Папки-передвижки

Театрально-игровая деятельность как средство воспитания и развития детей дошкольного возраста

Галина Гречишкина
Театрально-игровая деятельность как средство воспитания и развития детей дошкольного возраста

Игра - естественный для ребёнка вид деятельности, мотив её лежит в самой её сущности. Свободное от регламентации игровое действие позволяет ребёнку выразить самые фантастические желания, свои мечты, ему открывается широкий простор для проявления творчества, активности, смекалки.

Л. С. Выготский писал, что «. игра ребёнка не есть простое воспоминание о пережитом, но творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребёнка».

Публикация «Театрально-игровая деятельность как средство воспитания и развития детей дошкольного возраста» размещена в разделах

В дошкольном детстве ребенок осваивает разнообразные игры: сюжетные, режиссерские, народные, подвижные и прочие. Среди многообразия игр, особое место занимают театрализованные игры.

Театрализованная игра привлекает внимание многих исследователей (И. Г. Вечканова, Л. В. Артёмова, А. Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунская, О. В. Акулова). Как показывает анализ, существуют различия в понимании театрализованной игры. Так, И. Г. Вечканова даёт следующее понятие театрализованной игре : театрализованная игра - это деятельность, моделирующая социальные отношения, внешне подчинённые сюжету-сценарию в обозначенных временных и пространственных характеристиках; в этой деятельности принятие образа овеществлено (переодеванием или куклой) и выражается различными символическими средствами (мимикой и пантомимикой, графикой, речью, пением).[2, с. 6] О. В. Акулова определяет театрализованную игру как интегративный вид деятельности, способ самовыражения ребёнка, средство его эмоционального, социального и речевого развития. Л. В. Артёмова обозначает театрализованную игру как вид сюжетной игры, развитие которой происходит по заранее определённому сценарию, в основе которого заложен литературный сюжет. Персонажи литературных произведений становятся действующими лицами в театрализованной игре детей, а их приключения, дополненные детской фантазией, - сюжетом игры.

Театрально-игровая деятельность воплощает в себе черты игровой деятельности :

• Импровизированный, творческий, активный характер (поле творчества).

• Эмоциональная наполненность, состязательность, эффект включённости, удовольствие от процесса (эмоциональное поле).

• Фантазийность, мнимость ситуации (поле условности).

• Бескорыстность, непредсказуемость результата (поле свободы).

Театрализованные игры можно разделить на две основные группы: режиссёрские игры и игры-драматизации.

К режиссё рским играм относятся:

• настольный театр игрушек;

• настольный театр картинок;

• стенд-книжка;

• ковролинограф.

К играм-драматизациям относятся:

• игры с пальчиками, театр ложек;

• игры с куклами би-ба-бо;

• игры с куклами-марионетками;

• игры с большими напольными куклами.

Театрально-игровая деятельность является эффективным средством социально-эмоционального, речевого и художественно-эстетического развития дошкольников. Она имеет непосредственное отношение к двум видам деятельности - игровой и художественной, что определяет её «рубежный» характер (А. Н. Леонтьев). Связь с игровой деятельностью придаёт театрализованной игре характер импровизации.

Театрализованная игра детей старшего дошкольного возраста является интегративным видом деятельности, способом самовыражения ребенка, средством его эмоционального, социального и речевого развития. [1, с. 114]

К театрально-игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста относятся очень разные по сложности, развё рнутости и направленности виды детского художественно-игрового опыта:

-игра-имитация образов животных, людей, литературных персонажей;

-ролевой диалог на основе фрагмента текста;

-игра-импровизация с разыгрыванием сюжета или контаминация нескольких сюжетов без предварительной подготовки;

-инсценирование крупного отрывка произведения;

-драматизация всего текста;

-постановка целостного спектакля по одному или нескольким произведениям.

При этом ребенок может либо принимать роль на себя, являясь «артистом», либо действовать фигурками театральных игрушек, организуя деятельность как «режиссер». [1, с. 114]

О. В. Акулова подчеркивает, что развитие театрально-игровой деятельности состоит в постепенном переходе ребё нка:

• от игры по одному литературному или фольклорному тексту - к игре- контаминации, подразумевающей свободное построение ребёнком сюжета, в котором литературная основа сочетается со свободной интерпретацией её ребёнком, соединяются несколько произведений (коллаж);

• от игры, где передаются некоторые особенности персонажа - к игре, в которой создаётся целостный и «живой» образ героя с помощью комплекса вербальных и невербальных средств выразительности;

• от игры, в которой центром является «артист», - к игре, в которой представлен комплекс позиций: «артист», «режиссёр», «сценарист», «оформитель», «костюмер», но при этом предпочтения каждого ребёнка связаны с какими-либо из них, в зависимости от индивидуальных способностей и интересов. [3, с. 191]

Театрально-игровая деятельность протекает чаще всего как совместная деятельность детей. Дети объединяются на основе интереса к литературному произведению, желании эмоционально ярко передать образы литературных героев, внести творческое дополнение, творчески подойти к развитию сюжета и представить новые линии развития сюжета и литературных событий. Нередко объединяют несколько литературных произведений в единый сюжет. Как показывают многие исследования (М. И. Лисина, Е. О. Смирнова, С. А. Козлова, Т. И. Бабаева, Т. А. Березина, Т. А. Репина) у старших дошкольников значительно активнее и настойчивее, чем на предыдущих ступенях, проявляется стремление к содержательному и разнообразному общению и взаимодействию со сверстниками в разных видах деятельности.

В целом, содержание и организация театрально-игровой деятельности требует от детей проявления разнообразных контактов и взаимодействия на уровне игрового замысла, выбора темы игры, организации игрового пространства, распределения ролей и творческого воплощения замысла. Можно сказать, что театрализованные игры являются "школой социального взаимодействия" (О. В. Акулова, Т. И. Бабаева, Т. А. Березина, О. В. Солнцева). В совместной театрализованной игре обогащается опыт сотрудничества детей со сверстниками в соответствии возрастными особенностями и возможностями дошкольников.

Библиография

1. Акулова О. В., Солнцева О. В. Образовательная область «Социализация. Игра». Как работать по программе «Детство» : Учебно-методическое пособие. - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013. - 176с.

2. Баряева Л. Б., Вечканова И. Г., Загребаева Е. В., Зарин А. П. Театрализованные игры - занятия с детьми с проблемами в интеллектуальном развитии. - СПб. : Союз, 2001 учреждений. - М. : ТЦ «Сфера», 2001. - 128с.

3. Методические советы к программе «Детство» - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006. - 304с.

Публикации по теме:

Семинар-практикум «Игровая деятельность как средство развития детей дошкольного возраста» (оформление документации) Приказ 03.12.2015г. г. Троицк № О проведении семинара - практикума «Игровая деятельность, как средство развития.

Доклад «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста» Особая роль в решении задач, связанных с воспитанием и развитием ребенка-дошкольника, принадлежит театрализованной деятельности. Анализ.

Игровая деятельность как средство развития общения детей старшего дошкольного возраста Основные положения Психическое развитие ребенка начинается с общения. Это первый вид социальной активности, который возникает в онтогенезе.

Консультация для родителей «Игровая деятельность детей дошкольного возраста с задержкой психического развития» Значение игры для всестороннего развития личности ребенка Игра – один из видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях.

Изобразительная деятельность, как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возрастаИзобразительная деятельность, как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста Разрешите представить Вашему вниманию презентацию моего опыта работы по теме "Изобразительная деятельность, как средство развития мелкой.

Программа самообразования на тему «Игровая деятельность как средство развития коммуникативных способностей у дошкольников» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеобразовательного вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Театрализованная деятельность как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста Театрализованная деятельность как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста. Автор: Смертина Светлана Мартемьяновна.

Консультация «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста» Современная педагогика из дидактической постепенно становится развивающей. Под этим подразумевается развитие личности каждого ребенка, его.

Театрализованная деятельность как средство экологического воспитания детей раннего возраста. Формирование предпосылок экологического сознания детей раннего возраста в различных видах деятельность стало традиционным для нашего детского.

Консультация «Театрально-игровая деятельность как средство формирования эмоциональной отзывчивости у детей 6–7 лет» Сегодня дошкольное образование особое внимание обращает на развитие эмоциональной сферы ребенка. Это нашло отражение в государственных стандартах.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Театрально-игровая деятельность как средство воспитания и развития детей дошкольного возраста
Опубликовано: 27 марта 2016 в 12:03
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД