Театрализованная деятельность в детском саду для детей с тяжелыми нарушениями речи. Из опыта работы музыкального руководителя

Вера Шерстобитова
Театрализованная деятельность в детском саду для детей с тяжелыми нарушениями речи. Из опыта работы музыкального руководителя

Театрализованная деятельность в детском саду для детей с тяжелыми нарушениями речи. Из опыта работы музыкального руководителя. Арт-студия «Арлекино»

Проблема работы с детьми с общим недоразвитием речи (ОНР) возникла передо мной сразу же, как только я пришла работать в специальное дошкольное учреждение в 1990 году.

МБДОУ № 465 - детский сад компенсирующего вида для детей с тяжелыми нарушениями речи, где я сейчас работаю музыкальным руководителем, рассчитан на детей дошкольного возраста, имеющих общее недоразвитие речи: заикание, ринолалия, алалия, грубое недоразвитие речи.

Работа музыкального руководителя с такими детьми имеет не только воспитательную, но и корригирующую направленность, т. е. имеет свои особые задачи, ведь раннее включение ребёнка с особыми потребностями в процесс коррекционно-воспитательной работы способствует раскрытию его потенциальных возможностей и обеспечивает создание необходимых предпосылок для перехода на следующую стадию психического развития. Однако те методы, приёмы и технологии, которые я использовала в работе с детьми без существенных особенностей, не всегда давали желаемый результат. Поиск эффективных форм коррекционного воздействия на дошкольников - одно из актуальных направлений совершенствования системы их воспитания. Это, а также желание помочь детям, подтолкнуло меня заняться поиском эффективных форм, приёмов, технологий для работы с детьми с общим недоразвитием речи (ОНР). Сложность состояла в том, что по этой проблеме было издано не так уж много качественной литературы. Что же касается музыкального развития таких детей, то таких материалов было не достать. Мне пришлось собирать материал по крупицам из разных источников и дифференцировать его в связи со спецификой моей работы.

В результате за 24 года работы с детьми с общим недоразвитием речи (ОНР) у меня сложилась своя система развития музыкальных способностей детей, приобщения их к музыкальной и духовной культуре, их социализации и интеграции. Осуществляемый в МБДОУ мониторинг наблюдения за детьми, изучение динамики их развития, показал, что выбранная мною система музыкального развития детей с ОНР эффективно сказывается на коррекции речевых нарушений, высших психических функций, общей мелкой моторики.

С 2001 года в детском саду начала свою работу арт-студии «Арлекино», в которой я являюсь руководителем. Это кружок кукольного театра.

Театрализованная деятельность в детском саду для детей с тяжелыми нарушениями речи. Из опыта работы музыкального руководителя

О роли театрального искусства в эстетическом воспитании детей известно давно. Для ребёнка участие в театрализованной игре – всегда праздник. Театральное искусство близко и понятно детям, ведь в основе театра лежит игра.

Задача театральной деятельности – дать ребёнку возможность выразить себя средствами театра. Решаются многие важные задачи по развитию речи и личности ребенка:

- учим детей правилам красивой речи: «Учимся говорить красиво, внятно, понятно, чётко, выразительно, последовательно»;

- формируем у детей регулирующую функцию речи: «Послушай, подумай, скажи»;

- учим правилам ведения диалога (понять вопрос и соотнести с ним ответ);

- обогащаем словарный запас детей. Формируем умение строить предложения, Учим правильно употреблять в речи существительные, глаголы, прилагательные, наречия, предлоги;

- работаем над интонационной выразительностью речи;

- формируем умение передавать мимикой, позой, жестом и движением основные эмоции;

- развиваем умение использовать песенные, танцевальные, игровые импровизации в спектакле.

В кружок я набираю детей из всех групп в количестве 15 человек. Занятия кружка проводятся 2 раза в неделю во второй половине дня по 30-40 минут. Мною также разработан перспективный план на год и планы на каждое занятие.

В конце каждого квартала, как подведение итогов нашей работы, мы устраиваем с артистами-детьми арт-студии театральные недели в детском саду, выступая перед детьми со своими спектаклями. А в 2014 году мы выступали на районном конкурсе «Маленькие звёздочки» и заняли 3-е место, что является хорошим достижением для детей с особенностями в развитии, ведь они выступали на равных с детьми, у которых нет нарушений речевого развития.

Малая театральная неделя (ноябрь) – дети показывают 2-3 сказки пальчикового театра.

Средняя театральная неделя (февраль) – дети показывают 2 сказки настольного театра и одну сказку театра картинок, тантамаресок, марионеток.

Большая театральная неделя (май) – дети показывают 2 сказки театра кукол с живой рукой.

Главная цель, которую я ставлю перед собой в работе в арт-студии - это сделать жизнь детей интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, радостью творчества. Я стремлюсь к тому, чтобы навыки, полученные в арт-студии, дети смогли применить в повседневной жизни. При этом я основываюсь на высказываниях русского психолога Л. С. Выгодского о роли творчества в развитии ребёнка: «Не следует забывать, что основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его надо видеть не в результате, не в продукте творчества. Важно, что они творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении».

Предлагаю Вашему вниманию конспект одного из занятий.

КОНСПЕКТ

занятия театрального кружка «Арлекино»

Под песню «Арлекино» дети свободно заходят в зал и встают около стульев. Они здороваются с гостями.

1. Беседа с детьми о мимике из цикла «Азбука театра».

Педагог задаёт детям вопросы: «Где мы с вами очутились?» Как называются люди, которые выступают в театре, на сцене? Просто ли стать артистом? Что должен уметь артист? Какое у артиста должно быть сердце? Что такое мимика?».

После беседы с детьми педагог проводит дидактическую игру «Азбука настроений». Он показывает детям карточки с разными выражениями лица, т. е. с разным настроением и предлагает детям определить настроение каждого лица. После правильного определения карточка становится на фланелеграф.

Цель данной дидактической игры: определять эмоциональное состояние по графическому изображению.

Затем проводится игра «Определи настроение».

Цель: учить детей выражать настроение мимикой, обращать внимание на положение бровей, рта.

Каждый ребёнок по очереди изображает на своём лице определённое настроение, а все дети отгадывают, какое настроение ребенок изобразил.

2. Этюдный тренаж.

1. Игра на развитие изображения и фантазии «Солнечный зайчик».

Цель: развивать изображение, фантазию детей, воспитывать дружелюбное отношение друг к другу, развивать атмосферу тепла и ласки. Детям предлагают с помощью «Зеркала» поймать солнечного зайчика. Под соответствующую музыку, воображая и фантазируя, жети выполнят задание. Затем педагог говорит, что он тоже поймал солнечного зайчика и предлагает передать его по кругу, чтобы каждый мог приласкать его, согреть своим теплом. Когда зайчик возвращается к педагогу, он обращает внимание детей на то, что за это время зайчик, обласканный детьми, вырос и уже не умещается в руках. Зайчика выпускают, но каждый ловит частицу его тепла своим сердцем.

2. Игра «Пирамида любви».

Цель: воспитывать уважительное, заботливое отношение к миру и людям, развивать коммуникативные способности.

Педагог предлагает детям построить из рук пирамиду любви, он называет что-то любимое и кладёт свою руку; затем каждый из детей называет то, что он любит и кладёт свою руку сверху. Так дети вместе с педагогом выстраивают свою пирамиду любви. Педагог делает выводы: «Вы чувствуете тепло наших рук? Вам приятно это состояние? Посмотрите, какая высокая получилась у нас пирамида! Высокая, потому что мы с вами любим и любимы сами».

3. Актёрская тренировка.

Игра на выразительность жеста, движений, на выражение основных эмоций.

Цель: развивать способность понимать эмоциональное состояние другого, уметь адекватно выразить своё, коррекция эмоциональной сферы ребёнка.

Дети показывают этюд по стихотворению Лунина «Случай на тропинке, передавая мимикой, жестами, движениями его содержание:

Тренди-бренди, тренди-брендь,

По тропинке шёл медведь,

По тропинке шёл медведь,

На малину посмотреть,

На сучок ногою встал, поскользнулся и упал.

Растянулся, испугался, что в капкан ногой попал.

С испугу задрожал, подскочил и убежал.

Видно, трусом был медведь, тренди-бренди, тренди-бредь

Трали – вали, чудеса, по тропинке шла лиса.

По тропинке шла лиса и смотрела в небеса.

На сучок ногой ступила, подскользнулась и завыла.

Хвать его что было силы - только лапу занозила!

Ох, и злой ушла лиса, трали – вали, чудеса.

Стуки – стуки, стуки – стук, по тропинке шел барсук,

По тропинке шел барсук, наступил на сук.

Поскользнулся, растянулся, встал на ноги, отряхнулся.

И пошел себе барсук, стуки- стуки, стуки – стук.

Дети поочередно изображают медведя, лису, барсука; мимикой передают эмоциональное состояние каждого: испуг медведя, злость лисы, спокойствие барсука; жестами показывают, как спотыкается и падает медведь, барсук, как лиса бьет по суку лапой, а потом встает и т. д.

Игра на выражение отдельных черт характера «Карабас-Барабас и Буратино».

Цель: учить детей понимать, какое поведение какой черте характера соответствует и как оно оценивается. Осознание детьми положительных и отрицательных черт характера. Учить детей подбирать выразительные движения, жесты, соответствующую мимику для изображения характера сказочного героя.

Под соответствующую музыку дети превращаются поочередно в сказочных героев сказки А. Толстого «Золотой ключик»: Карабаса-Барабаса, а затем, в Буратино. Педагог комментирует выразительные движения детей.

Карабас-Барабас: дети сидят на стуле, широко расставив ноги, одной ногой можно притопывать, не отрывая носка от пола; корпус тела наклонен вперед, кулаки упираются в бедра, брови сдвинуты (злой, жестокий).

Буратино: стоит, руки слегка разведены в стороны, рот приоткрыт, на лице – широкая улыбка, лицо добродушное, веселое, слегка глуповатое.

Педагог подводит итог: «У артиста должно быть доброе сердце, но он обязан уметь изображать героев с разными характерами, что мы с вами сейчас и делали».

4. Театр кукол «с живой рукой».

1. Этюды с куклами «с живой рукой».

Дети достают из-под стульчиков кукол «с живой рукой», правильно надевают их на руку и выполняют с ними следующие действия: покачать головой, поклониться, повернуться вправо, влево, встать прямо, похлопать в ладоши, пройтись «своей походкой» вправо, влево, а, затем, под соответствующую музыку поплясать и т. д.

2. Сценка на ширме «Два петушка».

Цель: привлечь детей к показу сценки, учить правильно строить диалог, добиваться чистого, ясного, выразительного, неторопливого произношения текста; изменять голос, искать выразительные интонации при изображении героев сценки. Правильно двигать куклу на ширме и т. д.

5. Заключение. Педагог хвалит всех детей, желает им всего доброго и прощается с ними до новой встречи в театре «Арлекино».

.

.

Публикации по теме:

Образовательная деятельность для детей с тяжелыми нарушениями речи «Кубанская весна» ОД по формированию лексико – грамматических категорий и развитию связной речи в подготовительной группе компенсирующей направленности для.

Здоровьесберегающая деятельность в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи в детском саду Здоровье – одна из главных ценностей в жизни. Здоровый образ жизни в настоящее время не занимает ведущее место в иерархии потребностей и.

Библиотека изображений:
  • Музыка, музыкальные инструменты
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
Автор публикации:
Театрализованная деятельность в детском саду для детей с тяжелыми нарушениями речи. Из опыта работы музыкального руководителя
Опубликовано: 16 июня 2015 в 13:12
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
27 августа. Выставка ежиков на МААМ

Симпатичного ежика запросто можно встретить в лесу, но чаще всего он появляется на страницах сказок или в мультфильмах. Детишкам нравится этот добродушный герой. Хотя обладатель колючей шубки на самом...

26 августа. День сбора и заготовки грибов на МААМ

26 августа в народном календаре Тихонов день – православная церковь вспоминает святого Тихона Задонского. Какие традиции связаны с этим днём? Сбор и заготовка впрок грибного «улова»; подготовка хранилищ,...

Анализ, наблюдение и определение стиля общения учителя со школьниками
Наблюдение и определение стиля общения учителя со школьниками Анализ, наблюдение и определение стиля общения учителя со школьниками в МОУ «Школа №167» г....
Учебно-воспитательная работа учителя начальных классов
Познакомиться с учебно-воспитательной работой учителя начальных классов 1) дата – 18. 02. 2019; класс – 1 «Д»; место урока в расписании учебного дня...
Фотоотчет «Загадки и тайны воздуха. Экспериментирование в первой младшей группе»
Всё началось с того, что к нам в группу прилетел гость - Летунчик. Он появился не один, а со своими друзьями - воздушными шариками. Ну как тут не поиграть: "...