Светлана Владимирцева
Сюжетно-ролевые игры и методика их организации по воспитанию гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Многие психологи и педагоги (Р. И. Жуковская, А. В. Запорожец, С. А. Новоселова, Д. В. Менджерицкая, Д. Б. Эльконин и др.) писали о широких возможностях сюжетно-ролевой игры для воспитания нравственных качеств и чувств ребенка.
По мнению А. К. Бондаренко и А. И. Матусик, богатые возможности для воспитания великодушия, отзывчивости, уважения к окружающим, умения считаться с интересами, замыслами, желаниями других создают творческие, сюжетно-ролевые игры на бытовые темы. В них отражаются те социальные отношения, которые эмоционально затрагивают ребенка.
Публикация «Сюжетно-ролевые игры и методика их организации по воспитанию гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2017
Сюжетно-ролевая игра может быть средством формирования у детей нравственных представлений вообще и гуманных чувств в частности, поскольку дети воспроизводят в ней человеческие взаимоотношения. Структура творческой сюжетно-ролевой игры, согласно Д. Б. Эльконину, включает следующие взаимосвязанные элементы: роли, которые берут на себя дети; игровые действия, посредством которых эти роли реализуются; игровое употребление предметов (замещение реальных предметов игровыми).
Кроме того, в игре выделяют реальные отношения между играющими, которыми, в отличие от ролевых, определяется избирательность по отношению к партнерам.
Среди психологов и педагогов распространено мнение, что основное воспитательное значение игры определяется тем, во что играют дети (сюжетом) и что они отражают в своих играх в качестве центрального момента (содержанием).
По утверждению Д. В. Менджерицкой, основной путь воспитания в игре – влияние на ее содержание, т. е. выбор темы, развитие сюжета, распределение ролей, реализация игровых образов.
Через определенный сюжет, содержание и роль в ходе игры можно формировать моральные и социальные чувства дошкольников. Необходимое условие этого – моделирование взаимоотношений, в которых проявляются гуманные чувства.
Наиболее ценны для формирования нравственных чувств сюжеты, отражающие типичные бытовые явления: повседневный уход за маленьким ребенком и воспитание его в семье, забота о маме и других членах семьи, семейные традиции, праздники, культурный отдых дома. Более всего этой цели отвечает тематика детских игр «в семью», «в поликлинику», «в больницу», воспроизводящих отношения людей.
Однако в любой из этих игр сюжет может разыгрываться нейтрально, не затрагивая вообще чувств ребенка, т. е. сводится к подражанию предметно-манипулятивной деятельности и воспроизведению внешней стороны отношений взрослых. Игра в таком случае не способствует воспитанию гуманных чувств.
На пробуждение гуманных чувств можно рассчитывать, запрограммировав их проявление в игре: ребенок должен знать, что по условиям игры ему положено быть гуманным, владеть определенным набором средств для выражения доброжелательности, иметь внутреннюю готовность, стремление к этому.
Гуманное содержание должно вноситься в игру взрослыми. Игра становится воспитательным средством при условии, если взрослый помогает детям найти способы выражения гуманных отношений, учит проявлять заботу, доброжелательность, чуткость, внимание.
По отношению к игре дошкольников воспитатель должен занять активную позицию – направить свои усилия на углубление и расширение интересов детей, их нравственных представлений, чувств, на поощрение самостоятельности, инициативы, творчества.
Работа над сюжетно-ролевой игрой складывается из следующих компонентов: выбор темы; педагогическая разработка плана игры; ознакомление детей с планом игры и совместная его доработка; создание воображаемой ситуации; распределение ролей; начало игры; сохранение игровой ситуации; завершение игры.
Воспитатель влияет на игровой замысел и его развитие, обогащая содержание жизни детей. Наиболее эффективным способом руководства является участие самого воспитателя в игре. Через выполняемую им роль, игровые действия, он воздействует на развитие игры, помогает включению в нее всех детей. Дошкольнику бывает трудно выделить нравственную сущность человеческой деятельности, и ему требуется помощь воспитателя. Поэтому необходимы предварительные беседы с детьми о правилах поведения, о качествах, присущих носителю той или иной роли, о возможности развития людских отношений, о влиянии на них нравственного или безнравственного поведения. Педагог должен способствовать усложнению сюжетов, содержанию игр, заботиться о том, чтобы упражнение в гуманных поступках было включено в различные игровые действия.