МААМ-картинки

Театрализованная деятельность как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста

Гульназ Низамова
Театрализованная деятельность как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста

Театрализованная деятельность как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС в ДОО.

Психологами доказано, что игровая деятельность является важнейшим компонентом гармоничного всестороннего развития детей дошкольного возраста. Это связано с возрастными особенностями развития психических процессов малышей. С помощью такого вида деятельности дошкольники познают окружающий их мир, учатся коммуникации и взаимодействию со сверстниками, адаптируются в социуме.

Публикация «Театрализованная деятельность как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Одним из эффективных видов игровой активности в детском саду является театр. В такой деятельности дошкольники проявляют творческую активность, реализовывают свой потенциал, развивают способности. Поэтому так важно проводить театрализованные игры в ДОО. Такая деятельность организовывается в дошкольной организации в самых разных формах. О том, какие бывают виды театров в детском саду и как их правильно организовать, мы рассмотрим в этом материале. Кроме того, поделимся интересными идеями изготовления атрибутов и инвентаря для проведения такой работы.

Театрализованная деятельность способствует : развитию речи и мелкой моторики; формированию коммуникативных навыков; развитию творческих способностей, выявлению талантов малышей; формированию умения взаимодействовать с окружающими; становлению чувствительно-эмоциональной сферы; появлению устойчивого интереса к художественной литературе, книге; воспитанию эстетического вкуса; развитию таких личностных качеств, как целеустремленность, воля, инициативность и другие. Таким образом, организация театрализованной деятельности в дошкольном образовании решает целей ряд образовательных и воспитательных целей. Кроме того, способствует реализации требований государственного стандарта, так как благодаря такой форме педагогической работы, дети учатся самостоятельно выдвигать идеи, аргументировать, проявлять инициативность и творчество.

Какие же виды театров в детском саду возможно организовать? В педагогической литературе предлагается проводить с дошкольниками такую деятельность, как: настольный театр; стендовый; верховой; наручный; напольный; театр живой куклы. В свою очередь, каждый из указанных видов подразделяется на подвиды.

Стендовый театр представляет собой какую-либо поверхность, на которую крепятся фигурки-персонажи и декорации. К такому виду относятся: Театр на фланелеграфе (доске, обтянутой тканью, Для организации такого вида деятельности потребуется фланелеграф и фигурки-персонажи выбранного художественного произведения, на которых необходимо с обратной стороны прикрепить липучки. Таким образом, по мере развития сюжета, ребенку предлагается прикреплять необходимые фигурки на фланелеграф.

Магнитный представляет собой то же самое, только используется металлическая доска, а на фигурки прикрепляются магнитные полосы вместо липучек. Основа и, соответственно, персонажи такого театра бывают самого разного размера: от небольшого настольного варианта, до полноценного экрана для зрительного или музыкального зала.

Настольный театр — игровая деятельность проводится на столе. Его особенностью является то, что декорации и персонажи должны быть небольшого размера, чтобы была возможность разместить все необходимые атрибуты игры на поверхности. Каким же бывает настольный театр в детском саду : бумажный, картонный, готовый театр можно найти в каком-либо детском журнале — нужно лишь вырезать и собрать все необходимые детали и можно начинать спектакль.

Теневой театр — самый загадочный и необычный для восприятия детей. Дошкольники увлеченно участвуют в такой игре. Для организации этого вида театра потребуется экран (натянутая вертикально белая ткань, фонарь или настольная лампа (в зависимости от размеров экрана, картонные фигурки черного цвета. Вместо игрушечных персонажей, тени можно создавать непосредственно кистью руки и пальцами. Такой вид называется «театр живых теней».

Наручный театр. К этому виду относится театрализованная деятельность, для проведения которой требуются такие атрибуты, как пальчиковые куклы или игрушки — «перчатки». Различают следующие «наручные» виды театров в детском саду : пальчиковый; перчаточный. Что необходимо для того, чтобы организовать такую театрализованную деятельность? В первую очередь нужна ширма. Ее размер зависит непосредственно от размеров персонажей. Куклы изготавливаются самостоятельно воспитателями или с помощью родителей. Но и дети также могут принять активное участие в создании персонажей.

«Перчаточных кукол» можно сделать, например, из варежки или носка, пришив к основе необходимые элементы (лицо, руки, одежду и т. д.). Важно отметить, что пальчиковый театр, эффективно развивает мелкую моторику дошкольников, что, в свою очередь, непосредственно влияет на формирование речи детей.

Верховой театр. Что представляет собой верховой театр? Такой термин был введен российскими кукловодами еще в XVI веке. Его особенность заключается в том, что куклы находятся выше роста человека, который ими управляет. Бывают следующего вида: в тростевом театре используются куклы, которые, соответственно, закреплены на высокой трости, а человек, который управляет персонажами, спрятан за ширмой. Большую популярность приобретает театр «Би-ба-бо». Персонажи демонстрируются зрителям на уровне выше роста кукловода.

Не менее интересным считается театр ложек в детском саду. Атрибуты для такой игровой деятельности изготовить самостоятельно очень просто. Для этого понадобится деревянная ложка. На выпуклой ее части рисуется лицо персонажа, а на ручку одевается одежда сказочного героя. Во время постановки детского спектакля малыши-кукловоды держат персонажей из ложек за ручку.

Напольный театр. В напольном театре используются куклы-марионетки. Сделать их самостоятельно достаточно сложно, поэтому чаще всего они приобретаются в специализированных магазинах. За счет этой особенности такой вид театрализованной деятельности проводится в детских садах нечасто.

Театр живой куклы. Чаще других организуется «живой» кукольный театр в детском саду. Такую деятельность проводим на занятиях как сюрпризный момент, на утренниках и развлечениях. Роли выполняют либо взрослые, либо старшие дошкольники. Младшие дети могут выступать лишь в роли зрителей.

Театр масок подойдет для детей любого возраста. Даже самые маленькие воспитанники имеют возможность «перевоплотиться» в героя сказки. Воспитатель может предложить детям пересказать историю или подготовить выступление для родителей. Изготовить маски для спектакля дошкольники могут самостоятельно, например, на занятиях по изобразительной деятельности.

Классификация театрализованных игр.

Театрализованную игру можно разделить на две группы: драматизации и режиссерские.

В играх-драматизациях ребенок-артист, самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств выразительности (интонация, мимика, пантомима, производит собственные действия исполнения роли. В игре - драматизации ребенок исполняет какой-либо сюжет, сценарий которого заранее существует.

Виды игр – драматизаций.

Игры-драматизации с пальчиками. Атрибуты ребенок надевает на пальцы. Он «играет» за персонажа, изображение которого находится на руке. По ходу разворачивания сюжета действует одним или несколькими пальцами, проговаривая текст. Можно изображать действия, находясь за ширмой или свободно передвигаясь по комнате.

Игры-драматизации с куклами бибабо. В этих играх на пальцы руки надевают куклы бибабо. Они обычно действуют на ширме, за которой стоит водящий. Таких кукол можно изготовить самостоятельно, используя старые игрушки.

Импровизация. Это разыгрывание сюжета без предварительной подготовки.

В режиссерской игре ребенок не является действующим лицом, действует за игрушечный персонаж, сам выступает в роли сценариста и режиссера, управляет игрушками или их заместителями.

Работа с педагогами.

На консультации с педагогами распределили виды театра по всем возрастным группам : для детей группы раннего возраста : настольный театр игрушек,

настольно- плоскостной театр, пальчиковый театр, театр Би- ба- бо.

Для детей младшей группы добавили театр на фланелеграфе, варежковый театр.

Для детей средней группы : конусный театр, театр ложек, театр масок, вязаный театр.

Для детей старшей группы : театр на прищепках, театр на стаканах, платочный театр, костюмированный театр.

Для детей подготовительной к школе группы: фартучный театр, тантамареска.

В каждой возрастной группе имеется центр «Театр для детей».

В уголке располагаются: различные виды театров : бибабо, настольный, театр на фланелеграфе и др. ; реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей: набор кукол, ширмы для кукольного театра, костюмы, элементы костюмов, маски; атрибуты для различных игровых позиций: театральный реквизит, декорации, сценарии, книги, образцы музыкальных произведений, афиши, касса, билеты, карандаши, краски, клей, виды бумаги, природный материал. Они должны быть оформлены красочно, в доступной для детей форме.

Провели педагогический совет, где изучали тему «Театрализованная деятельность в ДОО». Теоретическая часть: вступительное слово было на тему «Значение и специфика театрального искусства», где обсуждали вопрос соблюдение условий в театрализованных играх : 1. наличия и развития представлений и интереса детей к различным видам театра;

2. наличия разнообразия костюмов и доступности художественного оформления спектаклей и инсценировок по художественным произведениям;

3. овладения детьми правилами и приемами того или иного вида театрализованной деятельности;

4. серьезного, эмоционально-положительного отношения педагога к играм детей в театр.

В практической части была проведена деловая игра «Театральный ринг»

1 раунд – разминка, 2 раунд – рассуждалки, 3 – разгадывание кроссворда, 4 – театр сказок, 5 раунд – блиц – турнир.

С педагогами изготовили атрибуты для тантамарески – это один вид театра.

Дети с удовольствием играют этот вид театра.

Также наши педагоги активно участвуют на утренниках, развлечениях, праздниках и показе театра для детей. Хочу отметить нашу кастеляншу Сергееву Н. Н., все костюмы творит своими руками.

Работа с родителями.

Во всех возрастных группах были проведены родительские собрания, беседы, изготовлены буклеты, информации по театрализованной деятельности.

Также было проведено общее родительское собрание, где родители получили информацию по видам театра, о значение театрализованной деятельности в ДОО, активно участвовали в практической части собрания. Участвовали 6 команд, со всех возрастных групп. Были разные задания, одно из них изготовить кукол для театра варежек. Пока участники конкурса были заняты изготовлением кукол, другие родители приняли участие в инсценировке сказки «Теремок», они использовали маски. В конце были подведены итоги, награждение грамотами.

Был объявлен конкурс для родителей «Театр для детей» в различных номинациях: настольный театр, бибабо, пальчиковый театр, театр на ложках, были определены победители.

В начале 2016-2017 учебном году в младшей группе на новоселье воспитатель Косткина С. М. организовала с родителями показ сказки «Теремок», родители с удовольствием приняли участие, а сколько эмоции было у детей. В конце учебного года воспитатель с детьми показали уже родителям как итоговое занятие театрализованное представление.

В начале 2017 – 2018 учебном году также в младшей группе на новоселье воспитатель Кашапова Ф. Х. организовала с родителями показ сказки. А к концу учебного года планируют показ сказки «Мешок с яблоками». Это стало традицией нашего детского сада. Во многих семьях родители практически не уделяют внимание данному вопросу, считая, что гораздо важнее научить ребенка читать, писать, считать. А самое главное – без приобщения к искусству невозможно полноценное становление личности ребенка. Поэтому работе с родителями наш коллектив придает большое значение. Работа детского сада и семьи должна строиться на взаимодействия, взаимосотрудничества.

Работа с детьми.

В нашем детском саду бывают театры из разных городов. Дети полюбили театр из Альметьевск «Алина», очень эмоциональное, яркое театрализованное представление, доступно для детей.

Провели конкурс рисунков «Театр глазами детей».

Дети старшего возраста участвуют на утренниках, развлечениях и праздниках. В работе с детьми используем картотеки театрализованных игр, литературу: Театральная педагогика в детском саду Е. В. Мигунова, Театральная политра О. В. Гончарова, Театрализованная деятельность как средство развитие детей 4-6 лет Т. Доронова, Куклы и дети Н. Сорокина, Театрализованные игры С. Мерзлякова и т. д.

Мы считаем, что каждый ребенок талантлив изначально и театр дает возможность выявить и развить то, что заложено в малыше от рождения.

Наши дети очень полюбили такой вид театра как – платочный, фартучный и тантамареско. Они с большим удовольствием участвуют в театрализованных играх и представлениях, мы с педагогами отметили, то что, начали участвовать малоактивные дети. Сейчас мы предлагаем вам показ костюмов.

Театрализованная деятельность в детском саду - возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Любовь к театру становиться не только ярким воспоминанием ребенка, но и ощущением праздника, проведенного вместе со сверстниками, родителями и педагогами.

Публикации по теме:

Игры под инструментальную музыку как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста Игры под инструментальную музыку как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста Основное назначение музыкальных.

Игры с пением как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста Игры с пением как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста Игра – самая близкая форма деятельности детей.

Презентация «Лэпбук как средство художественно-эстетического развития детей» Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном этапе – это уход от учебной деятельности – занятий, повышение.

Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей….

Программа самообразования «Театрализованная деятельность как средство развития речи у детей раннего дошкольного возраста» Тема: «Театрализованная деятельность как средство развития речи у детей раннего дошкольного возраста». 2017–2018 Выполнила: воспитатель.

Театрализованная деятельность как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста Театрализованная деятельность как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста. Дети дошкольного возраста обладают.

Театрализованная деятельность как средство развития художественно-творческих способностей детей В настоящее время всё чаще поднимается вопрос о том, что необходимо использовать все имеющиеся педагогические ресурсы для эффективного развития.

Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста Внимание к развитию речи ребенка в дошкольном возрасте особенно важно, потому что в это время интенсивно растет мозг ребенка, и формируются.

Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста Внимание к развитию речи ребенка в дошкольном возрасте.

Театрализованная деятельность как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста Введение Овладение родным языком, развитие речи – является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Лев Семенович.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Театрализованная деятельность как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста
Опубликовано: 13 сентября 2018 в 14:50
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД