Технологии формирования звуковой культуры речи

Кузнецова Анна
Технологии формирования звуковой культуры речи

Речь — это важнейшее достижение человека, которое позволяет общаться.

Культура речи — это умение правильно, пользоваться всеми языковыми средствами.

Звуковая культура речи является составной частью общей речевой культуры. Она охватывает все стороны звукового оформления слов и звучащей речи в целом:

- правильное произношение звуков,

- правильное произношение слов,

- громкость и скорость речевого высказывания,

- ритм,

- паузы,

- тембр,

- логическое ударение и пр. ,

- нормальное функционирование речедвигательного аппарата,

- нормальное функционирование слухового аппарата,

- наличие полноценной окружающей речевой среды. (5 слайд)

В процессе воспитания у детей звуковой культуры речив детском саду педагог решает задачи:

- формирования у них правильного звукопроизношения,

- четкого и ясного произнесения слов в соответствии с языковыми нормами,

- развития голосового и речевого аппарата (умения регулировать громкость произнесения слов и фраз,

- выработки умеренного темпа речи,

- формирования правильного речевого дыхания,

- формирования навыков умелого использования интонационных средств выразительности (изменение в зависимости от содержания высказывания высоты и силы голоса, темпа речи и т. д. ,

- воспитание звуковой культуры речи тесно связано с развитием слухового внимания и речевого слуха.

Работа по формированию звуковой культуры речи проводится в различных формах:

на занятиях, как самостоятельные занятия по звуковой культуре речи;

различные разделы могут быть включены в содержание других занятий;

отдельные разделы включаются в музыкальные занятия,интегрированные занятия со специалистами ДОУ;

дополнительная работа по звуковой культуре речи включается в режимные моменты Задача воспитателя заключается в том, чтобы помочь детям своевременно овладеть всеми сторонами звучащей речи. Высокая культура речи взрослых, постоянное общение с ребенком, организация и проведение речевых игр — все это залог успешного формирования правильной устной речи детей.

Используется разнообразный речевой материал:

- звукоподражательные слова, потешки, поговорки, половицы, чистоговорки, скороговорки, стихотворения, небольшие сказки, рассказы;

- специальные игры и упражнения, направленные на развитие речевого дыхания, артикуляционного и голосового аппаратов;

- сопровождается показом наглядного материала: предметных и сюжетных картинок, игрушек, муляжей, настольных игр, кинофильмов, видеофильмов, презентаций, диапозитивов, театров, диафильмов и т. д.

Работа по воспитанию звуковой культуры речи в детском саду тесно связана с формированием словаря, грамматического строя, связной речи.

Для воспитания звуковой культуры речиможно использовать следующие методы:

- дидактические игры («Чей домик?»)

- подвижные или хороводные игры с текстом («Лошадки», «Каравай»)

- дидактические рассказы с включением учебных задании детям (повторять слова с трудным звуком, менять высоту голоса и т. п.)

- метод упражнений (заучивание и повторение знакомых скороговорок, игровое упражнение «Подуем на пушинки» и др.)

В работе по воспитанию звуковой культуры речи у детей педагог должен учитывать особенности речи каждого ребенка, постоянно и настойчиво используя фронтальные, индивидуальные занятия, помощь родителей, воспитывать у детей правильную речь.

Публикации по теме:

Традиции народной культуры как основа формирования духовно-нравственной личности школьника «Традиции народной культуры как основа формирования духовно-нравственной личности» Бессоновка – село, богатое культурными традициями. В.

Дидактическое пособие по звуковой культуре речи «Поезд»Дидактическое пособие по звуковой культуре речи «Поезд» Цель: 1. Закреплять умение определять указанный звук в словах. 2. Развивать умение определять количество звуков в словах. 3. Развивать.

Фотоотчёт о выступлении на педсовете: «Особенности работы воспитателя по воспитанию звуковой культуры речи дошкольников»Фотоотчёт о выступлении на педсовете: «Особенности работы воспитателя по воспитанию звуковой культуры речи дошкольников» Фотоотчёт о выступлении на педсовете:«Особенности работы воспитателя по воспитанию звуковой культуре речи дошкольников». Речь – это самое.

Игры для развития звуковой культуры речи у детей 5–6 лет Игра «Придумай слово» В ходе игры ребенок придумывает слово по заданию: с заданным звуком в начале, середине, конце слова, с заданным количеством.

Библиотека изображений:
  • Здоровье, гигиена
  • Праздники
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Технологии формирования звуковой культуры речи
Опубликовано: 27 октября 2020 в 08:52
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
26 ноября. Международный день сапожника

Очередной тематический день посвящен профессиональному празднику мастеров по пошиву и ремонту обуви. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы вызвать у детей интерес и уважение к...

26 ноября. День льдин на МААМ

26 ноября исполняется 126 лет со дня рождения знаменитого советского полярника Ивана Дмитриевича Папанина. Предлагаем посвятить очередное тематическое занятие этой героической личности, а заодно –...

Сценарий досуга для детей 5–6 лет по основам пожарной безопасности «С пожаром...
ВЕДУЩИЙ Здравствуйте, ребята! Как хорошо, что вы сегодня пришли ко мне в музыкальный зал. Ведь у нас в зале сегодня будет очень интересно. Я...
Мастер-класс «Поделка из картона и цветной бумаги «Новогодний Дворик»
Новогодний Дворик Поделка из картона и цветной бумаги Работа проведена в рамках кружка "Самоделкин" в подготовительной группе Цель: продолжать...
Пособие-макет для развития мотивационной готовности «Играем в школу»...
Совсем скоро, дети моей группы пойдут в школу. Ведущим критерием психологической готовности к обучению в школе является мотивационная готовность. Она...