Елена Зверева
Танцевально-игровое творчество дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Танцевально-игровое творчество дошкольников.
Вводная часть. Упражнения.
Имя и эпитет
Эта юмористическая игра – очередная возможность выучить имена всех участников и одновременно – неплохая самореклама.
1. Группа рассаживается по кругу.
2. Один из участников представляется остальным и подбирает по отношению к себе эпитет, выражающий нечто положительное. Это прилагательное должно начинаться с той же буквы, что и имя, и по возможности содержать преувеличение, например, гениальная Галина и т. д.
«Стаканчик»
Публикация «Танцевально-игровое творчество дошкольников» размещена в разделах
- Хореография для детей, детские танцы, постановки
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2020
Участники садятся в круг. Тренер дает первому игроку пластиковый стаканчик. Задание: передать стаканчик по кругу таким образом, чтобы способ передач его от игрока к игроку ни разу не повторился.
Игра завершается, когда пройден полный круг, либо продолжается до тех пор, пока существуют оригинальные идеи.
“Тише-громче”
Игра подобна игре “Холодно - горячо” Ребята садятся в круг, водящий выходит из круга и отворачивается спиной. У кого-нибудь из членов круга спрятан какой-нибудь предмет.
Задача водящего - найти человека, у которого спрятан предмет. Как только он заходит в круг, все начинают петь какую-то песню и тем громче, чем ближе водящий к спрятанному предмету. Соответственно, песня поется тише, если водящий отдаляется от этого человека.
Теоретическая часть
Танцевально-игровое творчество дошкольников
Для развития творческих способностей дошкольники, прежде всего, должны накопить двигательный опыт, сформировать навыки и умения, а для этого добиваться навыка исполнения.
Творческие задания в танцах начинаются с простых импровизаций, различных переплясов и двигательных игр для детей. Опыт показывает, что лучше использовать пьесы, написанные в двухчастной форме. Педагог может предложить детям и более сложные задания: часть танца придумывает он, вторую часть – дети.
Творческие задания на движения еще называют этюдами (фр. – учение)
Напр., сюжетные этюды. Они могут быть групповыми и индивидуальными.
В групповом этюде более свободно чувствуют себя малоактивные, застенчивые дети. Движения сверстников помогают им исправить ошибки, почувствовать уверенность в себе.
В индивидуальном этюде ребёнок выполняет игровые действия без показа педагога. Он сам находит соответствующие движения, помогающие эмоционально передать игровой образ сюжета.
Индивидуально-творческий этюд позволяет увидеть степень развития ребёнка, его творческие способности, избежать заимствований.
Сюжетные этюды можно разделить на следующие виды:
Динамические этюды позволяют раскрыть какую-либо ситуацию, сюжет в раз-витии, например: «На лыжах», «Играем в снежки», «Собираем ягоды», «Хитрая лисичка» и т. п.
В работе над созданием динамического этюда можно выделить несколько этапов:
— создание изобразительного образа: «Скачут зайчики», «Бежит лисичка»,
— создание изобразительного образа в контрасте: «Мишка спит» — «Мишка собирает грибы»,
— создание выразительного образа: «Кошечка заболела», «Солнечный зайчик».
Статические этюды. Легче всего дети создают и изображают образ по иллюстрации (картинке) с музыкальным оформлением: «Кукла спит», «Солдатик стоит», «Собачка отдыхает».
Позиционные этюды с интересом выполняют дети младшего дошкольного возраста. Они дают возможность ребёнку самостоятельно придумать композицию, используя жизненный опыт в соответствии с возрастом: «Птичка сидит на ветке», «Солнышко улыбается». Для создания выразительного статического образа необходимо развивать мимику и общую пластику, а также координацию движений.
Переходные этюды из динамических в статические. Игра «Замри», «Море волнуется раз». По условиям игры виды движений чередуются. Этот тип сочетает в себе выразительные возможности динамических и статических этюдов.
Для этого вида творческих заданий предпочтение отдаётся яркой изобразительной музыке.
К творческим относятся и специальные театральные игры для детей или творческие этюды.
Это — маленький спектакль, в котором должно происходить определенное событие в предполагаемых ситуациях, обстоятельствах, условиях.
Практическая часть.
Привожу примеры игр для развития танцевально-игрового творчества детей (старший возраст).
Угадай, что я делаю
Цель: объяснить заданную позу, развивать воображение, память.
Ход: педагог предлагает принять определенную позу и объяснить ее.
1. Стоять с поднятой рукой. Варианты ответов: кладу книгу на полку, вешаю куртку, украшаю елку и т. д.
2. Стоять на коленях, руки и корпус устремлены вперед. Ищу под столом ложку, наблюдаю за гусеницей, кормлю котенка.
3. Сидеть на корточках. Смотрю на разбитую чашку, рисую мелом.
4. Наклониться вперед. Завязываю шнурки, поднимаю платок, срываю цветок.
Одно и то же по-разному
Цель: развивать умение оправдывать и объяснять свое поведение, свои действия нафантазированными причинами, предлагаемыми обстоятельствами, развивать воображение, веру, фантазию.
Ход: детям предлагается придумать и показать несколько вариантов поведения по определенному заданию: человек идет, сидит, бежит, слушает и т. д. Каждый ребенок придумывает свой вариант поведения, а остальные дети должны догадаться, чем он занимается.
Дети делятся на 2-3 творческие группы, каждая получает определенное задание.
1 — сидеть. Варианты: сидеть у телевизора, в цирке, в кабинете у зубного врача и т. д.
2 — идти. Варианты: идти по дороге, а вокруг лужи и грязь, по горячему песку, по узкому мостику, по горной тропинке.
3 — бежать. Бежать, опаздывая в театр, от злой собаки, попав под дождь и т. д.
Превращения предмета.
Цель: развивать сообразительность, воображение и фантазию.
Ход: предмет кладется на стул в центре круга или передается от одного ребенка к другому. Каждый должен действовать с предметом по-своему, оправдывая его новое предназначение.
Варианты:
1. карандаш или палочка — ключ, отвертка, вилка, зубная щетка
2. маленький мячик — яблоко, ракушка, снежок, цыпленок, колобок
3. записная книжка — зеркальце, мыло, шоколадка, обувная щетка.
Игры с воображаемыми предметами.
Король
Цель: развивать действия с воображаемыми предметами, умение действовать согласованно.
Ход: на роль короля выбирается ребенок. Остальные — работники, они договариваются между собой, что будут делать, на какую работу наниматься. Подходят к королю.
— Здравствуй, король! — Здравствуйте! — Нужны вам работники? — А что вы умеете делать? — А ты отгадай!
Дети, действуя с воображаемыми предметами, демонстрируют различные профессии: готовят, стирают, вышивают, поливают цветы и т. д.
Король должен отгадать. Если он сделает это правильно, то догоняет детей. Первый пойманный ребенок становится королем.
День рождения
Цель: развивать навыки действия с воображаемыми предметами, воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях.
Ход: выбирается ребенок, который приглашает детей на день рождения. Гости приходят и приносят воображаемые подарки. Именинник (и другие гости) отгадывают.
Что мы делали, не скажем, но зато мы вам покажем.
Можно предложить следующие задания: мыть руки, рисовать, стирать платок, укачивать куклу и т. д., а также выполнять парные и коллективные задания: играть в мяч, тянуть канат, передавать вазу с фруктами.
Темы должны быть близки и понятны детям — Ссора, Встреча, Знакомство, Угощение, Разговор по телефону и т. д.
Сочиняя этюд, дети должны дать ответы на многие вопросы: где я нахожусь, откуда пришел, почему, когда, зачем.
Можно предложить этюды на основные эмоции: Грусть, Гнев, Радость, Удивле-ние, Страх. Можно на пять органов чувств: Слух, Зрение, Обоняние, Осязание, Вкус. Например, попробовать на вкус горькое лекарство, конфету; ощутить запах краски, готовящегося пирога.
Игра «Воробьи»
Цель: развитие у детей умений самостоятельно использовать движения, по своему их комбинировать; развитие способности к самовыражению.
Ход игры:
1. Педагог заводит разговор о поведении воробьё в: «Как они сидят?», «Как они двигаются?», «Какие у них танцы?», «Как они разговаривают?»
2. Дети пробуют различные движения «как воробьи» под музыку. Можно двигаться на месте, осматриваться вокруг, порхать с места на место, пить воду, клевать зерно и т. д.
3. Садимся и обсуждаем наши импровизации. Дети рассказывают, как и что они делали.
4. Мы составляем небольшую двигательную форму.
5. Исполняем танец под музыку. Музыка: Госсек «Гавот».
Игра «Коробка с подарками»
Цель: Развитие у ребёнка двигательной импровизации, активности, способности к творчеству, воображению.
Игровой материал: ширма, детали костюмов.
Ход игры:
Педагог говорит детям, что скоро Новый год, придёт Дед Мороз с подарками. «Представьте, что мы все сейчас маленькие игрушки, и сидим в коробке, но вот коробка открывается, и оттуда выскакивают, например, клоуны. Они бегают, танцуют, смешат зрителей, потом постепенно опять заходят в коробку».
Затем коробка опять открывается, и оттуда выскакивают принцессы (зайчики, поросята, пираты, рыбы, сказочные герои).
Звучит соответствующая музыка.
Игра «Весна»
Цель: совершенствование умения ориентироваться в пространстве.
Игровой материал: шнуры, детали костюмов.
Ход игры:
1. Птицы летают в лесу. Изображение птиц – одна группа детей, а другая – изображает лес. Затем они меняются.
2. Птицы летают по городу. Первая группа – летает, вторая – едет на машинах.
3. Птицы летят над деревней. Первая группа – летает, вторая – изображает домашних животных: коров, собак, петухов.
Музыка оркестра Поля Мориа «Жаворонок» или Ф. Маршетти «Очарование» Вальс.
Игра «Загадка»
Цель: развитие танцевальной импровизации, создание пластического образа.
Игровой материал: цветок, на руке бабочка или бантик на резинке.
Ход игры:
Предложить детям отгадать загадку и разыграть маленький спектакль, изображая всё то, о чём в ней говорится.
Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел,
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился ввысь и улетел.
А. Рождественская
Педагог:
• Бабочки, как и цветы, такие нежные и беззащитные. Кисти рук должны быть мягкими, гибкими.
Можно использовать музыку О. Мерлей «Миньон»
Варианты танца :
1. Лёгкий бег по кругу;
2. В маленьких кружках;
3. Кружение в разные стороны;
4. Кружение звёздочкой
5. Движение «ласточка»
6. Волнообразные движения руками.
Игра «Бал цветов»
Цель: развитие двигательной импровизации под музыку, уточнение знаний о танцевальных жанрах.
Игровой материал: детали костюмов цветов, короны короля и королевы, духовые музыкальные инструменты, колокольчики, треугольники, искусственные цветы, шарфы разных цветов, игрушечное пианино.
Ход игры:
Педагог читает детям отрывок из сказки Г. Х. Андерсена «Цветы маленькой Иды».
«Цветы очень мило танцевали : они то становились в круг, то, взявшись за длинные зелёные листочки, точно за руки, кружились парами. На фортепиано играла большая жёлтая лилия. <…> Впереди шли две прелестные розы с маленькими золотыми коронами на головах – это были король с королевой. За ними, раскланиваясь во все стороны, шли чудесные левкои и гвоздики. Музыканты – крупные маки и пионы, – дули в шелуху от гороха и совсем покраснели от натуги, а маленькие голубые колокольчики и беленькие подснежники звенели… Вот была забавная музыка! Затем шла целая толпа других цветов, и все они танцевали – и голубые фиалки, и оранжевые ноготки, и маргаритки, и ландыши».
Не правда ли, какая чудесная история! Пофантазируй, как необычно и прекрасно было на этом балу. Какая музыка звучала там? Какие танцы исполнялись цветами? Вспомни, какие танцевальные движения ты знаешь.
Можно использовать музыку П. И. Чайковского из «Детского альбома» («Вальс», «Полька», «Мазурка»).
Игра «Оживший деревянный солдатик»
Цель: развитие воображения, определение частей в музыкальном произведении.
Игровой материал: детали костюма солдатика, барабан, игрушки.
Ход игры:
Предложить детям разыграть маленький спектакль под музыку П. И. Чайковского «Марш деревянных солдатиков». Например:
До начала музыки солдатик стоит смирно, он ещё не ожил. Затем в начале марша разминает ручки, ножки, делает несколько «военных» движений (повороты, отдача чести, бьёт в барабанчик).
В середине произведения солдатик марширует, играя на барабане. В конце – складывает барабанчик, делает прощальный поклон, отходит к куче игрушек и вновь замирает – волшебство прекратилось.
Итог: в процессе танцевально-игрового творчества реализуются многие задачи, которые указаны в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» ФГОС дошкольного образования : становление эстетического отношения к окружающему миру; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений и др.