Театрализованная деятельность как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста

Ирина Крюкова
Театрализованная деятельность как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста

Театрализованная деятельность как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста.

Дети дошкольного возраста обладают большими потенциальными возможностями для восприятия, понимания и эмоциональной отзывчивости на произведения искусства, которые заставляют волноваться, сопереживать персонажам и событиям.

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитиепредпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства: словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной).

Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний, эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству, является важнейшим средством развития эмпатии – условия, необходимого для организации совместной деятельности детей.

Театр – явление социальное. В театреобщение происходит между тремя группами людей: драматургами и авторами, исполнителями, аудиторией.

Одна из самых очевидных функций театрального искусства во всех его формах состоит в том, что бы дать человеку дополнительную эмоциональную стимуляцию.

В театрализованной деятельности развиваются такие психические процессы как внимание, память, мышление, воображение, восприятие и, конечно же, она оказывает большое влияние на развитие связной речи детей.

В период дошкольного детства театрализованная деятельность вступает в пору своего расцвета. В ней усложняются сюжеты, она приобретает все более творческий характер.

Одной из характерных черт ребенка дошкольного возраста является стремление воплотить в своей театрализованной деятельности образы своего воображения, фантазии, что, несомненно, способствует творческому развитию личности.

Театрализованная деятельность в детском саду – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности, художественно-эстетического развития каждого ребенка.

Театрализованнуюигру делят на две группы: игры – драматизации и режиссерские игры. К режиссерским играм относятся настольный театр игрушек и картинок, стендовые игры. Под понятием «режиссерские игры» подразумеваются самостоятельные игры с различными мелкими предметами, которыми ребенок манипулирует как режиссер, сам создает сюжеты, сценарий. Именно эта самостоятельность в придумывании сюжета считается особенно важной для дальнейшего формирования игровых действий и воображения. Важная особенность этих игр состоит в том, что ребенок начинает переносить функции с одного объекта реальности на другой. Сходство игр с режиссерской работой состоит в том, что ребенок сам придумывает мизансцены, то есть организует пространство, исполняет все роли или просто сопровождает игру «дикторским» текстом. В этих играх ребенок – режиссер приобретает умение «видеть целое раньше частей», которое, является основой для развития воображения как новообразования дошкольного возраста. Таким образом, понятие «режиссерская игра» связано с понятием «театральность».

Игры – драматизации предполагают произвольное воспроизведение, какого–либо сюжета в соответствии со сценарием. Они основываются на действиях исполнителя. «Драматизировать – значит разыгрывать в лицах какое-либо литературное произведение, сохраняя последовательность рассказанных в нем эпизодов и передавая характеры персонажей».

Драматизация, обеспечивающая активность детей и поддерживающая их внимание, способствует сознательному усвоению учебного материала и развитию связной речи. Поэтому в процессе обучения должны широко использоваться постановка, инсценировка рассказов и песен, игры, в которых дети воображают себя кем–то, теневой театр, а так же мимика и жест в песне, при чтении поэзии и литературных текстов.

Театр – это всеобъемлющий и синтетический вид деятельности, соединяющий в себе слово, образ, музыку, танец, изобразительное искусство. Он несет в себе особый, лишь ему одному присущий, познавательный элемент, свое особое видение мира, в отличие от других видов искусства (живописи, музыки, поэзии).

Театрализованная деятельность, как один из видов игровой деятельности, оказывает существенное влияние на ход развития личности ребенка дошкольного возраста, на его художественно-эстетическое развитие. Характерными особенностями театрализованной деятельности являются литературная или фольклорная основа содержания и наличие зрителей.

Театрализованные игры представляют собой «рубежный» вид деятельности, связанный с литературным и художественным творчеством, в которой происходит перенос акцента с процесса игры на ее результат. Это разновидность художественной деятельности,состоящей из трех этапов: восприятия, исполнения и творчества. Участвуя в театрализованной деятельности, дети дошкольники знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Большое и разностороннее влияние театрализованной деятельности на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, но не навязчивое педагогическое средство.

Занятие театрализованной деятельностью, независимо от формы проведения, способствуют раскрепощению детей, снятию у них излишнего психического и физического напряжения, поддерживают ровное положительно эмоционально окрашенное настроение и хороший уровень работоспособности, а так же эти занятия способствуют развитию правильной связной речи.

Художественно-эстетическое восприятие детей в театрализованной деятельности, не сводится к пассивной констатации известных сторон действительности. Ребенку – дошкольного возраста доступна внутренняя активность содействия, сопереживания, способность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах. Дети дошкольного возраста обладают также способностью понимать внутренний мир персонажей и их противоречивый характер. Это позволяет использовать театрализованную деятельность и в нравственном воспитании детей, когда разнополярные эталоны становятся для ребенка значимыми не только при соотнесении себя с положительным персонажем, но и отрицательным. Благодаря этому зарождаются социальные чувства, эмоциональные отношения к событиям и поступкам, имеющим значение не только для ребенка, но и для окружающих.

В рамках театрализованной игры существуют широкие возможности формирования определенных действий для выражения эмоций, то есть художественного моделирования эмоций.

Таким образом, неотъемлемым элементом и важнейшим средством художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста является театрализованная деятельность. Это обусловлено тем, что ребенок, занимаясь театрализованной деятельностью, овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании, художественно-эстетической деятельности.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Театрализованная деятельность как средство социализации детей дошкольного возраста» МКДОУ Приморский детский сад "Сказка" Консультация для педагогов На тему: «Театрализованная деятельность как средство социализации.

Консультация для педагогов «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста» Дошкольный возраст называют возрастом «почемучек», т. к. увеличивается речевая активность ребёнка. Начинается взрыв словотворчества. Дети.

Консультация для педагогов «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста» Дошкольный возраст называют возрастом «почемучек», т. к. увеличивается речевая активность ребёнка. Начинается взрыв словотворчества. Дети.

Мастер-класс «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста» «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста» Цель: применению театрализованной деятельности для.

Отчет по самообразованию «Театрализованная деятельность как средство социализации детей дошкольного возраста» 1 слайд. Презентация по самообразованию. Тема по самообразованию : «Театрализованная деятельность как средство социализации детей дошкольного.

Театрализованная игра как средство развития речи детей дошкольного возраста Огромная роль в воспитании и развитии детей дошкольного возраста принадлежит игре - важнейшему виду деятельности. Дошкольный возраст – это.

Театрализованная деятельность как средство развития красоты, морали и нравственности у детей дошкольного возраста Доклад на тему "Театрализованная деятельность, как средство развития красоты, морали и нравственности у детей дошкольного возраста" Театр.

Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста Внимание к развитию речи ребенка в дошкольном возрасте особенно важно, потому что в это время интенсивно растет мозг ребенка, и формируются.

Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста Внимание к развитию речи ребенка в дошкольном возрасте.

Пластилинография как средство развития художественного-эстетического творчества у детей дошкольного возрастаПластилинография как средство развития художественного-эстетического творчества у детей дошкольного возраста Выступление на педагогическом совете «Развитие художественного-эстетического творчества у детей дошкольного возраста» Подготовила и выступила:.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Транспорт
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
Автор публикации:
Театрализованная деятельность как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста
Опубликовано: 25 марта 2018 в 17:06
+42Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Результаты международного конкурса «Лучший педагог года» 2020
Определены победители ежегодного международного конкурса "Лучший педагог года 2020", проводимого в шестой раз на МААМ. В конкурсе приняло участие 55 494 педагогов, опубликовавших 171 598 учебных материалов...
23 января. День ручного письма

День почерка или день ручного письма — красивому почерку посвящен этот праздник. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, помогающих подготовить детскую руку к письму и научить красиво...

23 января. День морозных узоров на МААМ

Всю страну сейчас радуют и заставляют одеваться потеплее Крещенские морозы (19-25 января). Самое время поговорить с детьми о чудесном творении природы – морозных узорах, а также организовать для ребят...

Групповой творческий конкурс «Макет по сказке «Морозко»
Зима – одновременно суровое и прекрасное время года. Как только на землю опускаются первые снежинки, природа погружается в зимнюю сказку. Белоснежный...
Мастер-класс изготовления ёлочных украшений «Пряники»
Мастер-класс изготовления ёлочных украшений "Пряники" Добрый вечер, уважаемые коллеги, педагоги, друзья и просто гости моей странички! Очень хочу...
Фотоотчет «Зимних игр пришла пора. Вот так зимушка! Ура!»
Прогулка в детском саду зимой не только прекрасное время для развлечений на открытом воздухе, но и замечательный способ оздоровления. Зимние прогулки...