Театрализованные игры как средство развития творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста

красноштанова ирина николаевна
Театрализованные игры как средство развития творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста

Творчество – постоянный спутник детского развития. Творческая деятельность ребёнка является первым основоплагающим этапом усвоения социокультурного опыта.

Театрализованная игра — это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, потому что напрямую связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало.

Наибольшая ценность театрализованной игры заключается в том, что этот вид деятельности содержит в себе элементы различных видов творчества. В качестве показателей развития детского творчества в театрализованной игре можно выделить:

-нахождение ребёнком выразительно-изобразительных средств для создания образа, т. е. актёрские умения (Н. А. Ветлугина);

-способность к интерпретации литературного опыта – режиссёрские умения ребёнка (Л. А. Парамонова);

-образная импровизация – оформительские умения в театральной игре.

Подготовленность к театрализованной игре можно определить как такой уровень общекультурного развития, на основе которого облегчается понимание художественного произведения, возникает эмоциональный отклик на него, а также происходит овладение художественными средствами передачи образа. Все эти показатели не складываются стихийно, а формируются в ходе воспитательно-образовательной работы. Основная цель педагогического руководства – будить воображение ребёнка, создавать условия для того, чтобы как можно больше изобретательности, инициативы, творчества проявили сами дети.

Организация педагогического руководства на этапе раннего и среднего дошкольного возраста может осуществляться по следующим направлениям:

-формирование представлений о театральном искусстве (знакомство с профессиями театра, театральный этикет);

- развитие вербальных и невербальных средств выразительности, овладение первоначальными навыками образной импровизации;

- развитие оформительских умений для создания в дальнейшем атрибутов и декораций.

1 Этап. Создание предметно-развивающей среды.

Предметная среда должна обеспечивать условия для творческой деятельности каждого ребёнка и должна быть ориентирована на зону ближайшего развития.

Театрализованная игра предполагает наличие ширмы, поэтому нами была изготовлена многофункциональная ширма, которая помогает детям играть кукольный театр, а также используется для оформления декораций.

Для обогащения театрализованного уголка разными видами театров совместно с родителями мы изготовили пальчиковый театр, есть у нас и перчаточные куклы, театр на фланелеграфе с плоскими фигурами, настольный театр с деревянными и бумажными фигурами персонажей, магнитный и теневой театр.

Для игр-драматизаций внесли отдельные элементы костюмов (шапочки, накидки, фартуки, хвостики, нагрудники, колпачки и т. д., определили место для «уголка ряженья».

Для изготовление декораций и атрибутов в уголок ручного труда мы внесли дополнительный материал: лоскутки ткани, пенопласт, поролон, ленточки, крупные пуговицы, различные вида бумаги (картон, цветная, белая бумага, калька, катушки, пластиковые бутылочки и банки, различный природный и бросовый материал (палочки от мороженного, косточки большого размера, камешки, ракушки и т. п.).

Для систематической работы с текстом литературных произведений в книжном уголке постоянно появляются новые книги с волшебными сказками, сказками о животных, репродукции известных художников-иллюстраторов (М. В. Васнецова, Е. М. Рачёва).

Для развития связной речи в группах представлены дидактические игры «Сказки (лото)», «Любимые герои», «Расскажи сказку».

2 Этап. Подготовительный.

Нами был разработан комплекс ситуативных бесед, игр и упражнений, который представляет собой систему творческих игр и этюдов, направленных на развитие творчества детей в театрализованных играх. Игры рассчитаны на активное участие ребёнка и характеризуются эмоциональной насыщенностью и стремлением достичь продуктивного результата.

Тема 1 «Здравствуй театр (формирование представлений о театре, о специфике театральных профессий):

- посещение детьми театрального представления (с родителями или выездного театра в детском саду, представления старших групп);

- беседа с детьми «Что я видел в театре;

- разыгрывание ситуаций «Я пришёл в театр»;

- ситуативные беседы по театральному этикету.

Тема 2 «Тайны сказок» (знакомство со сказками):

- чтение, рассказывание или слушание в записи, просмотр мультфильмов р. н. с. «Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка», «Теремок», «Колобок», «Три медведя», «Маша и медведь», «Волк и семеро козлят».

Тема 3 «Необычные превращения» (освоение вербальных и невербальных средств вырзительности):

- игры на развитие мимики («Остров плакс», «Сердитая змея», «Мимическая гимнастика») и пантомимики «Холодно-жарко», «Шла лиса», «Медвежья походка», «Скачут зайки по лужайке» и т. д. ;

- игры-импровизации с использованием музыкальных произведений «Осенние листочки», «Бабочки», «Птички», «Снежинки» (под музыку П. И. Чайковского «Времена года);

- игры на развитие интонационной выразительности, изменение тембра голоса: упражнение «Три медведя», интонационное прочтение стихов-диалогов по ролям «Кто пасётся на лугу?», «Кисонька-мурысонька», «Перчатки» и т. п. ;

- игры на развитие воображения: «Собираемся на бал», «Готовим угощение к празднику», «Неожиданная встреча».

Раздел 4 «Умелые ручки»

Цель этого этапа – развитие изобразительных навыков в процессе различных видов продуктивной деятельности:

- рисование индивидуальное и коллективное (на темы сказок, театральной афиши, пригласительных билетов);

- лепка (волшебные предметы, герои сказок);

- конструирование (сказочные декорации: деревья, печка, теремок);

-аппликация (элементы оформления декораций).

3 Этап. Заключительный.

Театрализованная игра по Р. Н. С. «Теремок».

1) Беседа по сказке «Теремок»: вызвать эмоциональный отклик на сказку, интерес к героям сказки, подводить к пониманию содержания, формировать умение пересказывать наиболее понравившиеся эпизоды.

2) Подбор воспитателем сценария: текст в стихотворной форме С. Маршака (легче для запоминания и восприятия младшими дошкольниками).

3) Экскурсия в мини-музей «Русская изба»: знакомство детей с традиционным укладом русского дома (прялка, печь, чугуны, деревянная посуда и др.).

4) Драматизация сказки с использованием различных видов театра.

5) Конструирование из крупного ЛЕГО-конструктора «Лес» (конспект на основе Е. В. Фешина «Лего-конструирование в детском саду», с. 40): формировать умение передавать красоту пейзажа, поощрять творчество в воплощении замысла.

6) Изготовление афиши – аппликация «Цветочная поляна»: формировать умение работать коллективно.

7) Подбор музыкальных произведений, используемых для сопровождения игры.

Примерные сюжеты игры:

- «Покупаем билеты в театр», «Перед спектаклем», «Сказка начинается»;

- «Кто-кто в теремочке живёт?», «Вместе не тесно»;

- «Мы отстроим теремок, чтобы каждый жить в нём смог», «В тесноте, да не в обиде».

Полученные результаты позволяют говорить о том, что созданные педагогические условия способствовали совершенствованию у детей игровых умений, развитию творческой активности и инициативности в самостоятельной игре.

Литература:

1. Ветлугина Н. А. Художественный образ и детское творчество // Художественное творчество и ребенок: Монография / Под ред. Н. А. Ветлугиной. - М.: Педагогика, 1972. – 288 с.

2. Парамонова Л. А., Новоселова С. Л., Зворыгина Е. В. Игра и вопросы всестороннего воспитания // Игра дошкольника / Под ред. С. Л. Новоселовой. – М.: Просвещение, 1989. – 286 с.

Публикации по теме:

Мультипликация как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста «Мультипликация как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста» (представление опыта работы мультипликационной.

Сюжетно-ролевой танец как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возрастаСюжетно-ролевой танец как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста Движение под музыку - неотъемлемая часть пластической культуры человека, которая формируется с раннего детства. Оно воспитывает у ребенка.

Фотоотчёт «Бумагопластика как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»Фотоотчёт «Бумагопластика как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста» Здравствуйте, уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию фотоотчёт "Бумагопластика - как средство развития творческих способностей детей.

Консультация «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста» 1 слайдУважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию консультацию с презентацией на тему: "Нетрадиционные техники рисования как средство.

Лего как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста Аннотация. В данной статье описывается как происходит развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством Лего;.

Мастер-класс «Музыкальная игра как средство развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста» МБДОУ д/сад №6 «Ладушки» Мастер – класс для воспитателей на тему: «Музыкальная игра, как средство развития творческих способностей детей.

Нетрадиционная техника рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОПЫТА РАБОТЫ Нетрадиционная техника рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста..

Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей….

Пластилинография как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста Статья была напечатана в сборнике: Детский сад как среда развития ребенка в свете ФГОС. Под. ред. проф. Ю. С. Мануйлова. - Нижний новгород:.

Театрализованные игры как средство развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста Театрализованные игры как средство развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста Кириллова А. О., воспитатель;.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Здоровье, гигиена
  • Здоровье, гигиена
Автор публикации:
Театрализованные игры как средство развития творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 29 апреля 2018 в 17:47
+21Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 октября. Литературный праздник «День белых журавлей»

Белый журавль в преданиях многих народов является символом вечной жизни, её победы над смертью. Эта птица издавна представляется людям разных стран как посланник небес, как посредник между землёй и...

22 октября. День городецкой росписи на МААМ

Городецкая роспись – это цветы, орнаменты, узоры и сюжеты, в которых хочется разглядывать мельчайшую деталь. Теперь уже не узнать, кто первым придумал расписывать таким образом деревянные изделия, но идея...

Методические приемы в разучивании песни «Осень»
Методические приемы в разучивании песни " Осень", музыка И. Кишко, слова И Плакиды. Для детей младшего дошкольного возраста. Добрый день, уважаемые коллеги....
Детский мастер-класс по аппликации «Осеннее настроение» с детьми дошкольного возраста
Аппликация - эффективное занятие для развития мелкой моторики рук, пространственного воображения, аккуратности, ознакомления с окружающим миром и расширения...
Мастер-класс объемной аппликации «Цветок в горшке» с использованием пластилина,...
Уважаемые коллеги и дорогие друзья, доброе время суток! Предлагаю вам мастер-класс объемной аппликации "Цветочек в горшке" с использованием пластилина,...