Получи документы

Технологическая карта литературное чтение 3 класс «Литературная сказка»

Юлия Васильевна Кармакова
Технологическая карта литературное чтение 3 класс «Литературная сказка»

Тема раздела Литературная сказка (18 часов)

Темы изучения Литературная сказка зарубежных писателей (6 часов).

Инсценирование сказки. (2 часа).

Цели Сформировать представление об инсценирование литературного произведения.

Ввести алгоритм написания сценария.

Научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

Основное содержание темы

Публикация «Технологическая карта литературное чтение 3 класс „Литературная сказка“» размещена в разделах

Термины и понятия Изучение произведений зарубежных сказочников Р. Киплинга, Дж. Родари. Создание диафильма по произведению Р. Киплинга «Маугли». Написание сценария сказки «Упрямый козленок», «Репка». Инсценирование сказки «Упрямый козленок».

Диафильм, действующее лицо, «Закон Джунглей», кадр, лизоблюд, не брезгует, приемыш, ремарка, реплика, синопсис, сценарий, титры.

Планируемый результат

Личностные умения

Метапредметные умения

Предметные умения

Проявлять:

- интерес к литературным сказкам зарубежных авторов;

- желание читать литературные произведения зарубежных писателей;

- желание сочинять собственную сказку.

- творческое отношение к написанию сценария сказки;

- желание инсценировать сказку С. Михалкова «Упрямый козленок».

- осознание успешности при изучении темы.

Познавательные умения:

- раскрывать значение понятия: «диафильм», «действующее лицо», «Закон Джунглей», «кадр», «лизоблюд», «не брезгует», «приемыш», «ремарка», «реплика», «синопсис», «сценарий», «титры», и использовать его в активном словаре;

- определять жанр произведения и обосновывать свое мнение;

- определять особенности героя и обосновывать свое мнение;

- определять отношение автора к героям произведения и обосновывать свое мнение;

- использовать приобретённые знания для написания сценария сказки.

Регулятивные умения:

- выполнять учебное действие в соответствии с целью;

- выполнять учебное задание, используя алгоритм, памятку;

- ориентироваться в разных способах выполнения задания;

- выполнять самопроверку и самооценку учебного задания.

Коммуникативные умения:

- формулировать собственное мнение и позицию, в рамках учебного диалога;

- учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству при выполнении учебного задания в паре или группе;

- договариваться и приходить к общему решению в рамках учебного диалога;

- использовать речевые средства для представления результата деятельности.

• Работать с текстом произведения.

• Читать сказку выразительно по ролям.

Составлять:

- простой и сложный план для пересказа;

- рассказ об образе героя произведения, используя алгоритм.

• Представлять сказку, используя иллюстрации и план.

Писать:

- сценарий сказки «Упрямый козленок», «Репка»;

- собственную сказку о животных или волшебную.

Организация образовательного пространства

Метапредметные связи Ресурсы Формы работы

ИЗО

Тема – «Герои сказок».

Русский язык

Тема – «Имя прилагательное», «Глагол»

Окружающий мир

Тема – «Интересное путешествие» Информационный материал

Учебник «Литературное чтение», часть 2, с. 96-116.

Творческая тетрадь, с. 52-54.

Демонстрационный материал

Иллюстрации к сказкам Р. Киплинга.

Мультипликационный фильм «Маугли».

Детские книги со сказками Р. Киплинга, Дж. Родари.

Интерактивный материал:

Карточки с учебными заданиями.

Фронтальная.

Другие формы работы:

индивидуальная - ;

парная – ,

групповая- .

I этап. Самоопределение в учебной деятельности

Цель деятельности Ситуативное задание Планируемый результат

• Мотивировать учащихся на изучение темы.

• Стимулировать желание писать сценарий сказки.

Аня и Ваня получили задание написать сценарий к сказке «Репка» для того чтобы показать спектакль первоклассникам.

Аня написала сценарий: «Посадил дед репку», выросла репка большая пребольшая. Дед репку вытянуть не может, тогда он позвал бабку, тянут, тянут, вытянуть не могут. Позвала бабка внучку. Тянут, тянут вытянуть не могут. Внучка позвала Жучку, Жучка позвала кошку, кошка – мышку. Все вместе, взялись они за репку и вытянули ее».

Ваня написал свой сценарий: «- Бабка, я посадил репу,- сказал Дед, - но вытянуть ее не могу! Бабка сказала : - Надо позвать внучку! Дед сказал : - Внучка, внучка! Я посадил репку, но вытянуть ее не могу, помоги! Внучка сказала : - Надо позвать Жучку и кошку. Кошка сказала : - Надо позвать мышку! Дед сказал : - Все вместе вытянем репку!»

