Техники изотерапии в коррекции речевых отклонений

Юлия Щербинина
Техники изотерапии в коррекции речевых отклонений

Техники изотерапии в коррекции речевых отклонений

Аннотация: речь - одно из основных направлений развития ребенка. Богатая и хорошо развитая речь служит средством полноценного общения и развития личности. Лексика, как важнейшая часть языковой системы, имеет большое значение для полноценного общения и развития личности ребенка. Однако у детей всё чаще возникают речевые отклонения разного происхождения. На современном этапе развития специальной педагоги существует большое количество разнообразных методов и методик коррекции отклонений развития речи. Одним из них является изотерапия.

Ключевые слова: арт-терапия, изотерапия, речевые отклонения.

ART THERAPY TECHNIQUES IN CORRECTION OF VERBAL DEVIATIONS

Shcherbinina J.1

1Shcherbinina Julia – undergraduate,

PSYCHOLOGY AND PEDAGOGICS DEPARTMENT

RUSSIAN NEW UNIVERSITY, MOSKOW

Abstract: speech is one of the most important directions of the child's development. Comprehensive and well-developed speech serves as a mean of free communication and personal development. Vocabulary, as the most important part of the language system, is of a great importance for development of the child's personality and communicational freedom. However, children suffer from the occurrence of verbal deviations of different origin more and more often. At the present stage of development of special education there is a large number of various methods and techniques for correcting deviations in the speech development. Among them is painting as a part of art therapy.

Keywords: art therapy, painting, speech disorders, verbal deviations.

УДК 376.37

Развитие словаря детей в отечественной методике имеет богатые традиции. Основы методики развития активного словаря дошкольников определены в работах А. М. Леушиной, Е. И. Тихеевой, Л. П. Федоренко, Л. Н. Ефименкова, М. М. Алексеева, В. И. Яшина и др.

Проблемы содержания и методов развития словаря детей в детском саду плодотворно разрабатывались А. М. Бородич, Н. Ф. Виноградовой, Т. А. Ладыженской, Г. М. Ляминой, О. С. Ушаковой и др.

Однако в дошкольном возрасте можно определить уровень развития речи, упущения в ней и недостатки. Коррекция речевых нарушений - один из наиболее сложных видов комплексной помощи детям, включающей в себя медицинскую, психологическую и педагогическую поддержку. Таким образом, мы видим необходимость в поиске новых подходов и методов коррекционной работы с речевыми нарушениями у детей дошкольного возраста. [1]

Одним из таких подходов является арт-терапия. Все чаще в современной педагогике и психологии арт-терапия используется как способ всестороннего развития личности ребенка.

В современных исследованиях отражается использования разных видов арт-терапии в коррекционной педагогике и лечении. Об этом свидетельствуют исследования в области музыкотерапии (Л. С. Брусиловский, И. М. Гринева, вокалотерапии (С. В. Шушарджан, изотерапии (А. И. Захаров, А. М. Миллер, Ю. Б. Некрасова, Е. Ю. Рау, имаготерапии (И. Е. Вольперт, Н. С. Говоров). [2]

При достаточно большом объеме научных исследований по вопросам использовании изотерапии в коррекции нарушений разного рода, проблема использования искусства, как метода коррекции непосредственно речевых нарушений в настоящее время представлена в не большом объеме.

Арт-терапия – метод психотерапии, использующий творческую активность клиента для решения его психологических проблем. В арт-терапии широко применяется рисование, лепка, музыка, фотография, кино, литературное творчество, актерское мастерство. С помощью методов арт-терапии успешно разрешаются внутри- и межличностные конфликты, кризисные состояния, проводится работа с травмами, потерями, тревогами, а также развивается креативность, повышается целостность личности. Арт-терапия также помогает обнаружению личностных смыслов через творчество.

Изначально арт-терапия применялась в коррекционной работе с больными, которые имели ярко выраженные эмоциональные нарушения. Но со временем границы применения арт-терапии значительно расширились. Применение арт-терапии помогает дать выход эмоциям и скрытым внутренним тревогам, переживаниям и конфликтам, повышает самооценку и коммуникабельность, учит принимать решения и взаимодействовать с окружающими людьми.

Однако ценность непосредственно изобразительного искусства в коррекции речевых отклонений до сих пор не была достаточно ярко определена. Данный вид терапии называется изотерапией.

Изотерапия – направление терапии изобразительным искусством, чаще всего рисованием. Изотерапия является средством вывода внутренних конфликтов вовне, способствует осознанию собственных переживаний и чувств, содействует развитию творческих способностей. Зачастую изотерапия практикуется при психокоррекции невротических и психосоматических нарушений, трудностях в социальной адаптации и коммуникации, решении внутрисемейных конфликтов. Использование изотерапии при работе с детьми во многих аспектах дает существенных результаты: создание комфортных условий для развития коммуникации замкнутых детей, обеспечение сглаживания в сторону социально приемлемых форм эмоциональных реакции детей с агрессивными проявлениями, помощь ребенку в осознании внутренних переживаний, развитие у ребенка уверенности, произвольности и саморегуляции.

В современной изотерапии существует множество различных средств и техник для коррекционной работы с детьми дошкольного возраста. Нами были отобраны техники наиболее подходящие для коррекции речевых отклонений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Рассмотрим некоторые из них:

Техника «Марания» Отталкиваясь от значения слова «марать» (пачкать, грязнить) терапевтическим действием данной техники является спонтанное рисование. Дети дошкольного возраста выполняют работы в абстрактной манере схожие с рисунками доизобразительного периода. Особенностью техники «марания» является отсутствие сюжета и структуры изображения. Однако при этом наблюдаются разнообразные сочетания абстрактных форм и цветовых пятен.

В качестве способов создания рисунков могут выступать: ритмичные движения рук, спонтанные мазки и штрихи, разбрызгивание и размывание красок, смешивание цветов путем нанесения новых слоев краски.

В коррекционной работе рекомендуется использовать в качестве материалов гуашевые и акварельные краски. Изображения такими красками являются более насыщенными и четче передают яркость эмоций. Непосредственный процесс коррекционной работы в технике «марания» зачастую имеет вид тотального хаоса и деструкции. Таким образом, игровое наполнение данной работы позволяет ребенку раскрепоститься и без опасений реализовать свои деструктивные желания. Яркость красок мотивирует ребенка свободно выражать эмоции и переживания. Будучи полностью вовлеченным в процесс рисования ребенок через многократное повторение названий свойств, предметов и действий с ними постепенно вводит новые слова в активный словарь.

Применяя технологию «марания» и используя гуашевые краски коррекционное занятие можно превратить привлекательную для детей игру: спрятать от пиратов вход в пещеру с сокровищами замазав его красками, с помощью линий создать суперсовременный город. Используя пятна нарисовать несуществующих животных и т. д. Подобные упражнения можно проводить используя различные художественные материалы: гуашевые и акварельные краски, мел, пастель, восковые мелки и др.

Как и в большинстве техник изотерапии, техника «марания» не имеет таких понятий как: правильно - не правильно, хорошо - плохо, красиво - некрасиво. В этой технике отсутствуют критерии оценки непосредственного художественного результат и, как следствие, нет эталонов правильности выполнения коррекционного задания. Иногда встречаются дети, которые не могут выполнять работу без оценки своей деятельно и они начинают предлагать ими придуманные критерии другим участникам процесса. Такими критериями могут выступать яркость цветовой гаммы, эстетичность и аккуратность полученных изображений. В таких случаях принуждение к использованию критериев может вызвать у других детей страх, сомнение, напряжение. Педагог должен тактично вмешаться в ситуацию и устранить раздражитель.

Техника «марания» имеет свою уникальность благодаря близости к детской природе, способствует расслаблению и ребенок забывает о социальных запретах. Процесс такой коррекции является нестандартным, и приводит детей дошкольного возраста к самостоятельным маленьким открытиям. Дошкольники зачастую в ходе работы отодвигают кисточки и начинают рисовать руками. Так же детям нравится выжимать воду из губок или по чуть-чуть выливать ее из стакана и в таком случае вода тоже становится изобразительным материалом. [4]

Техника «Рисование пальцами» Данная техника имеет вид игры с грязью, в процессе которой негативные факторы и действия выражаются в допустимой для коррекционной работы форме. Во время работы дошкольник может снять напряжение и начать выполнять действия, которые раньше бы не осмелился из-за нежелания или отсутствия возможности нарушать правила.

Процесс рисования пальцами играет важную роль в коррекционной работе, так как является значимым непосредственно для самого ребенка и каждая последующая работа будет непохожа на предыдущую. Непредсказуемость результатов деятельности определяется изменением ритма, темпа, цветовой гаммы и соотношения линий в каждой новой работе.

Дошкольники не всегда оказываются готовыми к рисованию пальцами, иногда они, попробовав данную технику, возвращаются опять к кисти или губке. Такой способ рисования для детей на данном этапе является более комфортным и не следует им в этом мешать. Такие сложности могут возникать у детей, имеющих строгие социальные рамки, поставленные родителями. В такой ситуации рисование пальцами выступают в качестве профилактики состояния тревожности, различных страхов и т. д.

Акварисование (эбру)техника рисования на поверхности жидкости, по своим свойствам напоминающая обычную воду. Для такого рисования используются исключительно природные материалы.

Дошкольники называют данную технику волшебством, поскольку работы получаются не обычным путем. Изображение создается на поверхности специальной жидкости с помощью красок и специальных инструментов. К уже готовому рисунку прикладывают лист бумаги, ткань или какой-либо предмет, осторожно его вытаскивают из жидкости, просушивают и получается готовая работа. Рисунок полностью отпечатывается на бумаге или другом материале, а жидкость снова готова для использования.

Акварисование обладает уникальным успокоительным эффектом, так как совмещает в себе рисование и некую игру с водой. Эта техника позволяет развивать фантазию, внимание, мелкую моторику и положительно влияет на развитие речи у детей.

Таким образом, мы видим, что в развитии речи детей дошкольного возраста есть место использования изотерапии в качестве коррекционной методики. В возрасте 5-6 лет большое значение имеет детский рисунок, его роль определяется речевыми функциями, содержанием и средствами общения.

Погружаясь в свой мир с помощью рисования, ребенок избавляется от внутренних переживаний и открывается для новых знаний. В процессе изотерапии развиваются не только процессы головного мозга, но и моторика.

Всё это в совокупности дает возможность комфортного развития различных процессов, в том числе и развитие речи.

Список литературы/ References

1. Августова Р. Говори! Ты это можешь: Как развить речь ребенка и учить его читать, особенно в «безнадежных» случаях. М.: Этерна. 2015. 368 с.

2. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: учеб. для студентов сред. и высш. пед. учеб. заведений. Под редакцией Медведева Е. А. М.: Academia, 2001 –246 с.

3. Арт-тарапия - новые горизонты. Под ред. А. И. Копытина. М.:Когито-Центр,2006 – 336 с.

4. Грегг М. Ферс Тайный мир рисунка. Исцеление через искусство. – Спб.: Европейский Дом, 2000. – 168 с.

5. Коменский Я. А. Мир чувственных вещей в картинках или изображение и наименование всех важнейших предметов в мире и действий в жизни. М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР. 1957. – 351 с.

Публикации по теме:

Использование инновационных здоровьесберегающих технологий в системе коррекции речевых нарушений дошкольников Тема моего инновационного педагогического опыта «Использование инновационных здоровьесберегающих технологий в системе коррекции речевых.

Использование нетрадиционных методов работы в коррекции речевых нарушений у детей с ОВЗИспользование нетрадиционных методов работы в коррекции речевых нарушений у детей с ОВЗ 1 слайд. Ни для кого не секрет, что в настоящее время растёт количество детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей,.

Формирование социального интеллекта детей дошкольного возраста на занятиях по коррекции речевых нарушений СЛАЙД №1 ВСТУПЛЕНИЕ Среди детей подготовительной группы нашего детского сада, примерно третья часть – это дети с ограниченными возможностями.

Индивидуальный образовательный маршрут с ребенком по коррекции речевых нарушений Индивидуальный образовательный маршрут с ребенком по коррекции речевых нарушений Старшая группа, Дата рождения ___ Индивидуальный.

Использование инновационных здоровьесберегающих технологий в системе коррекции речевых нарушений дошкольников Использование инновационных здоровьесберегающих технологий в системе коррекции речевых нарушений дошкольников" Автор: Могильникова Светлана.

Использование устного народного творчества в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста 2-слайд Своей целью я, поставила познакомить детей с народным языком, литературным наследием и включить его во все направления работы, в.

Логоритмика как средство коррекции речевых нарушений у дошкольников Суть логоритмики и ее польза для детей имеющих речевые нарушения. [/b] Особая методика логоритмических упражнений включает в себя воздействие.

Мастер-класс «Театрализованная деятельность, как средство коррекции речевых нарушений» Цель: повышение компетентности логопедов в применении театрализованной деятельности в коррекционной работе, развитие фантазии и творческих.

Музыкотерапия, как средство коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств МУЗЫКОТЕРАПИЯ В ДОУМузыкотерапия - метод психотерапии, основанный на эмоциональном восприятии музыки. Что имеется в виду? То, что в музыкотерапии.

Нетрадиционные приемы коррекции речевых нарушений «Массаж ложками»Нетрадиционные приемы коррекции речевых нарушений «Массаж ложками» Нетрадиционные приемы коррекции речевых нарушений. Массаж ложками. Еще одним из из нетрадиционных приемов коррекции речевых нарушений является.

Библиотека изображений:
  • Наша армия
  • Наша армия
  • Наша армия
Автор публикации:
Техники изотерапии в коррекции речевых отклонений
Опубликовано: 5 мая 2018 в 14:36
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 октября. Всемирный День без бумаги

В четвёртый четверг октября отмечается экологический праздник – День без бумаги. Эта ежегодная международная «безбумажная» акция проходит под лозунгом «Научимся использовать бумагу рационально!» Дело в...

24 октября. День тыквы на МААМ

Красочная тыква – настоящее украшение осени. Она дарит нам неунывающее оранжевое настроение. В Китае этот овощ вообще считается мистическим талисманом – китайцы верят, что тыква может защищать своих...

Фотоотчет рисунков «Мы голосуем за мир на планете» в старшей группе
3 сентября День Солидарности в Борьбе с Терроризмом . В нашем детском саду прошли мероприятия посвященные этому дню. Родители и дети вместе приготовили...
Фотозарисовки «Мое знакомство с Парижем»
Продолжаю рассказывать вам, о своем хобби - путешествия. Есть города о которых сочиняют стихи, песни. Есть города в которые хочется вернуться....
Педагогический проект «Мы растем здоровыми»
Информационная карта проекта Продолжительность проекта краткосрочный, 1 месяц ( июль) Вид проекта информационно-творческий Тип проекта познавательно-игровой...