Получи документы

Танцующие краски. Эбру в работе практического психолога Видео

Ирина Нечаева
Танцующие краски. Эбру в работе практического психолога Видео
▼ Скачать + Заказать документы

И. М. Нечаева,

ГБДОУ детский сад № 63

Фрунзенского района

Санкт-Петербург

Применение эбру-терапии в системе образования.

Методы арт – терапии, широко признаны и активно используются педагогами и психологами в сфере образованиядля коррекции психологического состояния человека. Упражнений и техник арт - терапии существует огромное множество, но все их объединяет возможность посмотреть на свое творчество как в зеркало. Все арт - терапевтические методы базируются на утверждении, что всякий раз, когда человек не задумываясь о художественной ценности своих произведений рисует, лепит, пишет стихотворение, сочиняет сказку, танцует, в созданных образах отражается его внутреннее «Я».

Публикация «Танцующие краски, Эбру в работе практического психолога Видео» размещена в разделах

В настоящее время использование разнообразных арт-терапевтических технологий приобретает все большее значение. Это связано, прежде всего, с тем, что данные технологии предоставляют огромные возможности для самовыражения и самореализации ребенка в продуктах творчества. Эти работы помогают определить и выразить аффективное отношение ребенка к миру, облегчают процесс коммуникации и установления его адекватных отношений с окружающими людьми. Для лучшего коррекционного эффекта изобразительные техники должны быть нетрадиционными. Раз опыт необычен, то снижается контроль сознания, ослабевают механизмы защиты. [1]

Эбру – терапия - рисование на воде – метод, стремительно набирающий свою популярность у нас в России.

Искусство живописи на воде, древнейший вид народного искусства, развивавшийся на протяжении столетий, и имеет восточные корни. Еще совсем недавно этот прекрасный вид искусства был под угрозой исчезновения. Технология могла быть утеряна, мастерство забыто, и нам бы оставалось лишь наслаждаться шедеврами прошлого, пытаясь понять, каким непостижимым образом они были созданы.

Рисуя на поверхности воды красками, которые не растворяются в воде, а остаются на её поверхности, выбирая понравившиеся цвета и нанося их на воду, человек следит за расплывающимися пятнами краски и формирует из них нужный ему узор -это изображение, которое таит ваша душа. Затем на узор или рисунок накладывают лист бумаги, а через несколько секунд осторожно его снимают и высушивают. На словах звучит очень просто, но то, что происходит,многие называют волшебством.

Эбру — не только знакомство с древнейшим видом искусства и освоение этой необычайно интересной техники, а также один из способов погрузиться в мир цвета и форм, получить огромный позитивный заряд и массу приятных впечатлений. Для рисования эбру не требуется никаких способностей и умений, даже совершенно не умея рисовать, человек с первого раза создает что-то красивое. Тайна эбру заключается в том, что тот, кто им занимается, одновременно является режиссером, художником и зрителем этой волшебной сказки. Просто нужно довериться своему настроению, эмоциям, руке и не боятся экспериментировать, тогда на свет появится уникальное чудо! Ведь создать две одинаковых картины просто невозможно.

Необычность и новизна для большинства россиян искусства эбру создаёт устойчивый интерес, активизируя непроизвольное внимание наблюдателя или самого исполнителя (особенно того, кто сталкивается с техникой эбру впервые). Такой эффект позволяет создать естественную основу для формирования и развития произвольного внимания как центральной функции внутреннего самоконтроля.

Ещё одна особенность эбру состоит в том, что результат работы предугадать очень сложно, особенно детям и начинающим художникам, что вызывает дополнительный интерес. Кроме того, в эбру нет почти ничего, что нельзя исправить. В этом заключаются дополнительные ресурсы для коррекционно - реабилитационной практики. [5]

Любое изображение в эбру начинается с первой капли. Круг – основа любого мотива и образа, созданного в технике эбру. На начальном этапе рисования, краска в виде капель наносится одним или несколькими слоями на водный раствор и расплывается в круги. Затем с помощью заостренных палочек или гребня, выводим различные формы или изображения. Аккуратно работая с цветами на густой поверхности, можно создать оригинальные цветовые переходы и визуальные образы. Наблюдение за расплывающимися разноцветными пятнами и плавными изгибами линий на поверхности воды создаёт седативный эффект, способствуя снижению уровня тревожности, агрессии, снятию эмоционального напряжения. Вместе с тем возможность создавать чёткие формы, а также картины по предварительному замыслу требует развития навыков самоконтроля, саморегуляции, а также достаточного уровня развития абстрактного мышления, моторики, пространственного восприятия, умения ориентироваться на изобразительной поверхности. Регулярное выполнение подобных заданий способствует формированию и развитию указанных процессов, функций и навыков у детей и взрослых, повышает их самооценку. [4]

Материалами для рисования на воде, прежде всего, служат краски, полностью натуральные, состоят из цветных пигментов, животной желчи и воды. Внешне они очень похожи на обычную подкрашенную воду (подходит детям с аллергией, набор кистей из натурального волоса, длинный и заостренный с одного конца предмет, например, деревянная шпажка или бамбуковая палочка, гребень, специальный загуститель для воды. [3]

Эбру относится к «правополушарному» рисованию. Это не академическое рисование по заданным образцам, а раскрытие творческой индивидуальности человека. Это рисование эмоциями и чувствами.

Методика правополушарного рисования позволяет убрать все те блоки и зажимы, которые присутствовали в человеке. «Правополушарные» творческие виды деятельности – это своеобразный ключик к подлинным переживаниям и к глубинным бессознательным процессам, которые упрощают творческий процесс, отключают анализ деятельности, избавляет от внутренних преград,помогают обрести внутреннюю гармонию и проявить индивидуальность,раскрывает ваши творческие способности. У детей занятия правополушарным рисованием повышают интерес к ученой деятельности, они становятся спокойнее, меньше получают стрессов, легче начинают реагировать на трудности и преграды. В эбру-терапии целителен сам процесс, само действие. Оно успокаивает, завораживает, снимает напряжение. Он позволяет вернуть ребенка в ту атмосферу, которая окружала его в доизобразительный период: безусловное принятие, признание достоинств, удовлетворяется потребность в признании, позитивном внимании. [5]

Рисование на воде – очень бережный и безопасный метод терапии. Этим он особенно хорош для детей. Арт - терапия помогает справиться со многими проблемами и активно используется в развитии и подготовке ребёнка к современной жизни семье, в детском саду и школе. [1]

Эбру–терапия позволяет работать со страхами, тревожностью, замкнутостью и агрессивностью. Помогает снять напряжение (хроническое напряжение формирует мышечные зажимы в теле, результатом которой становятся соматические заболевания, происходит гармонизация эмоциональной сферы ребенка, повышается способность к социальной адаптации, коррекция неврозов и неврозоподобных состояний.

Таким образом, вся творческая деятельность ребенка является важным элементом его развития. Для ребенка чаще важен не результат, а сам процесс рисования. Главное, научить ребенка полностью отдаваться рисованию на воде, не планировать заранее результат, ведь он всегда будет уникальным и неповторимым.

В работе с детьми эбру :

• является прекрасным инструментом развития воображения, моторики, творческогоначала;

• помогает научиться чувствовать, понимать и творить красоту, переключиться с интеллектуальной нагрузки на другую активность - созерцание и создание чего-то уникального. Яркие краски на воде поднимают настроение, сотворчество с водой приближает к природе и к себе;

• позволяет установить доверительный контакт между психологом и ребенком;

• позволяет выстраивать отношения с ребенком на основе любви и взаимной привязанности и тем самым компенсировать их возможное отсутствие в родительском доме;

• создает положительный эмоциональный настрой в группе;

• облегчает процесс коммуникации со сверстниками и взрослыми. Совместное участие в художественной деятельности способствует созданию отношений взаимного принятия, эмпатии;

• позволяет обратиться к тем реальным проблемам или фантазиям, которые по каким-либо причинам затруднительно обсуждать вербально;

• помогает в коррекции агрессии, так как дает возможность на символическом уровне экспериментировать с самыми разными чувствами, исследовать и выражать их в социально приемлемой форме;

• развивает чувство внутреннего контроля. Занятия стимулируют развитие сенсомоторных умений и правого полушария головного мозга, отвечающего за интуицию и ориентацию в пространстве;

• способствует творческому самовыражению, развитию воображения, эстетического опыта, практических навыков изобразительной деятельности, художественных способностей в целом;

• повышает адаптационные способности. Снижает утомление, негативные эмоциональные состояния и их проявления;

• эффективен в коррекции различных отклонений и нарушений личностного развития;

• позволяет расслабиться. Демонстративность, негативизм, агрессия уступают место инициативности, творчеству. Здесь нет категорий «правильно-неправильно», «хорошо-плохо», что убирает напряжение и страх.

• развивает чувства внутреннего контроля;

• развивает цветовосприятие и восприятие форм;

• развивает концентрацию внимания на собственных ощущениях и чувствах;

• развивает художественные способности и повышают самооценку; [5]

Побочным продуктом арт-терапии является чувство удовлетворения, которое возникает в результате выявления скрытых талантов и их развития.

Таким образом, арт-терапевтическая техника эбру интересна, необычна, обладает множеством неоспоримых плюсов, подходит для работы с широким кругом клиентов самого разного возраста и спектром проблем.

Список литературы и интернет ресурсов.

1. Лебедева, Л. Д. Практика арт-терапии : подходы, диагностика, система занятий/Л. Д. Лебедева - СПб: «Речь», 2003.

2. Мирзаян, Э. И., Жукова, Е. В., Старжевский, А. Е. Арт-терапия как средство социокультурной и психолого-педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья //Интернет-ресурс ФГБУ «Федеральное бюро медико-социальной экспертизы» ФМБА России г. Москва.

3. Окульская Л. В. Нетрадиционная техника рисования эбру. [Текст]// Инновационные педагогические технологии: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016.

4. О. А. Могильченко Дополнительная образовательная программа по арт – терапии «Чудесные превращения»

https://топ-школа. рф/innovatsionnyj-proekt-tantsuyushhie-kraski/

5. Е. В Бажанова, И. И. Поташова, «Эбру-терапия как инновационная технология реабилитации детей с нарушениями развития» Статья.

6. Проект «Танцующие краски» Курс по освоению техники живописи на воде – эбру. https://irc.lv/video?id=pafU7bRQfWIU

7. https://preo.ru/novosti/risovanie-na-vode-drevnejshee-iskusstvo-ebru/

8. Видео мастер класс для взрослых https://www.youtube.com/watch?v=G_B6uSFwMz0

9. Видео мастер класс для детей https://www.youtube.com/watch?v=iXqz4ddwGqc

Публикации по теме:

Использование приемов куклотерапии в работе психолога Конспект занятия с детьми тема: «Кукла Северная Берегиня - Травница» Подготовила и провела: педагог – психолог Сапогова О. В. г. Оренбург,.

Изотерапия и художественно-творческие проекты в коррекционной работе педагога-психолога (старший дошкольный возраст) Одним из эффективных средств для гармонизации внутреннего состояния и эмоционального комфорта детей и взрослых является такой инновационный.

Комплексное занятие «Волшебные краски» по сказке В. Г. Сутеева «Петух и краски» (средняя группа)Комплексное занятие «Волшебные краски» по сказке В. Г. Сутеева «Петух и краски» (средняя группа) Комплексное занятие «Волшебные краски» по сказке В. Г. Сутеева «Петух и краски». Средняя группа Предварительная работа: знакомство детей.

Конспект НООД по художественно-эстетическому развитию «Танцующие водоросли для Ерша Ершовича» Образовательные задачи: 1. Познакомить детей с новым техническим приёмом лепки - каркасная лепка 2. Совершенствовать умение преобразовывать.

Мастер класс для педагогов «Использование метафорических ассоциативных карт в практической работе педагога-психолога»Мастер класс для педагогов «Использование метафорических ассоциативных карт в практической работе педагога-психолога» Цель : познакомить педагогов со способами применения метафорических ассоциативных карт в работе педагога - психолога. Задачи: - ознакомить.

Музыко-телесные упражнения в распускании мышечных зажимов у детей старшего дошкольного возраста в работе педагога-психолога Мастер-класс по теме:«Музыко-телесные упражнения в распускании мышечных зажимов у детей старшего дошкольного возраста в работе педагога-психолога.

Направления в работе педагога-психологаНаправления в работе педагога-психолога 1 слайд Направления в работе педагога - психолога 2 слайд Диагностическое направление Для диагностической работы используется зона индивидуальных.

Использование притч в работе педагога-психолога Бывает так, что мы не можем обойтись без науки, без математики, без ученых споров, с помощью которых развивается человеческое сознание.

Приоритетные направления и виды деятельности практического психолога в ДУЗ Вступление Разминка. Игра «Ноев ковчег». Цель игры: знакомство участников друг с другом, налаживание контакта с помощью невербальных средств.

Взаимодействие учителя-логопеда, педагога-психолога и воспитателей ДОУ в комплексной работе с детьми с ОВЗ (опыт работы ДОУ)Взаимодействие учителя-логопеда, педагога-психолога и воспитателей ДОУ в комплексной работе с детьми с ОВЗ (опыт работы ДОУ) Ещё Л. С. Выготский отмечал, что дефект какого-нибудь анализатора или интеллектуальный дефект не вызывает изолированного выпадения одной функции,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Танцующие краски. Эбру в работе практического психолога Видео
Опубликовано: 24 апреля 2017 в 14:28
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Танцующие краски. Эбру в работе практического психолога Видео» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Нечаева (УИ 95325) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД