МААМ-картинки

Театрализованная игра как средство формирования монологической речи у старших дошкольников с ОНР (III уровень)

Екатерина Дмитриенко
Театрализованная игра как средство формирования монологической речи у старших дошкольников с ОНР (III уровень)

Театрализованная игра как средство формирования монологической речи у старших дошкольников с ОНР (III уровень

Известно, что человек только тогда становится полноправным гражданином данного общества, когда взаимодействует с другими его членами, когда происходит усвоение накопленного предыдущими поколениями культурного опыта в рамках отдельно взятой семьи и всей нации, когда осуществляется полноценный обмен этим опытом, когда устанавливаются межличностные контакты. Все это было бы невозможно без речи. Ее роль в становлении ребенка как личности невозможно переоценить. Речь способствует формированию интеллекта, увеличивает познавательную активность, значительно расширяет кругозор маленького человека.

Публикация «Театрализованная игра как средство формирования монологической речи у старших дошкольников с ОНР (III уровень)» размещена в разделах

Задача взрослых родителей и педагогов помочь ему овладеть устной речью. Развитие речи в дошкольном детстве является многоаспектным процессом, который органически связан с умственным развитием ребенка. Дошкольное детство является именно тем периодом, когда происходит формирование всех психических процессов, нравственных и моральных установок, поэтому важно не упустить развитие речи и других психических функций в этом возрасте. Задержка речевого развития на начальных возрастных ступенях не может быть компенсирована впоследствии[5].

В речевом воспитании детей центральной задачей является развитие монологической речи. У детей с нормой речевого развития, в старшем дошкольном возрасте связная речь достигает довольно высокого уровня.

Это очень важно для дальнейшего успешного обучения в школе, для всестороннего развития личности ребенка. При общем недоразвитии речи наблюдаются различные сложные речевые расстройства, когда у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне. В то же время одним из важных показателей готовности детей к школьному обучению является уровень сформированности связной речи, в том числе монологической речи. В этом актуальность проблемы, коррекции недостатков развития навыков связной монологической речи у детей с ОНР[2].

В современном обществе и педагогике одной из актуальных проблем является рост количества детей с патологией речи. Одним из наиболее распространенных нарушений является общее недоразвитие речи ІІІ уровня, т. е. расстройство характеризующиеся недоразвитием фонематических и лексико-грамматических средств языка. Возникновение обратимых форм ОНР может также быть связано с неблагоприятными условиями окружения и воспитания. Это обусловлено, прежде всего, социальной значимостью связной речью и её ролью в формировании личности. Поэтому, к числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, относится формирование у них связной монологической речи, тем более что в последнее время увеличивается рост числа детей с нарушениями речи, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения — все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной (диалогической и монологической) речи.

В настоящее время возникло реальное противоречие между необходимостью эффективной коррекции связной речи детей с ОНР, объективным ростом требований к развитию связной речи воспитанников в момент поступления в школу, и недостаточностью современных технологий логопедической работы, отсутствием коррекционных методик, раскрывающих алгоритм эффективной коррекции связной речи. Пропедевтическая значимость своевременной коррекции нарушений развития связной речи вызывает необходимость поиска путей совершенствования логопедической работы. Очевидна необходимость совершенствования традиционных приемов и методов, а также поиска более новых, более эффективных научно-обоснованных путей развития связной речи у детей с общим недоразвитием речи. В связи с этим актуальной проблемой современной коррекционной педагогики является поиск и экспериментальное изучение эффективных методов развития монологической речи, в частности, вопросов использования театральной педагогики в коррекции речи старших дошкольников[1].

В театральной деятельности осуществляется эмоциональное и речевое развитие детей, проявление индивидуальности каждого ребенка, совершенствование диалога и монолога, освоение выразительности речи. Одним из средств по развитию связной монологической речи и индивидуальных творческих способностей является исследование театрализации в коррекционно–логопедическом взаимодействии. Поэтому актуальной проблемой современной коррекционной педагогики является поиск и экспериментальное изучение эффективных методов развития монологической речи, в частности, вопросов, коррекции ОНР ІІІ уровня методами театрально-игровой деятельности[4].

Организация логопедической работы, длится не более 35 минут и разные по форме организации (индивидуальные, фронтальные, подгруппами, в парах.) Не следует, и забывать об участии родителей в процессе коррекции речевых нарушений, т. к. они оказывают помощь в подготовительном этапе работы по театрализованной деятельности, результатом которой является спектакль или театральные миниатюры. Именно эта подготовительная работа и несет основную нагрузку по коррекции речевых нарушений. Нужно учитывать, что занятия театрально-игровой деятельностью должны проходить одновременно с обучением детей воспитателем и занятиями логопеда.

Подобные занятия не могут выступать самостоятельным (единственным) методом коррекции. Театральная деятельность это реальная возможность каждому ребенку испытать свои силы, иметь шанс на успех и удачу. Метод театральной педагогики один из самых эффективных и продуктивных способов коррекционного воздействия на ребенка с особыми образовательными возможностями, в котором наиболее ярко проявляется принцип развивающего обучения и воспитания.

Таким образом, театрализованная игра оказывает значительное влияние на развитие связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста в том случае, если игра будет вызывать интерес и желание включиться в игру, а также будет учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.

Список литературы

1. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников : Книга для воспитателя детского сада/ Л. В. Артёмова. Москва: Просвещение, 1991. 127 с.

2. Бородич А. М. Методика развития речи детей : Учебное пособие для студентов пед. институтов. Москва: Просвещение, 1981.

3. Баряева Л. Б., Зарин А. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития. Санкт-Петербург. : Изд-во ПГПУ им. А. И. Герцена; Изд-во «Союз» 2005. 138 с.

4. Выгодский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 2006 № 6. с. 62 76.

5. Гаврисенко Н. В. Обучение младших школьников выразительности устной речи. / Н. В. Гаврисенко// Научно-методический журнал. Начальная школа. – 2008 г. - №2, С. 14-17.

6. Доронова, Т. Н. Развитие детей в театрализованной деятельности / Т. Н. Доронова. Москва: Просвещение, 1997. 72 с.

Публикации по теме:

Дидактическая игра как средство развития речи у детей дошкольного возраста при ознакомлении дошкольников с Приморским краемДидактическая игра как средство развития речи у детей дошкольного возраста при ознакомлении дошкольников с Приморским краем при ознакомлении дошкольников с Приморским краем (из опыта работы)Отличительная особенность детей заключается в том, что любую информацию.

Дидактическая игра как средство развития мышления старших дошкольниковДидактическая игра как средство развития мышления старших дошкольников Фотоотчет. Дидактическая игра как средство развития мышления старших дошкольников. Воспитатель: Назарова Татьяна Александровна Игра.

Игра по развитию речи «Кто как двигается?» для старших дошкольниковИгра по развитию речи «Кто как двигается?» для старших дошкольников Материал для игры:цветные картинки с изображением разных животных,слайды с движущимися животными. Игра проводится около стола. На столе разложены.

Настольная игра как средство развития речи дошкольников Тема данной работы - развитие речи детей дошкольного возраста посредством настольной игры. В данной работе хочу рассмотреть как игра, в.

Презентация «Театрализованная игра как средство развития у дошкольников математических представлений» Презинтация"Театрализованная игра как средство развития у дошкольников математических представлений "Любовь МайороваДоброго времени суток.

Опыт работы «Проектная деятельность как эффективный метод развития связной монологической речи дошкольников»Опыт работы «Проектная деятельность как эффективный метод развития связной монологической речи дошкольников» Доброго времени суток всем коллегам! Сегодня предлагаю Вам познакомиться с моим опытом работы на тему «Проектная деятельность как эффективный.

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования у дошкольников речевых навыков Сюжетно-ролевая игра как средство формирования у дошкольников речевых навыков. Дошкольное детство – это период активного усвоения ребёнком.

Театрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возрастаТеатрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возраста Актуальность Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Театрализованные игры являются одним из эффективных средств.

Театрализованные игры как средство формирования коммуникативной компетентности старших дошкольниковТеатрализованные игры как средство формирования коммуникативной компетентности старших дошкольников .

Восприятие музыки как средство формирования музыкально-художественной деятельности старших дошкольниковВосприятие музыки как средство формирования музыкально-художественной деятельности старших дошкольников Восприятие музыки как средство формирования музыкально - художественной деятельности старших дошкольников Актуальность проблемы эстетического.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Театрализованная игра как средство формирования монологической речи у старших дошкольников с ОНР (III уровень)
Опубликовано: 9 февраля 2020 в 10:54
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД