Театрализованные игры как средство развития творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста

красноштанова ирина николаевна
Театрализованные игры как средство развития творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста

Творчество – постоянный спутник детского развития. Творческая деятельность ребёнка является первым основоплагающим этапом усвоения социокультурного опыта.

Театрализованная игра — это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, потому что напрямую связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало.

Наибольшая ценность театрализованной игры заключается в том, что этот вид деятельности содержит в себе элементы различных видов творчества. В качестве показателей развития детского творчества в театрализованной игре можно выделить:

-нахождение ребёнком выразительно-изобразительных средств для создания образа, т. е. актёрские умения (Н. А. Ветлугина);

-способность к интерпретации литературного опыта – режиссёрские умения ребёнка (Л. А. Парамонова);

-образная импровизация – оформительские умения в театральной игре.

Подготовленность к театрализованной игре можно определить как такой уровень общекультурного развития, на основе которого облегчается понимание художественного произведения, возникает эмоциональный отклик на него, а также происходит овладение художественными средствами передачи образа. Все эти показатели не складываются стихийно, а формируются в ходе воспитательно-образовательной работы. Основная цель педагогического руководства – будить воображение ребёнка, создавать условия для того, чтобы как можно больше изобретательности, инициативы, творчества проявили сами дети.

Организация педагогического руководства на этапе раннего и среднего дошкольного возрастаможет осуществляться по следующим направлениям:

-формирование представлений о театральном искусстве (знакомство с профессиями театра, театральный этикет);

- развитие вербальных и невербальных средств выразительности, овладение первоначальными навыками образной импровизации;

- развитие оформительских умений для создания в дальнейшем атрибутов и декораций.

1 Этап. Создание предметно-развивающей среды.

Предметная среда должна обеспечивать условия для творческой деятельности каждого ребёнка и должна быть ориентирована на зону ближайшего развития.

Театрализованная игра предполагает наличие ширмы, поэтому нами была изготовлена многофункциональная ширма, которая помогает детям играть кукольный театр, а также используется для оформления декораций.

Для обогащения театрализованного уголка разными видами театров совместно с родителями мы изготовили пальчиковый театр, есть у нас и перчаточные куклы, театр на фланелеграфе с плоскими фигурами, настольный театр с деревянными и бумажными фигурами персонажей, магнитный и теневой театр.

Для игр-драматизаций внесли отдельные элементы костюмов (шапочки, накидки, фартуки, хвостики, нагрудники, колпачки и т. д., определили место для «уголка ряженья».

Для изготовление декораций и атрибутов в уголок ручного труда мы внесли дополнительный материал: лоскутки ткани, пенопласт, поролон, ленточки, крупные пуговицы, различные вида бумаги (картон, цветная, белая бумага, калька, катушки, пластиковые бутылочки и банки, различный природный и бросовый материал (палочки от мороженного, косточки большого размера, камешки, ракушки и т. п.).

Для систематической работы с текстом литературных произведений в книжном уголке постоянно появляются новые книги с волшебными сказками, сказками о животных, репродукции известных художников-иллюстраторов (М. В. Васнецова, Е. М. Рачёва).

Для развития связной речи в группах представлены дидактические игры «Сказки (лото)», «Любимые герои», «Расскажи сказку».

2 Этап. Подготовительный.

Нами был разработан комплекс ситуативных бесед, игр и упражнений, который представляет собой систему творческих игр и этюдов, направленных на развитие творчества детей в театрализованных играх. Игры рассчитаны на активное участие ребёнка и характеризуются эмоциональной насыщенностью и стремлением достичь продуктивного результата.

Тема 1 «Здравствуй театр (формирование представлений о театре, о специфике театральных профессий):

- посещение детьми театрального представления (с родителями или выездного театра в детском саду, представления старших групп);

- беседа с детьми «Что я видел в театре;

- разыгрывание ситуаций «Я пришёл в театр»;

- ситуативные беседы по театральному этикету.

Тема 2 «Тайны сказок» (знакомство со сказками):

- чтение, рассказывание или слушание в записи, просмотр мультфильмов р. н. с. «Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка», «Теремок», «Колобок», «Три медведя», «Маша и медведь», «Волк и семеро козлят».

Тема 3 «Необычные превращения» (освоение вербальных и невербальных средств вырзительности):

- игры на развитие мимики («Остров плакс», «Сердитая змея», «Мимическая гимнастика») и пантомимики «Холодно-жарко», «Шла лиса», «Медвежья походка», «Скачут зайки по лужайке» и т. д. ;

- игры-импровизации с использованием музыкальных произведений «Осенние листочки», «Бабочки», «Птички», «Снежинки» (под музыку П. И. Чайковского «Времена года);

- игры на развитие интонационной выразительности,изменение тембра голоса: упражнение «Три медведя», интонационное прочтение стихов-диалогов по ролям «Кто пасётся на лугу?», «Кисонька-мурысонька», «Перчатки» и т. п. ;

- игры на развитие воображения: «Собираемся на бал», «Готовим угощение к празднику», «Неожиданная встреча».

Раздел 4 «Умелые ручки»

Цель этого этапа – развитиеизобразительных навыков в процессе различных видов продуктивной деятельности:

- рисование индивидуальное и коллективное (на темы сказок, театральной афиши, пригласительных билетов);

- лепка (волшебные предметы, герои сказок);

- конструирование (сказочные декорации: деревья, печка, теремок);

-аппликация (элементы оформления декораций).

3 Этап. Заключительный.

Театрализованная игра по Р. Н. С. «Теремок».

1) Беседа по сказке «Теремок»: вызвать эмоциональный отклик на сказку, интерес к героям сказки, подводить к пониманию содержания, формировать умение пересказывать наиболее понравившиеся эпизоды.

2)Подбор воспитателем сценария: текст в стихотворной форме С. Маршака (легче для запоминания и восприятия младшими дошкольниками).

3) Экскурсия в мини-музей «Русская изба»: знакомство детей с традиционным укладом русского дома (прялка, печь, чугуны, деревянная посуда и др.).

4) Драматизация сказки с использованием различных видов театра.

5) Конструирование из крупного ЛЕГО-конструктора «Лес» (конспект на основе Е. В. Фешина «Лего-конструирование в детском саду», с. 40): формировать умение передавать красоту пейзажа, поощрять творчество в воплощении замысла.

6) Изготовление афиши – аппликация «Цветочная поляна»: формировать умение работать коллективно.

7) Подбор музыкальных произведений, используемых для сопровождения игры.

Примерные сюжеты игры:

- «Покупаем билеты в театр», «Перед спектаклем», «Сказка начинается»;

- «Кто-кто в теремочке живёт?», «Вместе не тесно»;

- «Мы отстроим теремок, чтобы каждый жить в нём смог», «В тесноте, да не в обиде».

Полученные результаты позволяют говорить о том, что созданные педагогические условия способствовали совершенствованию у детей игровых умений, развитию творческой активности и инициативности в самостоятельной игре.

Литература:

1. Ветлугина Н. А. Художественный образ и детское творчество // Художественное творчество и ребенок: Монография / Под ред. Н. А. Ветлугиной. - М.: Педагогика, 1972. – 288 с.

2. Парамонова Л. А., Новоселова С. Л., Зворыгина Е. В. Игра и вопросы всестороннего воспитания // Игра дошкольника / Под ред. С. Л. Новоселовой. – М.: Просвещение, 1989. – 286 с.

Публикации по теме:

Мультипликация как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста «Мультипликация как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста» (представление опыта работы мультипликационной.

Сюжетно-ролевой танец как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возрастаСюжетно-ролевой танец как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста Движение под музыку - неотъемлемая часть пластической культуры человека, которая формируется с раннего детства. Оно воспитывает у ребенка.

Фотоотчёт «Бумагопластика как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»Фотоотчёт «Бумагопластика как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста» Здравствуйте, уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию фотоотчёт "Бумагопластика - как средство развития творческих способностей детей.

Консультация «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста» 1 слайдУважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию консультацию с презентацией на тему: "Нетрадиционные техники рисования как средство.

Лего как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста Аннотация. В данной статье описывается как происходит развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством Лего;.

Мастер-класс «Музыкальная игра как средство развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста» МБДОУ д/сад №6 «Ладушки» Мастер – класс для воспитателей на тему: «Музыкальная игра, как средство развития творческих способностей детей.

Нетрадиционная техника рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОПЫТА РАБОТЫ Нетрадиционная техника рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста..

Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей….

Пластилинография как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста Статья была напечатана в сборнике: Детский сад как среда развития ребенка в свете ФГОС. Под. ред. проф. Ю. С. Мануйлова. - Нижний новгород:.

Театрализованные игры как средство развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста Театрализованные игры как средство развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста Кириллова А. О., воспитатель;.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Найди отличия
  • Изучаем цвета
Автор публикации:
Театрализованные игры как средство развития творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 29 апреля 2018 в 17:47
+21Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 ноября. Всемирный день слонов

Могучим и сильным животным, обитающим в индийских лесах и африканской саванне, посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и заданий, чтобы вызвать у детей интерес...

30 ноября. Всемирный день домашних питомцев

Кошку человек приручил для того, чтобы она ловила мышей. Собаку – чтобы она охраняла дом и двор, помогала пасти скот и охотиться. Сейчас наши питомцы живут с нами «просто так», без выполнения «служебных...

Коллективная работа ко Дню Матери «С Днем мамочек» с детьми старшей группы...
Все дети считают, что их мамы самые лучшие на свете. И это правда: каждая мама по-настоящему лучшая, единственная и неповторимая. Мама — самое главное слово...
Фотоотчёт о неделе «Я расту здоровым»
Отчёт о неделе «Я расту здоровым» Ребята подготовительной группы «Подводная братва» всё лето ухаживали за овощными культурами в теплице и на огороде,...
Проект по теме: «Здоровые ножки — здоровый организм»
Вид проекта: физкультурно-оздоровительный Участники проекта: воспитанники старшей группы, родители Актуальность: Формирование здоровья детей,...