Технологии Н. А. Зайцева в ДОУ. Эссе.

Екатерина Денисова
Технологии Н. А. Зайцева в ДОУ. Эссе.

Технологии Н. А. Зайцева в ДОУ. Эссе.

Ура! Я победила! Победила «Северный ветер»! «Северный ветер» - это кодовое название моей прошлогодней неудачи. Мне еще никогда с таким трудом не давалось «занятие на тему». Достаточно было лишь один раз просмотреть материал, чтобы понять, как с ним работать. На худой конец – отработать с одной группой и внести необходимые корректировки. Но не в тот раз.

Научный руководитель попросил к зачёту предоставить конспект («не занятия!») образовательной деятельности знакомства детей с одной из Стихий. Из четырёх мне ближе воздух. С ним знакомить и буду.

Как в одно действо соединить саму стихию, мифопоэтику и формирование познавательных интересов детей с использованием технологий Зайцева? В сказке!

И на поверку оказалось, что ни одну полноценную сказку с участием ветра (а именно он представитель стихии воздуха) я вспомнить не могу. На ум приходят лишь пушкинские строки «Ветер, ветер! Ты могуч…» - но этого, к сожалению, для зачёта недостаточно. Великий Гугл предложил мне сказку Шуралёвой Дарины «Где живёт Северный ветер». Про то, как медведи в спячку из-за затянувшейся осени лечь не могли – тепло слишком. Тема отличная! Как раз для нашего региона, когда уже декабрь на носу, а на улице бабье лето по третьему кругу шагает.

Из персонажей: Белка, Бобр (Ожегов настаивает, Дятел, Северный олень, Чайка и Белый медведь, да Медведица с Медвежонком. Великолепно! Можно проиллюстрировать карточками из авторского пособия Н. А. Зайцева «Кто вокруг меня живёт». А можно с помощью коллекционных игрушек. Правда, дятла в нашей коллекции нет. И северного оленя тоже. Ещё в сказке медвежонок следует за Полярной звездой в Арктику, через лес, через тундру, прямо к Ледовитому океану. Точнее, не он (он с медведицей дома остался, а его друзья. Это была первая правка, которую внесли дети – достали медвежонка и от его имени спрашивали у встретившихся на пути животных и птиц, где Северный ветер живёт? Толи идею с «лесным телеграфом» не поняли: белка сказала бобру, бобр встретил дятла, тот оленю передал; толи не захотели – сам затеял Северный ветер найти – сам иди и ищи, а не проси об этом других.

От участия Белого медведя в постановке постепенно пришлось отказаться. Вначале он вместе с Чайкой, нарушив авторский замысел, вплавь отправился на поиски Северного ветра. Потом без Чайки за ним плавал… А потом надо было выбирать: или Чайка или Медведь.

И с Дятлом тоже надо было что-то делать. Он создавал дисбаланс – слишком долго по лесу летал и с Бобром разговаривал – целых 18 строк. Другим персонажам на это нужно было в два раза меньше времени. На отрывке про дятла детвора скучала, вначале его (отрывок) пришлось сократить, а потом и вовсе убрать.

Ещё в детстве меня приучили бережно обращаться с чужими книгами. Поэтому каждая правка – мера вынужденная. Но что же делать? Должно быть интересно, а интерес пропадает. Внимание не держится.

Когда в сказке остались Белка, Бобр, Олень и Чайка с семейством бурых медведей, дело, вроде бы пошло. Вначале прорабатывали текст (рассказывала и показывала историю про медведей, которые наступления зимы ждали, затем писали кубиками слова из сказки, и озвучивали разными голосами. Но ожидаемого единства действия так и не получилось. Не то. Не так. Не так как со сказкой «Как коза избушку искала», или «Как Маша с подушкой поссорилась», или «Репка наоборот». В чем же дело? Можно сослаться на то, что текст ребятам не знаком, но про Козу тоже не знал никто, и сказка сложная, с персонажами-деревьями, и слова длинные. Однако, собирали слова на раз-два и за сюжетом следили. У всех глаза горели. А с медведями прямо беда! Экспериментировать с этим текстом дальше смысла не имело – в сказку поиграли во всех группах. С представителем воздушной стихии ребят познакомили. Зачёт сдали. А неудовлетворённость своей работой осталась. Надо бы до ума довести. В следующем году.

Идея пришла неожиданно. Почему бы эту сказку нам не услышать от Снежинки? (Холода в этом году наступили, как положено, и первый снежок уже успел порадовать моих малышей). Только пусть вначале Снежинка спрячется, и поиграет в «Угадайку». (Эту игру я подсмотрела на семинаре у Натальи Пятибратовой). Закрываем листиками бумаги задуманные склады на таблице (С не ЖИ Н КА). Ребятам объявляется: я начну, а вы продолжите. И начинаю петь, например, НУ-НО-НА-НЭ-НЫ - ?. Малыши отвечают хором – «Н»! А дальше приглашаю малыми подгруппами (двойками-тройками) к столу с кубиками и предлагаю найти нужный наперегонки: кто первый увидит «Н»? Болеют друг за друга, кричат! И в тоже время порядок. Все знают, что без внимания никто не останется – все к столу выйдут. Всё справедливо, никаких обид! Так всё слово и собрали - «НнеЖИСКА». И начинается веселье. По очереди кубики передвигали, да вместе читали. Хохотали! Пока до нужного слова не добрались.

А дальше Снежинка рассказала сказку, какую ещё от своей бабки, Снежной тучи, слышала. Только в этот раз, да простит меня создатель сказки, медвежонок САМ на поиски Северного ветра отправился. И вначале ему ЁЖ встретился. А потом ЛОСЬ (потому что ЛОСЬ – самый высокий в лесу). Потом РЫСЬ. Потому что она умеет на высокие деревья забираться. Но тонкие веточки под ней ломаются. Поэтому на помощь приходит птица (какая в коллекции оказалась) – Полярная сова. Она-то и нашла Северный ветер на верхушке самой высокой ели – он в иголках запутался и сладко спал…. И такие слова как Арктика, Тундра, Полярная звезда остались за нашей сказкой. Они нам ещё пригодятся. Позже. Мы непременно посмотрим на звёздное небо и найдём там Большую медведицу. И Полярную звезду. И с жителями Арктики познакомимся. Но сейчас четырёх жителей леса, которых медвежонок повстречал около одной ели, оказалось достаточно, чтобы малыши на одном дыхании, не шумя кубиками, не отвлекаясь друг на друга, прожили эту историю вместе с главным героем и дождались первых снежинок, принесённых Северным ветром на лесную поляну.

Екатерина Денисова

Воспитатель МБДОУ г. Ростова-на-Дону «Детский сад № 296»

Использованная литература к «не занятию»:

http://nsportal.ru/ap/library/literaturnoe-tvorchestvo/2014/03/17/skazka-gde-zhivet-severnyy-veter

Технологии Н. А. Зайцева в ДОУ. Эссе.
Публикации по теме:

Конспект занятия по кубикам Н. Зайцева «Осенний дождик»Конспект занятия по кубикам Н. Зайцева «Осенний дождик» Цель «Формирование навыков чтения у дошкольников и развитие речи детей» Задачи: Коррекционно – развивающие цели и задачи обучения: 1. Развитие.

Квест-технологииКвест-технологии Играем по-новому?А. С. Пушкин: О, сколько нам открытий чудных Готовят просвещенья дух, И опыт, сын ошибок трудных, И гений, парадоксов друг,.

Мастер класс «Занятие по обучению чтению по методике Н. Зайцева» Подготовительный этап. Подготовительная группа МКДОУ Бутурлиновский детский сад общеразвивающего вида №8 Бутурлиновского муниципального района Воронежской области Мастер-класс для.

Открытое занятие по ФЭМП с элементами технологии сохранения и стимулирования здоровья и технологии сенсомоторного развития Бойко Лариса Открытое занятие по ФЭМП с элементами технологии сохранения и стимулирования здоровья и технологии сенсомоторного развития.

Патриотизм в обучении. Занятие по обучению чтению по методике Н. Зайцева. Подготовительный этап (старшая группа) МКДОУ Бутурлиновский детский сад общеразвивающего вида №8 Бутурлиновского муниципального района Воронежской области Тема: «Занятие.

Проект «Обучение чтению детей по кубикам Н. А. Зайцева» «Обучение чтению детей по кубикам Н. А. Зайцева» Актуальность и полезность инновации. В связи с последними изменениями в сфере дошкольного.

Воспитательные технологии Достижение целей воспитания предполагает осуществление особым образом организованной педагогической деятельности, направленной на развитие.

Здоровьесберегающие технологии Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить каждого от всех болезней. Человек сам творец своего здоровья! Вместо того чтобы.

Здоровьесберегающие технологии в ДОО Дошкольный возраст является базисным в формировании физического здоровья и культурных навыков, обеспечивающих его совершенствование, укрепление.

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ Сотникова Светлана Васильевна, воспитатель ГБДОУ детский сад №89 Аннотация: статья посвящена вопросам здоровья детей дошкольного возраста.

Библиотека изображений:
  • День Победы, 9 мая
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Наша армия
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Технологии Н. А. Зайцева в ДОУ. Эссе.
Опубликовано: 9 декабря 2016 в 14:37
+120Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 67.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
17 сентября. День «Неопалимой купины»

«Неопалимая купина» – такое название конкурсов рисунков и поделок на противопожарную тематику стало уже давно привычным. Оно произошло от библейского предания о пылающем, но не сгорающем кусте, из...

17 сентября. День космоса на МААМ

17 сентября 1857 года родился человек, без которого невозможно представить космическую историю. Константин Эдуардович Циолковский еще на заре 20 века предложил использовать ракеты для космических полетов....

Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи
Рекомендации для воспитателей. У большинства детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушением речи специальными исследованиями выявлен...
Картотека в виде презентации «Подвижные игры в детском саду». Часть 7
Картотека подвижных игр Подвижная игра "Поймай за хвост дракона" Играют не менее 10 человек. Ход игры. Игроки становятся в шеренгу друг за другом и...
Рецепт заготовки на зиму салата «Донской». Фотозарисовка из серии «Кубанские разносолы»
Делаю "Донской" салат, Он зимою ценный клад! Нормы компонентов нет - Просто овощной букет! Алюбова Л. И в нашей семье, и в семьях всех наших...