МААМ-картинки

Технологии освоения основной образовательной программы дошкольного образования в условиях современной ДОО

Наталья Шлат
Технологии освоения основной образовательной программы дошкольного образования в условиях современной ДОО

Технология в дошкольном образовании – это такая организация (фрагмента) образовательного процесса в ДОО, которая:

- выполняет стимулирующую функцию (ХОЧУ узнать);

- направлена на обогащение эмоционального компонента личности ребенка (ИНТЕРЕСНО узнать);

- актуализирует способы практических и умственных действий воспитанника (МОГУ («знаю, как») узнать).

Публикация «Технологии освоения основной образовательной программы дошкольного образования в условиях современной ДОО» размещена в разделах

В какой дошкольной образовательной организации возможна реализация образовательной технологии, отвечающей вышеуказанным признакам? На наш взгляд, это ДОО, в которой реализуются три важные составляющие организации образовательного процесса : 1. Возможность оказания квалифицированной помощи детям с нарушениями в развитии. 2. Технологичность образовательного процесса. 3. Оптимальное оснащение развивающей предметно-пространственной среды.

Подробно рассмотрим каждую из составляющих модели современной ДОО.

I. Здоровьесбережение, квалифицированная помощь детям с нарушениями в развитии.

1. Здоровьесберегающие технологии.

Условия реализации :

- Участие всех субъектов образовательного процесса (педагогического коллектива, руководства, семьи, педагога/детей, вспомогательного персонала) в здоровьесбережении:

- решение задачи-минимум («Не навреди!»);

- решение задачи-оптимум: использование методов, приемов, способствующих здоровьесбережению воспитанников; формирование культуры здоровья у всех участников образовательного процесса ДОО (представлений о своем организме, ведении здорового образа жизни).

2. Технологии сопровождения различных видов детской деятельности (педагогом-психологом, логопедом, дефектологом, социальным педагогом).

В дошкольной педагогике сопровождение различных направлений развития детей (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое) и различных видов деятельности ребенка дошкольного возраста (игровая; коммуникативная; познавательно-исследовательская; восприятие художественной литературы и фольклора; самообслуживание и элементарный бытовой труд; конструирование из разного материала; изобразительная (рисование, лепка, аппликация); музыкальная, двигательная) предполагает:

• удовлетворение его базовых потребностей (тепло, питание, другие факторы, обеспечивающие здоровье);

• обеспечение детям в стенах образовательного учреждения психологической и социальной безопасности;

• удовлетворение интересов детей (предметно-развивающая среда и взаимодействие со взрослыми и сверстниками, способствующие становлению продуктивных видов деятельности и типов взаимодействия с окружающими ребенка людьми);

• превентивную и оперативную помощь детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с познанием, принятием правил поведения, с межличностной коммуникацией со взрослыми и сверстниками;

• формирование у детей субъектной позиции.

В сопровождении образовательного процесса ДОО можно выделить три основных компонента :

1. диагностика, служащая основой для постановки целей;

2. отбор и применение методических средств;

3. анализ промежуточных и конечных результатов, дающих возможность корректировать ход работы.

В качестве результатов могут выступать целевые ориентиры.

Одна из основных идей и проблем технологии сопровождения – согласовать и синхронизировать деятельность всех специалистов, что будет способствовать эффективному достижению целей комплексного сопровождения ребенка дошкольного возраста.

II. Технологичность - способность комплексно и целостно представить планируемую деятельность, разделить ее на элементарные части (звенья, продумать способы и условия выполнения этих звеньев-шагов, обеспечить контроль в узловых точках с целью оперативной коррекции действий (Н. В. Клюева).

Важно отметить, что формирование предпосылок учебной деятельности у дошкольников, их субъектной позиции и обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования – взаимообусловленные проблемы, которые, прежде всего, связаны с поиском ответа на вопрос «Что формировать»? Поэтому необходимо обратиться к содержанию, структуре этих значимых новообразований.

Предпосылки учебной деятельности:

- овладение детьми общими способами действий, т. е. такими способами деятельности, которые позволяют решать ряд практических или познавательных задач, выделять новые связи и отношения (А. П. Усова, 1981, что составляет психологическую основу учебной деятельности;

- умение слушать и слышать воспитателя;

- умение работать по указаниям педагога;

- готовность развивать контроль за своими действиями и словами;

- метапредметные умения, претендующие на универсальность по отношению к предметному материалу (то, на основе чего будут осваиваться любые предметные области и любые виды деятельности) : умение составлять инструкцию, планировать действия, сравнивать (выделять критерии сравнения, проверка своего результата по выделенным критериям, обоснование разных точек зрения и др.

Субъектные проявления (субъектная позиция) имеют эмоциональную и деятельностную направленность и выражаются:

в интересе к деятельности;

в избирательном отношении к разным видам деятельности;

в инициативности и желании заниматься тем или иным видов деятельности;

в самостоятельности выбора и осуществления деятельности;

в творческом характере способов действий и продуктов деятельности.

Укажем, какие образовательные технологии обеспечивают условия для выполнения требования технологичности образовательного процесса при одновременном решении задач формирования предпосылок учебной деятельности у дошкольников, их субъектной позиции и обеспечение преемственности ООП дошкольного и начального общего образования.

1. Игровые технологии и технологии организации познавательно-исследовательской деятельности детей (проблемно-игровые технологии).

Детское экспериментирование;

детская проектная деятельность;

логико-математические игры («Блоки Дьенеша», «Палочки Кюизинера», «Сложи узор» (кубики Б. П. Никитина) и др.).

Детское проектирование – это интегрированная самостоятельная деятельность детей (исследовательская, познавательная, продуктивная) для достижения определенной образовательной цели; разновидность культурных практик (разнообразных, основанных на текущих и перспективных интересах ребёнка видов самостоятельной деятельности, поведения и опыта, складывающихся с первых дней его жизни (Н. Б. Крылова).

Детское экспериментирование - деятельность, направленная на самостоятельное познание и исследование объектов и явлений окружающего мира, и предполагающая:

Важным условием эффективной организации детского экспериментирования является отсутствие регламентации деятельности дошкольника и исключение позиции «ребенок-исполнитель». С учетом условий триады «хочу-интересно-могу», экспериментирование может быть организовано на следующем содержании:

Пример. Ситуация «Кораблекрушение» (Т. И. Бабаева, О. В. Киреева) :

Корабль перевозил груз из одного порта в другой, на своем борту он вез мешки (показываем) с солью, сахаром, акварельными красками, горохом, песком, глиной. Оставалось совсем немного до конца рейса, но в это время случился шторм. Корабль был перегружен, моряки не справились с управлением, и он стал тонуть. Но, к счастью, спасатели прибыли вовремя и спасли людей. С грузом было сложнее: достали из воды мешки, но когда стали проверять их содержимое, то оказалось, что некоторые мешки пустые. Как вы думаете, какие вещества исчезли из мешков и почему?

2. Технология доверительных отношений (автор - Г. Л. Лэндрет).

Данная технология позволяет детям научиться самоконтролю, осознать наличие выбора, пережить совершение выбора и чувство ответственности (которое сопровождает решение ребенка, несмотря на то, что предмет отношений – установление ограничений.

Условия реализации :

1. Ограничение типа: «Ты можешь полить немножко воды в песок», - едва ли приемлемо, так как остается открытым вопрос о том, сколько это «немножко». У взрослого и ребенка может быть разное понимание этой меры.

2. Соблюдение правила: Ограничения не нужны, пока они не нужны.

3. Как и любая технология, технология доверительных отношений реализуется поэтапно:

1 этап. Признайте чувства, желания, потребности ребенка.

2 этап. Сообщите об ограничениях.

3 этап. Укажите приемлемую альтернативу.

Пример: «Тебе и в самом деле хотелось бы разлить краску на пол, но краску на пол не льют. Ее можно лить в раковину».

4 этап реализуется в исключительных случаях. Возможность последнего выбора.

Возможность последнего выбора – своеобразный «ультиматум». Педагог либо объясняет, что, например, игрушкой больше нельзя пользоваться, либо в качестве альтернативы предлагается вообще ее убрать (прекратить игру). Нужно четко сформулировать, чтобы ребенок ясно понял, что он стоит перед выбором, и теперь, что бы ни произошло, это будет следствием его выбор.

III. Развивающая предметно-пространственная среда (РППС).

Технология (алгоритм) создания РППС согласно ФГОС ДО и ООП ДО.

Условия реализации :

- соответствие принципам и требованиям к оснащению РППС - должна быть: содержательно-насыщенной; трансформируемой; полифункциональной; вариативной; доступной; безопасной (п. 3.3.4 ФГОС ДО).

Алгоритм создания РППС:

1. Изучить требования ФГОС ДО и ООП ДО к РППС.

2. Ознакомиться с примерным перечнем материалов, оборудования и инвентаря РППС и особенностями оснащения различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.).

3. Соотнести возможности изменения РППС в группе с требованиями ФГОС ДО и ООП ДО.

4. Смоделировать РППС с учетом п. п. 1-3.

5. Оснастить РППС необходимыми материалами, оборудованием и инвентарем.

2. Интегративные технологии личностного и интеллектуального развития ребенка условиях этнокультурной ситуации развития) (Н. Ю. Шлат, А. О. Орлов).

Развитие этнической идентичности в дошкольном возрасте заключается в обогащении представлений о своем этносе, в формировании соответствующих культурно-ценностных ориентаций и, в образовательной перспективе, построении на этой основе личностно-позитивных отношений с представителями своего и других этносов, иначе, развитие МИРОВОСПРИЯТИЯ.

Пример: организация Уголка национального костюма, заочная экскурсия с детьми в другой город, страну; разработка программы и организация образовательной деятельности дошкольников «Путешествие по родному городу» в многонациональном коллективе детей и др.

Публикации по теме:

Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы в условиях введения ФГОС до Доклад к педагогическому совету №2 «Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы в условиях введения.

Сетевая форма реализации основной образовательной программы дошкольного образования Приобщение ребенка-дошкольника к миру социальной действительности – одна из сложных и важных проблем. В современных концепциях и нормативных.

Анализ основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» в соответствии с ФГОС Примерная Программа «От рождения до школы» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Формы детской деятельности Основной Образовательной Программы ДОО В дошкольном образовании сегодня происходят большие перемены, основа которых была заложена государством, проявляющим большой интерес к развитию.

Конструирование основной образовательной программы ДОО в условиях ФГОС Конструирование основной образовательной программы ДОО в условиях ФГОС ДО Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации».

Конструирование основной образовательной программы ДОУ в условиях ФГОС до Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ (далее – Федеральный закон «Об образовании.

Методическая разработка «Региональный компонент к основной образовательной программе ДОО» Методическая разработка «Региональный компонент к основной образовательной программе ДОО» Журбина Евгения Викторовна старший воспитатель.

Отчет по результатам мониторинга освоения основной образовательной программы в младшей-средней группы Отчет по результатам мониторинга освоения основной образовательной программы в младшей- средней группы. Дата проведения мониторинга: с.

Современные технологии дошкольного образования в условиях реализации ФГОС «Современные технологии дошкольного образования в условиях реализации ФГОС» (реферат) Исполнитель: Серых Ольга Леонидовна, воспитатель.

Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования в условиях введения ФГОС  Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования в условиях введения ФГОС ДО Цель: Формирование.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Технологии освоения основной образовательной программы дошкольного образования в условиях современной ДОО
Опубликовано: 23 марта 2018 в 16:47
+35Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД