Театрально-игровые технологии как средство развития эмоциональной сферы ребенка

Александра Реброва
Театрально-игровые технологии как средство развития эмоциональной сферы ребенка

В дошкольном возрасте дети все еще остаются непосредственными, импульсивными и управлять своими эмоциями и переживаниями в полной мере они еще не могут, потому подвержены переменам настроения, способны переживать целую гамму чувств и волнений за необычайно короткий промежуток времени.

Проблема развития эмоций, их роли, как регуляторов действий и поведения человека, является одной из наиболее важных и сложных проблем психологии и педагогики, поскольку дает представление не только об общих закономерностях развития психики и ее отдельных сторон, но и об особенностях становления и формирования личности.

Примером эффективной деятельности в этом направлении стало решение задач по развитию эмоционально- волевой сферы старших дошкольников средствами театрально-игровых технологий.

Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятия зажатости обучения, чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительству посредством театрализованной деятельности.

Изучив методические пособия:

-«Театр - Творчество - Дети» (Сорокина Н. Ф.,

-«Театрализованная деятельность в детском саду» (Антипина Е. А.,

-«Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников» (Чурилова Э. Г.,

-«Театрализованные занятия в детском саду» (Маханева М. Д., наметила пути решения через организацию театрализованной деятельности.

Цель работы: показать значимость театрально-игровой деятельности в развитии эмоциональной сферы дошкольников.

Цель реализую через следующие задачи:

1. Развивать творческую активность во всех доступных детям видах театральной деятельности;

2. Развивать эмпатию, передавая заданное эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства;

3. Учить детей управлять своим эмоциональным состоянием.

Исследования по данной теме определили необходимость разработки цикла игр, направленных на развитиекоммуникативных способностей: игры и упражнения на развития умения сотрудничать, активно слушать и говорить самому.

В процессе реализации поставленных задач учитывалась психолого-педагогическая значимость театрализованных игр, в ходе которых дети учились выражать эмоции и адекватно их воспроизводить в момент перевоплощения в животных или сказочных героев. У них появляется возможность формирования определенных действий для выражения эмоций интереса, радости, удивления, горя, страха, гнева, стыда, вины.

Организованные театрализованные занятия проходят в рамках программы кружковой работы «Страна Театралия».

Театрально-игровые технологии как средство развития эмоциональной сферы ребенка

Театрализованные занятия строятся на основе развивающих методик и представляют собой систему творческих игр и этюдов. Содержание театрализованныхзанятий включают в себя:

• просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;

• игры-драматизации;

• разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;

• упражнения по формированию выразительности исполнения;

• упражнения по социально-эмоциональному развитию детей.

Занятие начинается со знакомства детей с театром. У детей формируются представления о театре, как о виде искусства, дети знакомятся с театральными профессиями (режиссера, сценариста, гримера, костюмера и т. д.). Сопровождают детей веселые персонажи дядя Кузя и Чевостик, которые приглашают попутешествовать с ними по «Стране Театралии».

На занятиях были использованы различные этюды на развитие эмоциональной сферы, которые вырабатывают у детей способность понимать эмоциональное состояние другого человека, умение адекватно выразить своё эмпатийное отношение к сверстникам.

Для снятия мышечного напряжения и раскрепощения детей предлагаю упражнения, способствующие воспитанию уверенности в себе, умению расслабиться, раскрепоститься.

Знакомство детей с пиктограммами, учат различать и передавать различные эмоции (радость, огорчения, страх, злость, обиду, удивление, различать мимику,жесты и интонацию произнося фразы: грустно, радостно, сердито, удивлённо, строили диалоги, самостоятельно выбрав себе партнёра.

Помогают в этом виде деятельности наглядно-дидактические пособия «Эмоции» для ознакомления с окружающим миром, «Театр настроения», «Наши чувства и эмоции» для ознакомления с эмоциональным миром людей.

Использование вида театра: театр- свиток по сказке «Теремок» способствовало совершенствованию художественно-образных выразительных умений. Дошкольники передавали характер выбранного персонажа, его эмоциональное состояния с помощью творческого воображения, инициативы и фантазии. Творчество, умение придумывать, создавать новое наилучшим образом формирует личность ребенка, развивает его самостоятельность и познавательный интерес.

Часть наших путешествий по «Стране Театралии» мы проводим, используя интерактивную доску, где детишки умело представляют свои знания в области театральной деятельности. Например, отправить предмет в свою сказку, найти героя сказки и т. д. Воспитанники проявляют к данной деятельности большой интерес, что способствует активному, познавательному и обучающемуся развитию.

Театрализованную деятельность относят к одному из видов арт-терапии – терапии искусством. Одним из решения задач по развитию эмоционально волевой сферы средствами музыкально-театрализованной деятельности является песочная игротерапия.

Во взаимосвязи рисования песком с музыкой происходит восприятие музыкальных образов в результате определенной творческой деятельности слушателя, поскольку включает его музыкально-слуховой и жизненный опыт. У них формируются навык слушания музыки, умение рассуждать о ней, давая эмоциональную оценку ее содержанию и перекладывая свои чувства, ощущения радости или грусти через творчество – рисования на песке.

Выстраивая систему работы по театрализованной деятельности, я старалась включить те методы и приемы, которые бы стимулировали детей на творчество, носили бы инновационный характер.

Подводя итоги, нельзя не отметить эмоциональный подъем у детей, почти полное исключение скованности и страха в общении или в выражении собственного мнения, проявлении самостоятельности в выборе ролей.

Благодаря театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя. Наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка в детском коллективе и общении с взрослыми.

Использование театрализованной деятельности в целях формирования эмоциональной сферы ребенкастановится возможным при выполнении следующих условий:

• единства социально-эмоционального и когнитивного развития;

• насыщении этой деятельности интересным и эмоционально-значимым для детей содержанием;

• постепенности и последовательности ознакомления с разнообразными вербальными и невербальными средствами выразительности;

• совместного участия в данном процессе детей и взрослых.

Анализ эмоционального развития дошкольников в процессе театрализованной игры,позволяет сделать следующие выводы:

театрализованная игра является для дошкольников формой организации жизни и имеет определяющее значение в его психическом развитии;

театрализованные игры развивают эмоциональную сферу ребенка, за-ставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события;

театрализованная игра важнейшее средство развития у детей эмпатии, т. е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия;

театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.).

Самым эффективным результатом творческих способностей дошкольников является участие воспитанников на утренниках и театрализованных постановках: совершенствуется их сценическая речь, с наслаждением и интересом играют новые роли, чувствуют образ героя, не боятся сцены и зрителей, раскрепощенно и непринужденно показывают спектакль. У детей развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобразительность, способность к импровизации.

Свое представление хочется закончить словами В. А.Сухомлинского:

«В каждом ребенке дремлет птица, которую нужно разбудить для полета. Творчество - вот имя этой волшебной птицы!»

Публикации по теме:

Игровые технологии как средство обучения грамоте Игровые технологии как средство обучения грамоте. Игра помогает организовать деятельность ребёнка, обогащает его новыми сведениями, активизирует.

Игровые технологии как средство развития любознательности и познавательной мотивации в природе Воспитатель ГБДОУ детский сад №102 г. Санкт-Петербург Горелова Надежда Николаевна Статья на тему:"Игровые технологии как средство развития.

Игровые упражнения как средство развития двигательной активности детей дошкольного возраста Двигательная активность – это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития.

Консультация «Игровые технологии как средство адаптации ребенка к условиям доо» Муниципальное автономное дошкольное образовательно учреждение «Детский сад №104 общеразвивающего вида» г. Сыктывкара МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА.

Мини — музей как средство развития познавательной сферы дошкольников В Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования определены условия необходимые для развития познавательной.

Организация театрально-игровой деятельности детей раннего возраста как средство развития эмоциональной сферы детей Актуальность: Признание современным обществом уникальности и самоценности детства, демографическая политика государства предполагает обновление.

Рекомендации по развитию эмоциональной сферы ребенка Эмоциональное развитие является одним из магистральных направлений развития личности. Детские эмоции характеризуются импульсивностью и лишь.

Театрализованная деятельность как средство развития эмоциональной сферы у детей 1,5–3 летТеатрализованная деятельность как средство развития эмоциональной сферы у детей 1,5–3 лет Младший дошкольный возраст - наиболее бла­гоприятный период всестороннего развития ­ребенка. В 2-3 года у детей активно разви­ваются все.

Игры-эстафеты как средство физического развития ребенка формирование его эмоциональной сферы ДЕНЬ ЗДОРОВЬЯ В МАДОУ Мечта Группа «Логовичок» Игры-эстафеты для детей 5лет. Подгготовила: воспитатель Иванова А. В. Тема: «Игры-эстафеты.

Библиотека изображений:
  • Цифры
  • Цифры
  • Космос
Автор публикации:
Театрально-игровые технологии как средство развития эмоциональной сферы ребенка
Опубликовано: 11 января 2018 в 18:47
+57Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 21.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 января. Праздник аквариумных рыбок на МААМ

Очередной тематический день посвящен одному из видов домашних питомцев — аквариумным рыбкам. Воспользуйтесь нашей подборкой интересных игр и занятий, чтобы вызвать у детей интерес к аквариумистике и...

16 января. День зимних деревьев на МААМ

За зиму деревья многократно преображаются, становясь необыкновенными и прекрасными. Укрытые снегом или инеем, в этом зимнем наряде они становятся похожими на заколдованную страну Снежной королевы. И это...

Логопедическое пособие для автоматизации звука [Л] «Новогодний крутящийся шар»
Предлагаю вашему вниманию пособие, которое я изготовила для работы по автоматизации [Л] в словах и предложениях. С помощью крутящегося шара можно провести...
В судоку играем — логику развиваем!
Игра своими руками на основе картинок из библиотеки МААМ. История создания судоку. Основу данной игры придумал знаменитый швейцарский математик...
Фотоотчет о развлечении в старшей группе «Святочные колядки»
Пришла коляда, Отворяйте ворота! Ворота отворяй И гостей принимай! Святки, или как их еще называют, Святые вечера – это зимний праздник, который...