Трушкина Ирина
Конспект занятия «Тайна волшебного песка»
▼ Скачать + Заказать документы
Тайна волшебного песка
Цель:
Обогащение познавательного, эмоционального и сенсорного опыта детей о свойствах песка с помощью приемов экспериментирования (опытов).
Задачи:
- Развивать речевую активность, обогащать словарь детей названиями свойства песка (влажный, сухой, сыплется); логическое мышление с помощью решения проблемных ситуаций.
- Развивать творческие способности ребенка, развивать мелкую моторику, тактильную чувствительность, способность к межполушарному взаимодействию.
- Способствовать гармонизации эмоционального состояния.
Публикация «Конспект занятия „Тайна волшебного песка“» размещена в разделах
- Воспитывать бережное отношение к окружающему миру.
Средства: на каждого ребенка – песок, тарелочки, вода в стаканчике, влажные салфетки; световые столы для рисования, игрушка Черепашка, мультимедиа проектор, музыка.
Ход занятия:
Воспитатель, психолог: Здравствуйте, ребята. Мы очень рады вас видеть. Давайте встанем в круг, возьмемся за руки и поприветствуем друг друга. Для хорошего настроения подарим друг другу самую добрую, солнечную улыбку. Молодцы, ребята, а сейчас повторяйте за мной:
Проснулось солнышко и сладко зевнуло, (Поднять руки вверх)
Солнышко лучик тебе протянул, (Протянуть руки в центр круга)
Солнышко щечку тебе полоскало, (Погладить ладонями щечки)
Доброго утра пожелало! (Прижать ладони к груди).
Воспитатель: Ребята, предлагаю вам сегодня превратиться в исследователей. Раннее мы уже изучали свойства воздуха, воды, рассматривали различные камни. А, чтобы узнать о каком веществе мы поговорим сегодня, я предлагаю вам отгадать загадку.
Он и жёлтый, и сыпучий,
Во дворе насыпан кучей,
Если хочешь, можешь брать
И играть.
Психолог: Ребята как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня? (Ответы детей). Совершенно верно. Сегодня вы изучите основные свойства песка.
Давайте подойдем к нашему песочному столу. Ребята, а вы знаете, что у нашей песочницы есть хозяйка? Она не любит показываться. Но мы постараемся с ней познакомиться. Давайте попробуем сначала угадать, кто же она?
Она отлично всем знакома.
Она всегда и всюду дома.
Нет дома для нее родней —
Дом постоянно вместе с ней.
С такой защитой нет и страха.
Кто это?. (Черепаха.)
Появляется Песочная черепашка.
Наша Черепашка добрая волшебница, охраняет песок от всяких недобрых гостей. Поскольку таковых здесь, надеюсь, нет, ей очень хочется познакомиться с вами и пригласить всех к себе в гости в свой песочный мир. Но, прежде, давайте вспомним правила песочного мира.
Ответы детей: не брать песок в рот, не кидаться песком и не высыпать песок за край стола, не тереть глаза грязными руками, после работы с песком надо вымыть руки.
Психолог: Для того, чтобы нам войти в песочный мир, нам необходимо поздороваться с песком.
Упражнение «Здравствуй, песок!»
Ребята, а как можно поздороваться с песком? (Прикоснуться ладошками к поверхности песка, слегка постучать по нему пальцами, погладить; легко, с напряжением сжать кулачки с песком, затем медленно высыпать его на стол; дотронуться до песка всей ладошкой — внутренней, затем тыльной стороной; перетереть песок между пальцами, ладонями).
Психолог: Послушайте. Песок тоже с вами здоровается. Вы все слышите? Почувствуйте, какой он на ощупь: теплый или холодный, шершавый или гладкий, приятный или неприятный, мягкий? (Ответы детей)
Воспитатель: Что же такое песок? Об этом мы узнаем и обследуем его в нашей лаборатории. Подойдите к столам. И так, давайте начнём изучение песка.
Опыт №1. Из чего состоит песок?
- Ребята, как можем узнать, из чего состоит песок? (мы должны его рассмотреть). Верно.
- Что может нам помочь рассмотреть песок поближе? (нам поможет лупа). Правильно. Давайте рассмотрим.
- Из чего состоит песок? (песчинки, маленькие камешки)
- Как выглядят песчинки? (разной формы, размера, цвета)
- Осторожно дуньте на них. Что происходит? (они разлетаются, потому что песчинки не прилипают друг к другу).
Вывод: Итак, из чего состоит песок? (из песчинок). Какой он? (сыпучий).
Опыт №2. Песок сухой и мокрый.
- Ребята, каким бывает песок? (сухим и мокрым)
- От чего сухой песок превращается в мокрый? (от дождя)
Давайте и мы наш песок сделаем сырым. Как мы это можем сделать? (налить воды). Правильно.
-А, теперь возьмите горсть сухого песка и выпустите его струйкой так, чтобы он падал в одно место. Постепенно на месте падения образуется конус, растущий в высоту.
Давайте попробуем сначала с сухим песком сделать такой конус. (дети пробуют). Получается? (да)
-А, теперь с сырым. (дети пробуют) Получается? (нет)
- Ребята, как думаете почему с мокрым песком у нас ничего не получилось? (все песчинки слиплись).
Мокрый песок невозможно сыпать струйкой из ладони, зато он может принимать любую нужную форму.
-Что мы можем сделать из мокрого песка? (слепить куличики)
Вывод: Сухой песок сыпучий, а мокрый нет.
Физкультминутка «Песочная страна»
1-2-3-4-5 (хлопки поочередно по коленям)
Даром время не терять (топают ногами)
Чтоб в Песочной стране остаться (волнообразные движения руками вверх)
Нужно очень постараться (опустили через стороны)
Шаг за шагом, шаг за шагом (маршируют)
Мы по скалам, по оврагам (потянулись вверх, присели)
И плывем мы по реке («плывут»)
Видим остров вдалеке (руки козырьком поочередно)
Полетим к нему как птицы (взмахи руками)
Надо только приземлиться (присели, руками обхватили колени)
И подпрыгнуть высоко (прыгают)
И вдохнуть легко, легко (потянулись вверх, глубокий вдох, опустили руки)
А теперь друзья вперед (хлопки перед собой)
Впереди работа ждет! («молоточки»)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Мы исследовали песок, и очень много о нём узнали. Но, мы не выяснили, где люди используют свойства песка. Чтобы получить ответ на этот вопрос предлагаю вам посмотреть на экран. Демонстрация презентации «Песок в жизни людей».
Психолог: Ребята, как много вы узнали о песке. Но, посмотрите, наша Черепашка немного загрустила. Она мне сказала, что скучает по своим друзьям и хочет ними поиграть. Давайте ей поможем и нарисуем на нашем песке ее друзей : веселых и красивых рыбок.
(Дети подходят к световому столу с песком и вместе с психологом рисуют морских рыбок, водоросли, песок, камушки)
Психолог: Спасибо, вам, ребята за ваши старания, у вас получились очень красивые рыбки. Ой, посмотрите, а наша Черепашка уже уплыла в море и весело играет со своими друзьями.
Рефлексия.
- В какой стране мы с вами сегодня побывали? Кто хранительница нашего волшебного песка? Что было сложно, а что легко? Что узнали о песке? (из чего состоит песок? какой песок на ощупь? (сыпучий, липкий). А, какой песок бывает сыпучим? (сухой). а какой песок бывает липким? (сырой). что может делать песок с помощью ветра? (двигаться) Ребята вам понравилось рисовать на песке?
- Спасибо вам большое. Вы молодцы!