вот я для вас интересные загадки припас,
Слушайте, думайте. да отгадывайте.
Бел,как снег
В чести у всех.
В рот попал –
Там и пропал. (сахар)
Четыре ноги,
Два уха,
Один нос да брюхо (самовар)
Белые мухи прилетели,
На поле сели (снег)
Серый, зубастый
По полю рыщет,
Телят, ягнят ищет. (волк)
Без рук, без ног,
А рисовать умеет (мороз)
Ах, какие молодцы все мои загадки отгадали.
Чай мы пили, танцевали,
Очень весело играли.
О чае многое узнали,
Но, по-моему устали.
Б. В: Наступает час прощанья,
Будет краткой наша речь.
Говорим вам: «До свиданья!
До приятных, новых встреч!» (игра заканчивается).