Светлана Игнатьева
Сюжетно-ролевые игры как средство развития коммуникативных способностей
СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ
КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация: статья посвящена исследованию возможностей сюжетноролевой игры как средства развития коммуникативных способностей старших дошкольников. Анализируются особенности сюжетно-ролевой игры и пути ее влияния на коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста. На основании данных исследования выделены условия организации сюжетно-ролевых игр, стимулирующие развитие коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста
Публикация «Сюжетно-ролевые игры как средство развития коммуникативных способностей» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Социализация. Конспекты занятий
- Социализация. Социально-коммуникативное развитие
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Высокая значимость старшего дошкольного возраста для развития коммуникативных способностей ребенка и его личности в целом на данный момент не вызывает сомнений.
Одним из наиболее эффективных средств коммуникативного развития ребенка старшего дошкольного возраста является его участие в различных видах совместной деятельности, наиболее значимым из которых является сюжетно-ролевая игра. Ее ценность для развития личности старшего дошкольника определяется тем, что игра является ведущим видом деятельности, т. к., согласно Л. С. Выготскому, она создает зону ближайшего развития, способствуя формированию целого комплекса способностей, умений и навыков ребенка, необходимых для его дальнейшего существования в обществе. Сюжетно-ролевая игра представляет собой вид деятельности старших дошкольников, который заключается в воспроизведении деятельности и отношений взрослых, что обеспечивает познание социальной и предметной действительности, ориентирование в ней и понимание своей позиции в системе социальных отношений.
Значение сюжетно-ролевой игры в дошкольном образовании определяется ее особыми характеристиками, в числе которых можно назвать творческий характер, свободу самовыражения ребенка, его активности и инициативности. Наличие данных характеристик позволяет утверждать, что сюжетно-ролевая игра не просто является увлекательным видом деятельности для дошкольника, но и создает условия, при которых ребенок становится активным участником собственного развития.
Положительное влияние сюжетно-ролевой игры на развитие коммуникативных способностей старшего дошкольника заключается в его ознакомлении с нормами и правилами поведения в общении и взаимодействии с другими людьми, развитии способности регулировать свое поведение в соответствии с принятыми нормами и правилами, а также в формировании умений и навыков применения своих знаний в различных ситуациях взаимодействия.
Непосредственными условиями развития коммуникативных способностей старших дошкольников в сюжетно-ролевой игре являются : необходимость совместно договариваться о сюжете игры и ее содержании; потребность в обсуждении правил игры и ролей среди ее участников; необходимость взаимодействовать в процессе игры в соответствии с ее сюжетом и выбранной ролью; необходимость разрешать сложные или конфликтные ситуации, связанные с исполнением ролей и соблюдением правил; возможность договориться об усложнении сюжета игры и расширении круга участников.
Следует отметить, что сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей старших дошкольников подразумевает проблему ее организации в условиях ДОУ. Анализ существующей практики применений сюжетно-ролевых игр в дошкольном образовании и опыт наблюдения за детьми старшего дошкольного возраста в их игровой деятельности позволяют выделить несколько условий, способствующих активизации коммуникативных способностей детей.
Первым условием является особая организация среды ДОУ, т. е. разделение пространства на несколько зон, в которых могут действовать разные объединения детей, не мешая друг другу. При этом важное значение имеет распределение игрового материала, пособий и игрушек, чтобы дети могли реализовать сюжет игры, не вступая в конфликты.
Вторым условием является обогащение содержания игры за счет включения в ее сюжет различных ролей, не имеющих к нему непосредственного отношения. Такой синтез позволяет развивать творческие способности детей и при этом активизировать их коммуникативные умения и навыки.
Третье условие заключается в сочетании разнообразных приемов руководства сюжетно-ролевыми играми старших дошкольников. Руководство игровой деятельностью заключается в знакомстве детей с новыми сюжетами, которые связаны с имеющимся у дошкольников опытом игровой и социальной
деятельности; развитии знаний дошкольников о деятельности, сопряженной с выбранной ролью; привлечении дополнительного игрового материала.
Таким образом, сюжетно-ролевая игра обеспечивает развитие коммуникативных способностей дошкольников за счет разнообразия, возникающих в ней ситуаций, требующих взаимодействия участников. Основной развивающий потенциал сюжетно-ролевой игры связан с необходимостью договариваться и разрешать сложные ситуации. При этом для полной реализации этого потенциала необходимо участие педагога ДОУ, который организует и руководит сюжетноролевой игрой старших дошкольников, создавая условия, обеспечивающие ее эффективность в плане развития коммуникативных способностей.