Лучший педагог года

Сюжетно-ролевые игры как средство развития коммуникативных способностей

Светлана Игнатьева
Сюжетно-ролевые игры как средство развития коммуникативных способностей

СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ

КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация: статья посвящена исследованию возможностей сюжетноролевой игры как средства развития коммуникативных способностей старших дошкольников. Анализируются особенности сюжетно-ролевой игры и пути ее влияния на коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста. На основании данных исследования выделены условия организации сюжетно-ролевых игр, стимулирующие развитие коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста

Публикация «Сюжетно-ролевые игры как средство развития коммуникативных способностей» размещена в разделах

Высокая значимость старшего дошкольного возраста для развития коммуникативных способностей ребенка и его личности в целом на данный момент не вызывает сомнений.

Одним из наиболее эффективных средств коммуникативного развития ребенка старшего дошкольного возраста является его участие в различных видах совместной деятельности, наиболее значимым из которых является сюжетно-ролевая игра. Ее ценность для развития личности старшего дошкольника определяется тем, что игра является ведущим видом деятельности, т. к., согласно Л. С. Выготскому, она создает зону ближайшего развития, способствуя формированию целого комплекса способностей, умений и навыков ребенка, необходимых для его дальнейшего существования в обществе. Сюжетно-ролевая игра представляет собой вид деятельности старших дошкольников, который заключается в воспроизведении деятельности и отношений взрослых, что обеспечивает познание социальной и предметной действительности, ориентирование в ней и понимание своей позиции в системе социальных отношений.

Значение сюжетно-ролевой игры в дошкольном образовании определяется ее особыми характеристиками, в числе которых можно назвать творческий характер, свободу самовыражения ребенка, его активности и инициативности. Наличие данных характеристик позволяет утверждать, что сюжетно-ролевая игра не просто является увлекательным видом деятельности для дошкольника, но и создает условия, при которых ребенок становится активным участником собственного развития.

Положительное влияние сюжетно-ролевой игры на развитие коммуникативных способностей старшего дошкольника заключается в его ознакомлении с нормами и правилами поведения в общении и взаимодействии с другими людьми, развитии способности регулировать свое поведение в соответствии с принятыми нормами и правилами, а также в формировании умений и навыков применения своих знаний в различных ситуациях взаимодействия.

Непосредственными условиями развития коммуникативных способностей старших дошкольников в сюжетно-ролевой игре являются : необходимость совместно договариваться о сюжете игры и ее содержании; потребность в обсуждении правил игры и ролей среди ее участников; необходимость взаимодействовать в процессе игры в соответствии с ее сюжетом и выбранной ролью; необходимость разрешать сложные или конфликтные ситуации, связанные с исполнением ролей и соблюдением правил; возможность договориться об усложнении сюжета игры и расширении круга участников.

Следует отметить, что сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей старших дошкольников подразумевает проблему ее организации в условиях ДОУ. Анализ существующей практики применений сюжетно-ролевых игр в дошкольном образовании и опыт наблюдения за детьми старшего дошкольного возраста в их игровой деятельности позволяют выделить несколько условий, способствующих активизации коммуникативных способностей детей.

Первым условием является особая организация среды ДОУ, т. е. разделение пространства на несколько зон, в которых могут действовать разные объединения детей, не мешая друг другу. При этом важное значение имеет распределение игрового материала, пособий и игрушек, чтобы дети могли реализовать сюжет игры, не вступая в конфликты.

Вторым условием является обогащение содержания игры за счет включения в ее сюжет различных ролей, не имеющих к нему непосредственного отношения. Такой синтез позволяет развивать творческие способности детей и при этом активизировать их коммуникативные умения и навыки.

Третье условие заключается в сочетании разнообразных приемов руководства сюжетно-ролевыми играми старших дошкольников. Руководство игровой деятельностью заключается в знакомстве детей с новыми сюжетами, которые связаны с имеющимся у дошкольников опытом игровой и социальной

деятельности; развитии знаний дошкольников о деятельности, сопряженной с выбранной ролью; привлечении дополнительного игрового материала.

Таким образом, сюжетно-ролевая игра обеспечивает развитие коммуникативных способностей дошкольников за счет разнообразия, возникающих в ней ситуаций, требующих взаимодействия участников. Основной развивающий потенциал сюжетно-ролевой игры связан с необходимостью договариваться и разрешать сложные ситуации. При этом для полной реализации этого потенциала необходимо участие педагога ДОУ, который организует и руководит сюжетноролевой игрой старших дошкольников, создавая условия, обеспечивающие ее эффективность в плане развития коммуникативных способностей.

Публикации по теме:

«Мультипликация в творчестве дошкольников как средство развития коммуникативных способностей». Консультация для воспитателей«Мультипликация в творчестве дошкольников как средство развития коммуникативных способностей». Консультация для воспитателей https://youtu.be/iMXNHBrcchgУважаемые коллеги! сегодня, в день Российской анимации хочется поделиться опытом работы с дошкольниками по развитию.

Фотоотчёт «Сюжетно-ролевые игры»Фотоотчёт «Сюжетно-ролевые игры» Организация игры в дошкольном детстве является неотъемлемой частью нахождения наших воспитанников в дошкольном учреждении. Предлагая детям.

Игры для развития коммуникативных способностей дошкольниковИгры для развития коммуникативных способностей дошкольников Формирование коммуникативных способностей -это условие для нормального психологического развития детей. Коммуникативные навыки общения можно.

Игры на развитие коммуникативных способностей дошкольниковИгры на развитие коммуникативных способностей дошкольников Не обходится в детском коллективе общение без ссор. Ссоры чаще всего возникают из-за игрушек, во время распределения ролей в игре, из-за.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сюжетно-ролевые игры как средство развития коммуникативных способностей
Опубликовано: 23 марта 2025 в 07:29
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сюжетно-ролевые игры как средство развития коммуникативных способностей» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Игнатьева (УИ 2180823) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 апреля 2025 среда
Осваиваем декупаж!
День рождения Прокофьева С. С
1891г.
День рождения У.Шекспира
1564 г.
24 апреля 2025 четверг
День заботы о зубах!
Международный день скульптуры
Прививки - это серьезно!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД