Елена Штабная
Театрализованные игры в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Театрализованные игры в детском саду
Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Несложно увидеть особенность театрализованных игр : они имеют готовый сюжет, а значит, деятельность ребёнка во многом предоставлена текстом произведения. Возникает вопрос: в чём же заключается творчество ребёнка в этих играх? Правомерно ли относить их к разряду творческих игр?
Публикация «Театрализованные игры в детском саду» размещена в разделах
Настоящая театрализованная игра представляет собой богатейшее поле для творчества детей. Здесь можно отметить прежде всего, что текст произведения для детей – только канва, в которую они вплетают новые сюжетные линии, вводят дополнительные роли, меняют концовка и т. д.
Творческое разыгрывание ролей в театрализованной игре значительно отличается от творчества в сюжетно-ролевой игре. В последней игре ребё нок свободен в передаче изображении особенностей ролевого поведения: мама может быть доброй, суровой, заботливой или равнодушной к членам семьи. В театрализованной игре образ героя, его основные черты, действия, переживания определены содержание произведения. Творчество ребёнка проявляется в правдивом изображении персонажа. Чтобы это осуществить, надо понять, каков персонаж, почему так поступает, представить себе его состояние, чувства, т. е. проникнуть в его внутренний мир. И сделать это следует в процессе слушания произведения. Надо сказать, что современный ребёнок, в жизнь которого рано и прочно входят аудиовизуальные средства информации, привыкает к облегчённому восприятию художественных произведений. Облегчённому, потому что ему преподносится готовый образ в отличии от образа, который складывается на основе представлений, работы воображения в процессе слушания книги. Поэтому, хотя психологи и уверяют, что любовь к актёрству, театрализованным играм присуща всем детям без исключения, эти игры (настоящие игры, а не инсценировки, которые показывают на детских утренниках) не столь распространены, как это должно быть, учитывая их особое влияние на развитие личности ребёнка.
Полноценное участие детей в игре требует особой подготовленности, которая проявляется в способности к эстетическому восприятию искусства художественного слова, умения вслушиваться в текст, улавливать интонации, особенности речевых оборотов.
В самой природе театрализованной игры заложены её связи с сюжетно-ролевой игрой: раз необходимы зрители, значит, надо соединить с игрой в театр. Такое соединение будет успешным при условии, что дети представляют себе, что такое театр, кто там служит, какие выполняет обязанности. Конечно, педагог может рассказать о театре, показать иллюстрации, однако впечатления детей вряд ли будут столь яркими, чтобы возникло желание играть в театр. Другое дело, если узнают театр «изнутри», побывав зрителями. В этом должны помочь родители, сводив своих детей в театр.
Соединение театрализованной игры (показ спектакля) с сюжетно-ролевой (игра в театр) даёт возможность объединить детей общей идеей, переживаниями, сплотить на основе интересной деятельности, позволяющей каждому ребёнку проявить свою активность, индивидуальность, творчество.
А. Н. Леонтьев относит игры-драматизации (так долгое время в дошкольной педагогике назывались театрализованные игры) к своеобразной «пред-эстетической деятельности» ребёнка. Оставаясь игрой они развивают творческие способности и представляют собой специфический вид художественной деятельности. Дети воспринимают игру как спектакль, доставляющий ребёнку много радости от переживания его содержания и особенно от собственного актёрства. Театрализованные игры дошкольников ещё нельзя назвать искусством в полном смысле этого слова, но они приближаются к нему. В театрализованных играх развиваются различные виды детского творчества : художественно-речевое, музыкально-игровое, танцевальное, сценическое, певческое. Особенно следует отметить роль театрализованных игр в приобщении детей к искусству: литературному, драматическому, театральному. При грамотном руководстве у детей формируются представления о работе артистов, режиссёра, театрального художника.
Есть много разновидностей театрализованных, отличающихся художественным оформлением, а главное спецификой детской театрализованной деятельности. В одних дети представляют спектакль сами, как артисты; (каждый ребёнок выполняет свою роль). В других дети действуют, как в режиссёрской игре (разыгрывают литературное произведение, героев которого изображают с помощью игрушек, озвучивая их роли. Аналогичны спектакли с использованием настольного театра с объёмными или плоскостными фигурками или так называемые стендовые театрализованные игры. Наиболее распространённым видом стендовых театрализованных игр является теневой театр.
Иногда дети выступают как настоящие артисты- кукловоды, в такой игре могут использоваться два рода игрушек-кукол с разным устройством и разной техникой вождения. В современных дошкольных учреждениях присутствуют разные виды кукольного театра : это и куклы бибабо, и куклы типа исконно русской театральной игрушки - петрушки (театр петрушек) у этих игрушек перчаточный принцип устройства: кукла, полая внутри, надевается на руку, существуют так же куклы марионетки, их водят по площадке, сцене дёргая за ниточки.
Среди условий, благоприятных для развития театрализованных игр, нужно назвать следующие:
- с раннего возраста учить детей вслушиваться в художественное слово, эмоционально откликаться на него;
- воспитывать у детей интерес к драматизации, театральной деятельности.
На интерес к театрализованным играм у детей среднего и старшего возраста влияют содержание произведения, включения их в ситуацию театра, подготовки спектакля, желание показать спектакль малышам, родителям. Укреплению интереса способствует участие в оформлении спектакля, в творческой работе по изготовлению театральных игрушек, сочинению инсценировок. И наконец, на протяжении всего дошкольного детства интерес поддерживает сознание успешности деятельности, поэтому важно подбирать каждому ребёнку тот участок работы, на котором он почувствует свой рост, получит удовлетворение;
- заботиться об оснащении театрализованных игр. Следует приобретать театральные игрушки, мастерить игрушки – самоделки, создавать фонд костюмов, обновлять декорации, атрибуты;
- уделять серьёзное внимание подбору литературных произведений для театрализованных игр.
Развитие театрализованных игр зависит от содержания и методики художественного воспитания детей в целом, а также от уровня образовательной работы в группе. Главный акцент в педагогическом руководстве театрализованными играми делается не на самом процессе игры, а на её подготовительном этапе. Много полезных рекомендаций о приёмах пед. руководства театрализованными играми содержится в работах известных педагогов таких как: Р. И. Жуковской, Н. С. Карпинской, Л. С. Фурминой. Чтобы разобраться в сути предлагаемых приёмах, следует иметь в виду те особенности, которые складываются при формальном отношении педагога к театрализованным играм. При таком отношении функция воспитателя сводятся к тому, чтобы предложить детям литературное произведение и обеспечить необходимыми атрибутами. В результате основное внимание ребёнка бывает сосредоточено на том, чтобы не пропустить свою реплику! Действия, движения детей однообразны, бедны, маловыразительны. Ребёнок не задумывается над тем, как произнести слова, как выполнить действие. Он не замечает, что на протяжении сказки, рассказа меняются поведения героя, его чувства. При формальном руководстве игры лишены творчества, а значит, их развивающее значение сводится к минимуму.
В основу руководства театрализованными играми следует положить работу над текстом литературного произведения. Р. И. Жуковская советовала педагогу преподносить детям тест произведения выразительно, художественно, а при повторном чтении вовлекать их в несложный анализ содержания, подводить к осознанию мотивов поступков персонажей.
Итак, основная цель педагогического руководства – будить воображение ребёнка, создавать условия для того, чтобы как можно больше изобретательности, творчества проявили сами дети.