Светлана Черемных
Конспект ОД по ознакомлению с окружающим миром «Знакомство с матрёшкой»
▼ Скачать + Заказать документы
Технологическая карта ОД
Вид деятельности: Ознакомление с окружающим миром. (Интегрированное)
Тема: «Знакомство с матрёшкой»
Цель: Создать условия для формирования представлений детей о русской народной игрушке – матрешке.
Задачи: Образовательные: познакомить детей с русской народной игрушкой – матрешкой;
- формировать умения подбирать слова-определения, описывая игрушку; расширять и обогащать словарный запас; учить различать предметы по величине, сравнивать, считать в пределах пяти;
Публикация «Конспект ОД по ознакомлению с окружающим миром „Знакомство с матрёшкой“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Матрешка, матрёшки
- Матрёшки. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2018
учить детей использовать ватные палочки при рисовании, совершенствовать изобразительную технику;
Развивающие: активизировать речь детей; развивать эстетический вкус детей: умение видеть, любоваться и восхищаться красотой русского сувенира; развивать творческие способности, внимание, память, мышление, воображение, мелкую моторику;
Воспитательные: воспитывать доброжелательность, аккуратность, чувство прекрасного, эстетический вкус, интерес и любовь к народным игрушкам.
Материалы и оборудование: Презентация, разрезные картинки, матрешка, конверт с письмом, матрешками – шаблонами, ватные палочки, краска гуашь.
Предварительная работа: Рассматривание альбома «Дымковские игрушки», чтение стихов о Дымке, прорисовывание элементов Дымковской росписи.
Интеграция областей: Речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое, музыкальное развитие.
Ожидаемый результат: охотно принимают участие в рассмотрении игрушки совместно с воспитателем, с желанием принимают участие в описании игрушки, активно отвечают на вопросы, повторяют за воспитателем стихотворение, считают, сравнивают матрешек, активны и заинтересованы при украшении фартука, проявляют интерес к участию в танцах.
Этапы (прописываются согласно этапам автора технологии) Деятельность педагога Деятельность детей
1. Введение ситуации
Приветствие: «Здравствуйте».
Сюрпризный момент:
Ребята, сегодня к нам в группу прилетела сорока - белобока и принесла нам вот такой красивый конверт от моей подружки. А вы хотите узнать, как зовут мою подружку? Чтобы узнать, как ее зовут нам надо выполнить задание.
Дидактическая игра «Собери картинку».
Кто появился у вас на картинке? (Матрёшка)
-Правильно. Матрёшка прислала нам письмо.
Здравствуйте ребятки, меня зовут Матрёшка, я нарядная и красивая! Приглашаю вас в гости к нам в деревню "Матрёшкино".
Там я вам всё расскажу и познакомлю со своими сестричками!
- Ребятки, хотите поехать со мной, познакомиться с матрёшками,
узнать кто такие матрёшки, из чего их делают?
- Поедем мы с вами на автобусе, садитесь пожалуйста.
Под песенку Екатерины Железновой "Автобус" "едем", выполняя движения по тексту, на экране мелькают картинки природы). Здороваются, выполняют движения по тексту
Собирают разрезные картинки
Дети проходят на стульчики
2. Актуализация знаний и умений
Проблемный вопрос
Цель: развитие воображения.
Проговаривание и заучивание стихотворения.
Цель: совершенствовать интонационную сторону речи, развивать память, внимание, речь.
Вот мы и приехали. Это деревня "Матрёшкино"
А вот и жители деревни. (Разные матрёшки) СЛАЙД
Посмотрите, какие они весёлые, нарядные и красивые.
Большие и маленькие. Во что они одеты? У них фартуки, платочки и все они, такие разные.
Нас встречает моя подружка Матрёшка! СЛАЙД (картинка большой матрёшки).
Она очень рада видеть вас. Сейчас она расскажет вам о себе.
Как вы думаете, из чего делают матрёшек?- Значит какая она? (деревянная) Скажем хором: деревянная.
Столяр вытачивает матрёшку из дерева (картинка).СЛАЙД
Потом подправляют пилочкой. СЛАЙД
Заглаживают шкуркой, чтобы можно было раскрашивать СЛАЙД
Придумывают эскиз, то есть рисунок СЛАЙД
Только потом художник раскрашивает матрёшку СЛАЙД
-Раскрасил по-другому сказать - расписал, можно еще сказать, что матрешка расписная. Скажем хором.
А вы знаете, что у матрешки есть секрет, как вы думаете какой?
(в ней еще есть матрешки) - А вы хотите их увидеть?
Ну тогда надо попросить матрешку показать своих дочек.
Давайте скажем такие слова:
Ты матрешечка – матрешка
Я возьму тебя в ладошки,
Покажи мне тех девчат,
что внутри тебя сидят! Спрашиваю у матрешки – ты согласна показать нам своих дочек?
Ответы детей
Рассматривают, отвечают на вопросы
Проговаривают стихотворение
3. Затруднение в ситуации Сравнение их по величине. Покажите самую маленькую? Самую большую? Построение матрешек по возрастающей величине. Сколько матрешек? Счет. Индивидуально и хором.
Нашу традиционную игрушку – матрешку знают не только в нашей стране России, но и далеко за ее пределами. С матрешкой не только играют дети во всем мире, а так же люди дарят друг другу как сувенир. Знаете что такое сувенир? - маленький подарок из России. Скажем хором – сувенир.
Дидактическое упражнение «Матрешки разные»
Давайте покажем, какие бывают матрешки.
Высокие — поднять руки и встать на носочки.
Низкие — присесть на корточки.
Широкие — развести руки в стороны.
Узкие — прижать опущенные руки к туловищу.
Ребята, моя подружка - Матрёшка приглашает нас на танец.
Физкультминутка.
Дуйте в дудки
Бейте в ложки
В гости к нам пришли матрёшки
Ложки деревянные
Матрёшечки румыные.
Наши девочки матрёшки
Не устали ваши ножки?
В круг скорее выходите
Как танцуете, покажите
А мальчики, не зевайте
И в ложки поиграйте! раскрывают матрешек, ставят их на стол, считают, действия с игрушкой
4. «Открытие» нового знания (способа действия) Матрешка говорит, что в письме, которое мы получили для вас есть подарочки, давайте посмотрим что там.
Достаю из конверта шаблоны матрешек из цветного картона.
–Вот каких матрешек вам принесла наша гостья. Посмотрите на них, нравятся? А чтобы они стали еще наряднее, что нужно сделать? (украсить фартук)
-Что для этого нам понадобится? (краска и кисть)
Вместо кисточки мы будем использовать ватные палочки.
Показываю весь ход работы, объясняя как держать палочку, набирать краску и примакивать. Объясняю детям, что украшать фартук можно по-разному, используя краску на выбор (уточнить цвет краски – зеленая и красная). Для каждой краски своя палочка.
Прежде чем приступить к работе. Давайте сделаем гимнастику для пальчиков, чтобы их разогреть:
Прежде, чем рисовать
Нужно пальчики размять.
Кулачки разжали – сжали,
Кулачки разжали – сжали.
А теперь потрем ладошки
Друг о друга мы немножко.
Один, два, три, четыре, пять (загибают поочередно пальчики)
Начинаем рисовать!
-Приступаем к работе, будьте аккуратны и за контур фартука не переходите. Кто закончит, палочку положите на салфетку.
Ответы детей
Выполняют гимнастику для пальцев рук
Самостоятельная работа детей
5. Осмысление (итог) - Посмотрите, как много ярких, красивых, разных матрешек появилось у нас.
-Кукла-матрешка — это заботливая, добрая мама. Такую игрушку делают только в нашей России, только русские мастера. А радует и греет душу русская игрушка всем добрым людям на земле. Когда к нам в Россию приезжают иностранные гости, они обязательно везут домой на память нашу русскую народную игрушку.
-И вот теперь ваши матрешки будут согревать сердца тех, кому вы их подарите. Давайте подарим своих матрёшек нашим гостям на память о нашем занятии.
А нам пора возвращаться в детский сад.
Дети садятся в "автобус" машут рукой.
Ребята, где же мы были сегодня с вами? (в гостях у матрёшек).
Кто мне скажет, из чего делают матрёшек? (столяр из дерева).
А потом что делают? (правят, шкурят, раскрашивает художник.)
Вам понравилось в гостях? Кому было весело, интересно в гостях у Матрёшки – похлопайте в ладоши.
Посмотрите, моя подружка Матрёшка приготовила вам угощенье.
Дарят рисунки гостям
Садятся в автобус
Ответы детей