Лапунова Екатерина
Театрализованная деятельность как средство формирования правильного звукопроизношения детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Театр - это волшебный край, в котором ребенок радуется играя, а в игре он познает мир!»
С. И. Мерзлякова
В младшем дошкольном возрасте у детей активно развиваются все психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение и речь. На данном возрастном этапе имеются все предпосылки для успешного овладения звуковой стороны русского языка. К ним можно отнести соответствующее развитие коры головного мозга в целом, фонематического восприятия речи и речедвигательного аппарата. Способствуют овладению звуковым составом речи и такие особенности ребенка-дошкольника, как высокая пластичность нервной системы, повышенная подражательность, особая восприимчивость к звуковой стороне языка, любовь детей к звукам речи. Исследователи детской речи и практические работники (А. Н. Гвоздев, В. И. Бельтюков, Д. Б. Эльконин, М. Е. Хватцев, Е. И. Радина) отмечают значение правильного произношения звуков для формирования полноценной личности ребенка и установления социальных контактов, для подготовки к школе, а в дальнейшем и для выбора профессии. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение со взрослыми и сверстниками, понятно выражает свои мысли и желания. Речь с дефектами произношения, наоборот, затрудняет взаимоотношения с людьми, задерживает психическое развитие ребенка и развитие других сторон речи.
Публикация «Театрализованная деятельность как средство формирования правильного звукопроизношения детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Именно поэтому в работе с детьми я уделяю большое внимание развитию речи. Моя практика показала, что одним из самых эффективных средств формирования правильного звукопроизношения ребенка в младшем дошкольном возрасте являются театрализованные игры, т. к. игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а театр - один из самых демократичных и доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности и т. д.
Работая с детьми младшего дошкольного возраста, я ставлю перед собой следующую цель:
Упражнять артикуляционный аппарат и речевой слух, чтобы научить детей четко и внятно, без смягчения произносить звуки и правильно их воспринимать.
Данную цель конкретизируют следующие задачи:
• преодоление общей смягченности произношения;
• воспитание правильной артикуляции и внятного произношения гласных звуков : а, у, и, о, э;
• уточнение и закрепление произношения согласных звуков л, б, м т, д, и, г, ф, в свистящих звуках – с з ц развитие у детей речевого дыхания, слухового внимания и фонематического слуха, моторики речевого аппарата;
• подготовить артикуляционный аппарат к произношению шипящих и сонорных (л, р) звуков.
Решение этих задач возможно посредством включения ребенка в театрализованную деятельность, которая способствует развитию гибкости детского голоса. Она помогает снять напряженность, зажатость мышц у детей. При правильной организации театрализованной деятельности создается естественная речевая среда, что способствует общему развитию языка, интонационной выразительности речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи, ее выразительность.
Театрализованную деятельность осуществляю в соответствии с ФГТ совместно с детьми в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, музыкально-художественной и т. д.); в ходе режимных моментов; а так же при организации самостоятельной деятельности детей.
Дети младшего дошкольного возраста обладают великолепной способностью к подражанию, поэтому основным приемом обучения детей четвертого года является подражание образцу.
Обучение протекает последовательно. При первоначальном ознакомлении детей с текстом произведения стараюсь четко и ясно произносить звуки, темп речи умеренный. Нужный звук выделяю голосом, произношу его несколько утрированно, более длительно и напряженно, чем обычно. Внимание детей привлекаю не только к звучанию, но и к артикуляции.
После прочтения произведения знакомлю детей с куклами, которые отображают героев произведения, организую беседу, в ходе которой, ребята характеризуют каждого героя. Затем предлагаю детям принять участие в рассказывании, уже с использованием элементов театрализованных игр. По ходу игры активизирую речь детей дополнительными вопросами, если ребенок ошибается при произнесении какого-либо звука, стараюсь его исправить, но делаю это от лица героя в игровой форме.
Например:
«Что-то я не расслышала, как тебя звать, повтори, пожалуйста, погромче». Такой прием позволяет создать непринужденную обстановку и ребенок незаметно для себя повторяет несколько раз слово (фразу, звук, что в сою очередь постепенно приводит к автоматизации звуков.
Для организации самостоятельной коммуникативной деятельности детей в группе создан уголок театрализованной деятельности, в нем я помещаю персонажей из знакомых произведений, тем самым активизирую ребят самостоятельно разыгрывать сценки известных произведений. Во время самостоятельных игр я косвенно руковожу ими время от времени подсказывая дальнейшие действия, речевые обороты и т. д.
Чтобы научить детей четко и внятно, без смягчения произносить звуки и правильно их воспринимать использую игровые упражнения для развития речевого дыхания, внимания, речевого слуха. Эти упражнения можно проводить в течение дня в разные режимные моменты: перед прогулкой, перед завтраком, на прогулке и т. д.
Для развития речевого слуха использую такие игры: «Угадай, что делает Петрушка», Петрушка перелистывает за ширмой странички книги, помешивает ложечкой в стакане, хлопает в ладоши, чихает или кашляет, а дети отгадывают, что он делает (развитие слухового внимания). Петрушка может также шепотом давать детям задания типа «Найди на столе игрушку, назови ее, скажи, как она говорит, и покажи всем» (развитие речевого слуха) и т. п.
Кроме подражания организую работу на воспроизведение звука, которая привлекает внимание к артикуляции. В этом случае наряду с показом образца ввожу небольшие пояснения к артикуляции сначала простых, а затем и более сложных звуков. Например, в игре «Чей домик?» при объяснении ее правил говорю : «Корова мычит как? (Му-у-у.) Губы вытянуты вперед трубочкой. Козочки кричат: ме-е-е. Сложите губы так, как будто вы улыбаетесь». Такие объяснения помогают детям осознать, что при произношении разных звуков положение органов артикуляции меняется, и подготавливают к восприятию объяснения артикуляции трудных звуков в дальнейшем.
Упражнения для артикуляционного аппарата можно проводить во время одевания на прогулку. Например: сообщаю детям, которые уже оделись, что на улице будем играть в лошадки, и предлагаю поцокать язычком так, как лошадки цокают копытами. Дети прищелкивают языком. Упражнение длится 1–2 мин.
В утренние часы так же провожу различные игры – имитации. Например, игра «Лес шумит». Дети изображают деревья. Руки у них подняты – это ветки. Я изображаю ветер. Ветер подул: Ш-ш-ш! Ветви закачались и тоже шумят, шелестят листочками. (Ш-ш-ш) Ветер подул сильнее, деревья сильно шумят. (Ш-ш-ш – дети произносят звукоподражание громче) Ветер стал дуть тише и листья шелестят тише. И т. д. Всякий раз при изменении силы голоса я даю образец произнесения звукоподражания. Дети повторяют.
В индивидуальной и подгрупповой работе использую дидактический материал, который разработала сама с целью использования ИКТ в воспитании звуковой культуры речи детей младшего дошкольного возраста.
Например, игра «Кто как кричит?»
На слайдах изображены животные, ребенок озвучивает его голосом, при правильном ответе раздаются аплодисменты.
Для развития речевого дыхания: дети изображают ветер – «Подуем на одуванчик», «Кораблики поплыли», «Бабочки летят», «Едет едет паровоз» и др. При этом слежу, чтобы ребенок не напрягался, не надувал щеки (выдох плавный, вдох быстрый). Очень нравится ребятам игра – имитация «Птицы разговаривают». Перед началом игры сообщаю, что сейчас я взмахну волшебной палочкой, и мы все превратимся в птичек. После «превращения» начинаю рассказ: «Встретились птички на полянке и стали разговаривать. "КО-КО-КО" - говорит курочка. "КУ-КУ! КУ-КУ!" - кричит кукушка. "КРЯ-КРЯ-КРЯ!" - крякает утка. "КУ-КА-РЕ-КУ!"- заливается петушок. "ЧИК-ЧИРИК", - чирикает воробышек» и т. д. Во время произнесения звукоподражаний слежу, чтобы дети произносили их на одном выдохе, не добирая воздух.
Таким образом, использование театрализованных игр и их элементов позволяет мне помочь детям на данном возрастном этапе овладеть звуковой культурой речи, навыками общения, активизируют воображение детей, готовят к самостоятельной творческой игре.
Список используемой литературы:
1. Алексеева М. М., Яшина Б. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников : Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип. - М. : Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.
2. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство», Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, Детство – Пресс, 2011. – 528с.
3. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников. – М. : ООО «ТЦ Сфера», 2008. – 234с.
4. Тихеева Е. И. Развитие речи детей / Под ред. Ф. А. Сохина. – М. : Просвещение, 1981. – 159 с.
5. А. М. Бородич Методика Развития речи дтей. М. 1981.
6. Мигунова Е. В. Организация театрализованной деятельности в детском саду : Учеб. метод. пособие;. - Великий Новгород, 2006. - 126 с.
7. Махнева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошк. учреждений. - М. :ТЦ «Сфера», 2001 - 169 с.