Ребята, кто, по вашему мнению написал сценарий: Аня или Ваня?

Школьники высказывают разные версии, но дискуссия показывает, что им пока не хватает определенных знаний и умений убедительно представить свое суждение.

Есть ли у вас желание научиться писать сценарий, чтобы помочь Ване и Ане?

Личностные умения:

- проявлять интерес к изучению темы;

- проявлять желание научиться писать сценарий сказки.

II этап. Учебно-познавательная деятельность

Цели деятельности Учебные задания

на «знание» (З, на «понимание» (П, на «умение» (У) Планируемый результат

Блок А. Зарубежные сказочники. Р. Киплинг, Дж. Родари

Цели:

• Стимулировать интерес к сказкам зарубежных авторов.

• Актуализировать умение работать с текстом, используя алгоритм.

Научить:

- раскрывать значение понятия: «лизоблюд», «не брезгует», «приемыш», «Закон Джунглей», «диафильм», «кадр», «титры» и использовать его в активном словаре;

- определять жанр произведения и обосновывать свое мнение;

- определять главную мысль произведения и обосновывать свое мнение;

- определять отношение автора к героям произведения и обосновывать свое мнение;

- делить текст на смысловые части и обосновывать свое мнение;

- определять содержание и последовательность кадров для диафильма и обосновывать свое мнение.

Работать с текстом произведения:

- описывать героя, его характер и поступки;

- пересказывать текст кратко (подробно);

- представлять сказку, используя иллюстрации и план.

• Читать сказку выразительно по ролям.

Составлять:

- простой и сложный план для пересказа;

- фразу-конструкт;

- рассказ об образе героя произведения, используя алгоритм;

- порядок кадров для диафильма;

- готовить текстовый материал для титров диафильма.

• Представлять подготовленный диафильм на тему «Маугли».

• Писать собственную сказку (о животных или волшебную, иллюстрировать и представлять ее.

- выполнять учебное задание, используя алгоритм;

- выполнять взаимопроверку и взаимооценку учебного задания;

- учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству при выполнении учебного задания в паре или группе.

Сообщение учителя

Джозеф Редьярд — английский поэт и писатель.

Киплинг родился 30 декабря 1865 года в Индии в городе Бомбее. Имя Редьярд он получил в честь английского озера Редьярд, это название места, где познакомились его родители.

Первые годы жизни Киплинга были очень счастливыми. Няня-индианка научила маленького Редьярда говорить на хинди, познакомила с индийскими сказками о животных. Но 5 лет вместе со своей сестрой он отправляется на учёбу в Англию, и на этом счастливое детство закончилось. В Англии Р. Киплинг учился в пансионе, где к нему относились очень жестоко. Он все время вспоминал свое счастливое время в Индии, поэтому Киплинг пронес любовь к ней через всю жизнь.

Закончив обучение, Киплинг стал журналистом, но писал сказки и рассказы для взрослых. В 1907 году Киплинг стал первым англичанином, получившим Нобелевскую премию по литературе «за наблюдательность, яркую фантазию, зрелость идей и выдающийся талант повествователя».

Редьярд Киплинг написал произведений разных жанров: стихи, новеллы, рассказы, сказки, повести, романы. Его лучшими произведениями считаются «Книга джунглей», «Кима».

Задание 1 (З) Учебник ч. 2 с. 97 Р. Киплинг «Братья Маугли»

Назовите значение слова «лизоблюд», «не брезгует», «приемыш».

Назовите главную мысль главы сказки «Братья Маугли».

Назовите главных героев главы «Братья Маугли».

Дальнейшая работа с текстом сказки ведется по алгоритму. *

Назовите значение выражения «Закон Джунглей».

Назовите первый «Закон Джунглей».

Назовите второй «Закон Джунглей».

Назовите третий «Закон джунглей».

Расскажите о том, как Маугли приняли в стаю.

Расскажите об отношении автора к Табаки, Шер-Хану, Матери Волчице.

Задание 2 (П)

Можно ли, по «Закону Джунглей» жить в обществе людей? Обоснуйте свое мнение.

Верно ли, что Мать Волчица дорожила своей жизнью, больше чем жизнью детенышей? Обоснуйте свое мнение.

Можно ли утверждать, что автору нравятся все герои сказки «Маугли»? Обоснуйте свое мнение.

Верно ли, что Балу и Багира вступились за Маугли, желая досадить Шер-Хану? Обоснуйте свое мнение.

Верно ли, что произведение Р. Киплинга «Маугли» является рассказом? Обоснуйте свое мнение.

Задание 3 (У) Учебник ч. 2 с. 97 с взаимопроверкой

Составьте и напишите фразу-конструкт:

Произведение Р. Киплинга «Маугли» сказка …., потому что ее герои - …., умеют…. и обладают… .

(Произведение Р. Киплинга «Маугли» сказка о животных, потому что ее герои – звери умеют разговаривать и обладают человеческими качествами).

Задание 4 (У)

Прочитайте выразительно по ролям произведение Р. Киплинга «Братья Маугли», передавая интонацией характер и особенности взаимоотношения героев.

Задание 5 (У)

Опишите образ Матери Волчицы и Шер-Хана, используя алгоритм*.

Перефразируйте Законы Джунглей, так чтобы их можно было использовать в обществе людей.

Первый Закон : … .

Второй Закон ….

Третий Закон ….

Четвертый закон ….

Первый закон – нельзя врываться в чужой дом и устанавливать в гостях свои порядки.

Второй закон – правила поведения принятые в обществе нужно соблюдать всем.

Третий закон – в решении общих вопросов (правила игры, распределение ролей и т. д.) нужно учитывать мнение большинства

Четвертый закон – нельзя обижать детей.

Задание 6 (У)

Выберите вид пересказа (краткий, подробный, составьте план и перескажите произведение Р. Киплинга «Братья Маугли».

Задание 7 (З) Учебник, ч. 2, с. 111 Дж. Родари «Волшебный барабан»

Назовите значение слова «сольдо».

Назовите главную мысль сказки.

Назовите героев сказки.

Дальнейшая работа с текстом сказки ведется по алгоритму***

Назовите особенности сказки «Волшебный барабан».

Назовите отношение автора к Солдату.

Задание 8 (П)

Верно ли, что старушка подарила солдату волшебный барабан для обогащения? Обоснуйте свое мнение.

Верно ли, что солдат пользовался волшебным барабаном для наказания людей? Обоснуйте свое мнение.

Верно ли, что конец сказки может быть любым? Обоснуйте свое мнение.

Задание 9 (У) Творческая тетрадь с. 52 с взаимооценкой

Выберите конец сказки, который вам понравился больше всего, и представьте его.

Напишите свое окончание сказки «Волшебный барабан».

Задание 10 (У)

Составьте план пересказа и перескажите сказку близко к тексту.

Задание 11 (У) Учебник, с. 56

Напишите свою сказку : волшебную или о животных.

Оформите к ней иллюстрации и представьте сказку.

Сообщение учителя

Диафильм - это фотографические или нарисованные изображения (кадры) расположенные на кинопленке в определенной последовательности, объединенные общей тематикой. Кадр – это отдельное изображение объекта или определённый момент действия. Каждый кадр сопровождается текстом (титром). Титры – это текстовые подписи к каждому кадру. Для просмотра диафильмов используют специальный аппарат – диапроектор. Диафильм был предшественником современного мультфильма.

* По возможности, продемонстрировать школьникам диапроектор, пленки с диафильмами.

Алгоритм создания диафильма.

Чтобы создать диафильм, надо:

- распределить текст произведения на части;

- в каждой части определить содержание каждого кадра и оформить к нему изображение;

- определить последовательность кадров в части;

- подготовить текст для каждого кадра;

- последовательно представить каждый кадр диафильма.

Например, фрагмент первой части диафильма «Колобок»

№ кадра Описание событий титры

1 В избе сидят старик и старуха Жили-были старик со старухой.

2 Старик повернул голову к старухе и говорит Говорит старик: «Испекла бы ты, старуха, колобок».

3 Старуха собирает горсть муки из короба Старуха по коробу поскребла, по амбару помела и наскребла горсть муки.

4 Старуха месит тесто Замесила тесто на сметане и состряпала колобок.

Задание 12 (З)

Назовите значение слов «диафильм», «кадр», «титры».

Задание 13 (П)

Можно ли создать диафильм, не используя текст? Обоснуйте свое мнение.

Верно ли, что создание диафильма возможно без изображения эпизодов действия? Обоснуйте свое мнение.

Можно ли в диафильме использовать кадры, не соблюдая последовательности? Обоснуйте свое мнение.

Задание 14 (У)

Создайте диафильм по произведению Р. Киплинга «Братья Маугли».

№ кадра Описание событий Титры

1 Пещера. Семья волков отдыхает. Луна светила в устье пещеры, где жила семья волков.

2 На пороге пещеры появляется Маугли. Прямо перед Отцом Волком, держась за низко растущую ветку, стоял голенький смуглый ребенок.

3 Маугли лежит рядом с Матерью Волчицей и волчатами. Около входа в пещеру появляется Шер-Хан - Человеческий детеныш вошел сюда, - сказал Шер-Хан. – Его родители убежали. Отдайте его мне.

4 Мать Волчица и Шер-Хан, рыча, стоят напротив друг друга. Рев тигра наполнил пещеру громовыми раскатами. Мать Волчица, стряхнув с себя волчат, прыгнула вперед, и ее глаза похожие во мраке на две зеленые луны, встретились с горящими глазами Шер-Хана

5 Скала Советов. На скале лежит Акела, под скалой взрослые волки, маленькие волчата и Маугли Под скалой сидело сорок с лишним волков всех возрастов и мастей. На Скале Советов почти никто не разговаривал.

- Смотрите же, о Волки!

6 В кругу волков сидит Маугли и играет с камушками Усевшись на землю, Маугли засмеялся и стал играть камешками.

Глухой рев донесся из-за скалы – голос Шер-Хана:

- Детеныш мой! Отдайте его мне!

7 В круг волков выходит Балу и встает рядом с Маугли. - Я за детеныша! Он никому не принесет вреда. Я сам буду учить его

8 В круг выходит Багира и встает рядом с Балу и Маугли - Балу замолвил за него слово. А я к слову Балу прибавлю буйвола, если вы примете человеческого детеныша в Стаю.

9 Маугли стоит рядом с Балу, Багирой и Стаей волков Так Лягушонок МАугли был принят в Стаю – за буйвола и доброе слово Балу.

* Алгоритм описания образа литературного героя дан в 3 классе ТК №7

**Алгоритм работы с текстом сказки дан во 2 классе ТК№7

Диагностические задания

1. Определите героя из сказки Р. Киплинга, которому принадлежат слова:

- Клянусь, буйволом, которого я убил, долго мне еще стоять, уткнувшись носом в ваше собачье логово? …. (Шер-Хан)

- Человеческий детеныш мой. Берегись, охотник за голыми детенышами, - придет время, он поохотиться и за тобой. Мать Волчица

- Как красивы благородные дети! Какие у них большие глаза! Правда, правда, мне следовало помнить, что царские дети с самых первых дней уже взрослые! …. Шакал Табаки

- Пусть детеныш бегает со стаей. Давайте примем детеныша вместе с другими. Я сам буду учить его. …. Медведь Балу.

2. Допишите недостающие части плана произведения Р. Киплинга «Братья Маугли»

- ….

- Мать Волчица не отдала Маугли Шер-Хану

- ….

- Маугли принят в Стаю.

3. Закончите предложение:

«Произведение «Волшебный барабан» можно назвать …., потому что. …

….…»

Личностные умения:

- проявлять интерес к сказкам зарубежных авторов;

- проявлять желание читать сказки зарубежных авторов;

- проявлять желание сочинять собственную сказку.

Познавательные умения:

- раскрывать значение понятия: «лизоблюд», «не брезгует», «приемыш», «Закон Джунглей», «диафильм», «кадр», «титры» и использовать его в активном словаре;

- определять жанр произведения и обосновывать свое мнение;

- определять главную мысль произведения и обосновывать свое мнение;

- определять отношение автора к героям произведения и обосновывать свое мнение;

- делить текст на смысловые части и обосновывать свое мнение;

- определять содержание и последовательность кадров для диафильма и обосновывать свое мнение.

Регулятивные умения:

- выполнять учебное задание, используя алгоритм;

- выполнять взаимопроверку и взаимооценку учебного задания.

Коммуникативные умения:

- учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству при выполнении учебного задания в паре или группе.

Предметные умения:

Работать с текстом произведения:

- описывать героя, его характер и поступки;

- пересказывать текст кратко (подробно);

- представлять сказку, используя иллюстрации и план.

• Читать сказку выразительно по ролям.

Составлять:

- простой и сложный план для пересказа;

- фразу-конструкт;

- рассказ об образе героя произведения, используя алгоритм;

- порядок кадров для диафильма;

- готовить текстовый материал для титров диафильма.

• Представлять подготовленный диафильм на тему «Маугли».

• Писать собственную сказку (о животных или волшебную, иллюстрировать и представлять ее.

Блок Г. Наш театр

Цели:

• Стимулировать интерес к инсценированию сказки С. Михалкова «Упрямый козленок»

•Актуализировать умение работать по алгоритму, инсценировать сказку.

Научить:

- раскрывать значение слова «сценарий», «синопсис», «ремарка» и использовать его в активном словаре;

- определять жанр произведения и обосновывать свое мнение;

- определять завязку, кульминацию и развязку в тексте сказки и обосновывать свое мнение;

- определять основную мысль произведения и обосновывать свое мнение.

- определять особенности героя и обосновывать свое мнение;

- определять особенности написания сценария и обосновывать свое мнение.

- работать с текстом произведения;

- составлять фразу-конструкт;

- писать сценарий сказки.

- инсценировать сказку, используя алгоритм и памятку;

- выполнять учебное задание, используя план;

- выполнять взаимооценку учебного задания;

- приходить к общему решению в рамках учебного диалога.

Задание 1 (З) Учебник ч. 2, с. 128

Назовите значение слова «сценарий».

Назовите главную мысль сказки С. Михалкова «Упрямый козленок».

Назовите героев сказки.

Дальнейшая работа с текстом сказки ведется по алгоритму. *

Опишите внешний вид, характер Козленка, Свиньи, Волков, Уточки.

Назовите завязку сказки «Упрямый козленок».

Назовите самый напряженный момент сказки «Упрямый козленок».

Назовите развязку сказки.

Задание 2 (П)

Верно ли, что Свинья помогла Козленку спастись? Обоснуйте свое мнение.

Можно ли утверждать, Козленка спасали все звери? Обоснуйте свое мнение.

Верно ли, что самый напряженный момент сказки (кульминация) – пир? Обоснуйте свое мнение.

Верно ли, что сказка «Упрямый козленок» волшебная сказка? Обоснуйте свое мнение.

Задание 3 (У) Учебник ч. 2, с. 63. с взаимооценкой

Определите вид сказки и составьте фразу-конструкт:

Произведение «Упрямый козленок» сказка о, потому что …. .

Произведение «Упрямый козленок» сказка о животных, потому что ее герои – звери умеют разговаривать и обладают человеческими качествами.

Сообщение учителя

Сценарий это литературно-драматическое произведение, написанное как основа для постановки спектакля или телефильма. Сценарий имеет четыре главных элемента:

• описательную часть (время и место действия)

• ремарку

• имя героя

• реплику героя

Подчиняясь законам драматургии, сценарий обладает структурой, в которой три части: завязка, кульминация, развязка.

Сценарий начинается с синопсиса – это краткое описание действия с добавлением образных элементов.

Публикации по теме:

Конспект урока. Литературное чтение в 3 классе В. П. Астафьев «Капалуха» Тип урока: освоение нового материала Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с жизнью и творчеством В. П. Астафьева; развивать.

Мастер-класс «Домик из скалки» технологическая карта изготовленияМастер-класс «Домик из скалки» технологическая карта изготовления Технологическая карта изготовления сюжетной поделки "Домик в деревне" Выполнила: Кузнецова Елена Геннадьевна, воспитатель высшей квалификационной.

Картотека «Технологическая карта» «Из чего можно сшить одежду?» 1. Этапы деятельности 2. Формы работы 3. Хронометраж 1. Мотивационно-ориентировочный Проблемная ситуация.

Технологическая карта «Цветик-семицветик» ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми Тема (проект, событие): «Цветик-семицветик».

Технологическая карта интегрированного занятия по ФЭМП и окружающему миру «Сказка в зимнем лесу» в старшей группеТехнологическая карта интегрированного занятия по ФЭМП и окружающему миру «Сказка в зимнем лесу» в старшей группе Технологическая карта интегрированного занятия по ФЭМП и окружающему миру (НОД) «Сказка в зимнем лесу» в старшей группе Цель: Cпособствовать.

Технологическая карта к открытому занятию Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи «Лесная прогулка» Балашова Александра Владимировна Воспитатель.

Технологическая карта НОД «В стране Смурфиков» Технологическая карта непосредственной образовательной деятельности Ф. И. О. педагога Бузанова Нина Габдулловна Должность воспитатель Полное.

Технологическая карта по РР «Виды транспорта» Білім беру саласы / Образовательная область/ Educational area: Коммуникация Блім / Раздел/ Subject:Развитие речи Таырыбы.

Технологическая карта проведения прогулки ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПРОВЕДЕНИЯ ПРОГУЛКИ Дата Педагог Тема деятельности Наблюдение за птицами Возрастная группа средняя группа Цель:.

Презентация «Технологическая карта урока «Деление с остатком». 5 класс ФИО учителя: Локтионова Федора Михайловна Место работы: г. Колпино СП/б, ГБОУ школа №589 Предмет: математика УМК: Математика. 5 класс Н. Я.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Технологическая карта литературное чтение 3 класс «Литературная сказка»
Опубликовано: 26 апреля 2018 в 18:34
+30Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД