Получи документы

Театральные игры и особенности использования их в НОД детей дошкольного возраста.

Ирина Битюкова
Театральные игры и особенности использования их в НОД детей дошкольного возраста.

Главное предназначение театра, по мнению Л. В. Царенко, состоит в том, что он помогает человеку понять себя и других, дает возможность посмотреть на жизнь со стороны и, в то же время заглянуть в глубь её.

На современном этапе многие педагоги использую элементы театрального искусства в своей работе.

Театральное искусство оказывает огромное влияние на сознание, чувства, вкусы, поступки людей. Как показывают исследования В. М. Букатова, А. П. Ершова, Ю. Калчеева и других использование элементов театрализации в процессе обучения и воспитания детей становится все более заметным, являясь одним из перспективных направлений педагогической мысли.

Публикация «Театральные игры и особенности использования их в НОД детей дошкольного возраста,» размещена в разделах

Образовательная область. Наименование игры Цель игры Содержание игры

1. Познавательное развитие.

«Белочка и грибы» Закрепление ЗУН правильного и быстрого выполнения действия с числами первого десятка; развивать воображение; фантазию. Вводная беседа: «Воспитатель рассказывает детям о том, что белочка делает запасы грибов. В одном дупле белочка не хранит свои запасы, а раскладывает в 2 дупла. Каждый день белочка сушила по 3 гриба и раскладывала их в 2 дупла. Сколько грибов в каждое дупло может положить белочка?»

Дети мы должны изобразить дерево и белочку.

Подумайте, кто будет изображать дерево? Кто изобразит белочку? Какая она?

Как белочка может разложить грибы в первый день? Как во второй? и т. д.

В процессе игры дети меняются ролями. Когда все варианты исчерпаны состава числа 3, на доске записывается примеры разложение числа 3 на числа. Аналогично игра проводится с числами 4, 5, 6 и т. д.

2. Познавательное развитие.

«Расти, расти урожай». Закрепление навыка устного счета в пределах первого десятка; развивать фантазию, воображение, умение строить мысленные образы. Воспитатель приглашает детей в центр группового помещения. Где стоят корзинки с овощами.

-Где растут овощи?

- Какие овощи вы знаете?

«В огороде мы гуляли

И овощи собирали».

-Загляните в корзины. Подойдите к той корзинке, в которой лежит 4 овоща. 5 овощей. 1 овощ.

- Дети мы должны изобразить маленький кабачок, затем показать, как он рос и становился всё больше и больше.

3. Познавательное развитие.

«Чудесные превращения» Совершенствование умения различать геометрические фигуры.

Развивать мыслительную и речевую деятельность,

оригинальность, гибкость, беглость мышления, умение строить мысленные образы. Педагог приглашает детей к магнитной доске, на которой закреплены изображения диких животных (домашних животных, составленных из геометрических фигур. Дети рассматривают их и называют, считают геометрические фигуры.

Воспитатель предлагает детям «превратиться» в лисичек, мышек, мишек и показать их.

4. Речевое развитие.

«В зоопарке» Закрепление звукового анализа слов, работы со схемами; развитие творческого мышления, ассоциативности, выразительной пластики, умение управлять своим телом. Учащимся предлагается изобразить любое животное, которое они встречали в зоопарке. Учитель: «Сейчас каждый из вас задумает в какое животное он хочет превратится и покажет в виде пантомимы. А мы будем угадывать кто это. Когда угадаем изображенное животное, напечатаем схему этого слова на доске».

5. Речевое развитие. «Придумай кличку» Игра проводится при изучении темы «Имена собственные». Развивать умение управлять своим телом; воображение и фантазию. Детям предлагается придумать свои клички животных, отображая их внешний вид, повадки: коза Бодуля, петух Крикун, собака Лаюшка и т. д.

6 Речевое развитие. «Пары слов» Систематизировать знания детей по любой теме урока; развивать воображение, фантазию, творческое мышление. Игра проводится в парах. Пара загадывает слова по определенной теме урока. Например: первый ребенок загадывает сущ. ж. р. второй сущ. м. р. Затем ученики показывают задуманные слова, а все остальные дети угадывают задуманные слова и определяют правильность выбора.

7. Художественно-эстетическое развитие. «Кто на чем играет?» Расширение представлений о музыкальных инструментах; развитие пластики, мимическая и пантомимическая выразительность. Дети с помощью мимики, эмоций, действий изображают игру на любом музыкальном инструменте.

8. Художественно-эстетическое развитие. «Краски» Закрепление знания о цветах, развитие умения выражать свое настроение, чувства с помощью мимики. Воспитатель объясняет, что настроение может соответствовать определенному цвету: красный – восторг;

оранжевый – радость,

желтый – светлое, приятное настроение;

синий - грусть

фиолетовый – тревога;

черный – уныние.

Все дети – краски, им перелагается с помощью мимики изобразить заданный или выбранный цвет. Остальные угадывают, какую краску изображает ребенок.

9. Социально – коммуникативное развитие. «Кто, что ест и пьет?» Знакомство детей со значение витаминов в жизни человека; развитие умения владеть эмоциями, передавать действия с воображаемым предметом. Дети получают карточки с заданиями: «Чай с лимоном», «Кислый сок», «Горячее молоко», «Яблоко, «Лук» и т. д. Дети должны по очереди с помощью эмоций, мимики, действий изобразить процесс употребления предложенного продукта.

10. Социально – коммуникативное развитие. «Животные во дворе» Знакомство детей с отличительными признаками домашних животных; развитие воображения, пластики тела. Каждый ученик получает карточку, где нарисовано, какое домашнее животное (домашнюю птицу)он должен изобразить, а остальные угадывают какое это животное и определяют его характер. Слова: надменный индюк, трусливый кролик, рассерженный петух, злая собака и т. д.

11. Социально – коммуникативное развитие. «Я – цветок» Знакомство со стадиями развития растений; развитие умения управлять своим телом, воображения, творческого мышления. Дети предлагается по очереди изобразить стадии развития заданного цветка: рождение, рост, цветение, отмирание. Остальные угадывают.

12. Социально – коммуникативное развитие. «Четвертый лишний» Систематизировать знание детей о предметах находящихся в квартире, развитие фантазии, воображения, пластики тела. Учитель прикрепляет на доску рисунки с изображением предметов. Дети должны найти лишний предмет и изобразить его жестами, мимикой, действиями:

а) тарелка, ложка, чашка, цветок;

б) стол, стул, кровать, телефон;

в) чайник, утюг, телевизор, магнитофон.

В театральной игре ребенок проигрывает определенные действия с вымышленными предметами в выбранных им обстоятельствах, реально переживающих свои чувства. В театральной игре ребенок играет себя, поэтому в ней происходит осмысления ребенка своих действий и поступков, получает опыт вполне реальных действий. Справедливо указание Л. С. Выготского, что театральные игры очень близки ребенку, так как они основаны на действии, совершаемом самим ребенком, и непосредственно связывают художественное творчество и личные переживания [В. В. Горбенко Театрализованная игра – способ социализации младшего школьника. ].

Театральная деятельность – излюбленный вид занятия, как для малышей, начиная с двух лет, так и для детей старшего дошкольного возраста. В НОД с использованием театральных игр ребенок может наиболее полно выразить себя, свои чувства, переживания. А. Л. Леонтьев относит театральные игры к своеобразной «предэстетической деятельности» детей. Оставаясь игрой, они развивают творческие способности и представляют собой специфический вид художественной деятельности.

В детский сад все чаще приходят дети психически неготовые к детскому саду: застенчивые, пугливые, впечатлительные и эмоционально чувствительные. Эти дети трудно и долго адаптируются к условиям детского сада. Одна из причин – это боязнь новых людей и ситуаций в детском саду приводит тому, что ребенок становится более возбудимым, ранимым, обидчивым, плаксивым, он чаще болеет, т. к. стресс истощает защитные силы организма.

Самый короткий путь в преодолении этих трудностей лежит через игру, фантазирование, проигрывание тех, или иных ситуаций. Все это содержится в театральной игре.

Театральная игра предполагает коллективное творчество, следовательно, дети постоянно взаимодействуют друг с другом, а это в свою очередь требует проявления личных качеств: терпение, сдержанности, организованности, самообладания.

Тематика и содержание театральных игр имеет нравственную направленность. Такие качества, как дружба, честность, смелость, отзывчивость, взаимопонимание пронизывают художественное произведение. Перевоплощаясь в понравившийся образ, ребенок принимает и осваивает свойственные этому образу черты. Таким образом, театральные игры оказывают большое влияние на формирование нравственного образа дошкольника.

Театральные игры позволяют решать многие задачи при усвоении учебной программы: от ознакомления с окружающим миром, математических представлений, до физического совершенствования. Образное, яркое изображение явлений природы знакомит детей с окружающим миром, а умело, поставленные вопросы, побуждают их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связанное развитие речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственными высказываниями незаметно активизируется и обогащается словарь детей, совершенствуется звуковая сторона речи, улучшается диалогическая речь, её грамматический строй.

Таким образом, большое и разностороннее внимание театральных игр на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, но не навязчивое педагогическое средство в обучении и воспитании детей, при этом сами дети испытывают радость, удовольствие от самой игры. Использование театральных игр в НОД способствует :

ускорению адаптации ребенка к учебному процессу;

развитию воображения, речи памяти, внимания;

развитию коммуникативных способностей детей;

воспитанию личностных качеств: терпение, самообладание;

повышению познавательных интересов.

Л. В. Артемова выделяла следующие требования по использованию театральных игр :

постоянное включение театральных игр во все формы организации педагогического процесса;

содержательность и разнообразие тематики игр;

максимальная активность детей на всех этапах подготовки проведения игр;

сотрудничество детей друг с другом и с взрослыми на всех этапах организации театральной игры [Л. В. Артемова Театрализованные игры дошкольников. М. – Просвещение 1991г. ].

Таким образом, театральная игра является особым инструментом, воспитывающим культуру чувств, переживаний, дающей опыт эмоционально-оценочного отношения к миру. Она помогает развивать качества личности: способность к обобщению, воображению. Театральная игра дает возможность воссоздать отношения людей, учит ребёнка слушать и чувствовать другого человека, помогает ему реализовать потребность в игре, движении, общении, активизирует познавательный интерес к окружающему миру. Все это приводит к развитию ребенка как личности.

Публикации по теме:

Формирование активного словаря у детей старшего дошкольного возраста посредством использования фольклора Тема: «Формирование активного словаря у детей старшего дошкольного возраста посредством использования фольклора» Актуальность темы: За.

Особенности использования народной педагогики в гендерном воспитании в процессе социализации детей в условиях ДОУ Примерное комплексно-тематическое планирование Тема. Развернутое содержание работы. Кто в тереме живет. Сентябрь. Знакомить детей с.

«Возможности использования лоскутной техники в формировании практических навыков у детей дошкольного возраста» Характер моей работы носит опытно-практический. А тему я выбрала для работы с детьми-это лоскутная техника. Я считаю что лоскутная техника.

Авторские театральные куклы в работе с детьми младшего дошкольного возрастаАвторские театральные куклы в работе с детьми младшего дошкольного возраста В театральной деятельности раскрывается творческий потенциал, индивидуальность ребенка, формируются позитивные черты характера, закладываются.

Формирование речевого творчества у детей старшего дошкольного возраста посредством использования технологии ТРИЗ и РТВ Для детей дошкольного возраста большое значение имеет формирование и развитие монологической речи как важнейшего условия полноценного усвоения.

Консультация для воспитателей «Особенности использования дидактических игр в группах детей младшего возраста» Используя в своей педагогической деятельности дидактические игры, необходимо помнить, что они успешно могут использоваться и как форма обучения,.

Методика использования народной сказки в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста При работе со сказкой были выделены следующие этапы: - знакомство детей с народной сказкой – чтение, рассказывание, беседы по содержанию.

Особенности использования ИКТ в различных видах музыкальной деятельности детей дошкольного возраста Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предусматривает такие компетенции современного педагога, как.

НОД по ФЭМП у детей старшего дошкольного возраста на основе использования современных образовательных технологий Тема: Ориентировка в пространстве и на листе бумаги. Форма организации: групповая; подгрупповая; индивидуальная; парная. Цель: выявление.

Обогащение словаря детей младшего дошкольного возраста путем использования малых форм фольклора Доклад «Обогащение словаря детей младшего дошкольного возраста путем использования малых фольклорных форм». Актуальность. Основная цель.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Театральные игры и особенности использования их в НОД детей дошкольного возраста.
Опубликовано: 27 сентября 2015 в 16:48
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД