МААМ-картинки

Технологическая карта урока изобразительного искусства в 5 классе «Иллюстрирование литературного произведения»

Полина Пермина
Технологическая карта урока изобразительного искусства в 5 классе «Иллюстрирование литературного произведения»

Технологическая карта урока изобразительного искусства

учитель изобразительного искусства Пермина П. Д.

5 класс

УМК: С. П. Ломов «Изобразительное искусство» Москва «Дрофа»

Продолжительность урока 45 минут

Тема: Иллюстрирование литературных произведений

Номер урока в данной теме : пятый

Тип урока : комплексное применение знаний и умений и навыков

Публикация «Технологическая карта урока изобразительного искусства в 5 классе „Иллюстрирование литературного произведения“» размещена в разделах

Цели и задачи урока : Познавательные – знакомство с творчеством русских художников – иллюстраторов И. Билибиным, В. Конашевичем, В. Васнецовым, раскрытие содержание композиции цветом, научиться сравнивать понятия иллюстрация и рисунок, изучить закономерности создания иллюстрации, ознакомить с работами художников-иллюстраторов сказки «Конек-горбунок», знакомство с книжной графикой; научить выбирать фрагменты литературного произведения для иллюстрирования;

Воспитывающие - умение последовательно и самостоятельно выполнять работу, выражать свои мысли и чувства, интерес к чтению и творческому осмыслению прочитанного, показать нравственную ценность сказки через анализ поступков главных героев сказки

Развивающие – развитие у учащихся интереса к русской литературе, книжной графике.

формирование художественно-эстетических чувств, образного воображения, речи развитие творческих способностей школьников,

Форма урока : тематическое рисование по представлению и воображению, иллюстрирование литературного произведения сказки П. Ершова «Конек – горбунок».

Приемы, методы, технологии обучения : метод проблемного изложения материала., беседа, работа с текстом и иллюстративным материалом, практическая работа. Личностно – ориентированная технология, ИКТ.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, работа в парах, индивидуальная.

Оборудование:

для учителя: презентация к уроку, книги художников иллюстраторов И. Билибина,, В. Конашевича, В. Васнецова. Книга П. Ершова «Конек – горбунок» разных изданий, с иллюстрациями разных художников, заготовки иллюстраций, презентации ученика Биография П. П. Ершова.

для учеников – альбомы, карандаши, краски акварель или гуашь, кисти.

Ожидаемый результат: умение составить композицию иллюстрации к сказке П. Ершова «Конек-горбунок» с цветовым решением.

Принципы наглядности, доступности, последовательности, активности и сознательности.

План урока

1. Организационный момент

Самоопределение к деятельности. -2 мин

2. Объяснение нового материала -13 мин

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. Постановка учебной задачи Закрепление пройденного материала

4. Самостоятельная работа - 27 мин

5. Завершение урока и задание на дом. Рефлексия. Подведение итогов - 3 мин

Планируемые результаты

предметные метапредметные личностные

Умение в соответствии с содержанием композиции подбирать время года, дня, освещение и вместе с ними выбирать выразительный колорит и цветовую гамму. Умение передавать настроение цветом, выделять композиционный центр цветом, использовать в качестве средства художественной выразительности цветовой и тепловой контраст. Умение самостоятельно определять цели и задачи учебной деятельности, планировать наиболее эффективные способы и пути достижения цели, контролировать учебные действия и оценивать результат. Умение вести диалог, слушать собеседника, рассуждать, сравнивать, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, логически рассуждать, делать выводы, умозаключения. Формирование гуманистических, демократических ориентаций, основ гражданственности, любви к своей стране. Будущей профессии, бережного отношения к материальным и духовным ценностям. уважение к культуре и традициям народов России; осознание своей национальности через знакомство с лучшими образцами русского изобразительного искусства Формирование эстетических ценностей. потребностей, чувств.

Формирование представлений о нравственных нормах. Дальнейшее развитие фантазии, воображения. Пространственного представления. художественного чутья, чувства цветовой гармонии. Формирование самостоятельности, способности к самооценке и самоконтролю, владение познавательной и личностной рефлексией, ориентация на результат.

1. Организационный момент

Самоопределение к деятельности.

Деятельность учащихся

Практическая работа учащихся

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку

Включение в деловой ритм, устное сообщение учителя

Подготовка к уроку учебник (ч. 1, рабочей тетради, альбома, живописного материала (акварель, гуашь, цветные и акварельные карандаши, кисти, вода.

Необходимое обеспечение: компьютер, проектор, экран. подготовка класса к работе

2. Объяснение нового материала -13 мин

А)Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. Б)Постановка учебной задачи В)Закрепление пройденного материала

А)Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Цель: выявить уровень знания, определить типичные ошибки

Вы любите книги, чтение сказок?

Проанализируйте определение слова «иллюстрация» взятое из толкового словаря и выявить отличие иллюстрации от рисунка.

Вопросы: Чем отличается иллюстрация от простого рисунка? Что будет пояснять иллюстрация, которую мы должны создать к концу урока? Итак, иллюстрация поясняет текст сказки.

Б)Постановка учебной задачи

Цель: мотивация учебной деятельности учащихся на выполнение задания (Показ репродукций, выставочный материал, книги сказок).

Ребята, любите ли вы сказки? Несомненно! Мы любим их читать, имея красивую книгу с яркой обложкой и красочными иллюстрациями. Внимательно ли вы их читаете? Вы можете представить книгу без иллюстрации? Назовите имена художников, любивших рисовать сказки для детей.

Мини-презентации детей о художниках Ю. Васнецове, И. Билибине, Милашевском.

Иван Билибин делал иллюстрации в декоративно-плоскостном стиле, Юрий Васнецов подражал рисункам детей, Владимир Милашевский работал в реалистической манере, передавая в работах объем и воздушное пространство. Каждая из представленных иллюстраций является целостным высокохудожественным произведением.

Ребята! Вспомните творчество какого либо художника иллюстратора назовите отличительные черты его манеры рисования (художники Михаил Врубель, Александр Елисеев книга «Конек-горбунок»)

Вывод: художники используют в своих работах разные стили изображения.

Кто-то говорит, что сказка "Конек-горбунок" - шедевр, Она насыщена волшебными героями: Жар-птица, огромная рыба и другие. В сказке встречаются устаревшие слова, интуитивно понятные, придающие особый колорит произведению. Сказку Конёк-Горбунок читать одно удовольствие! В ней и юмор, и философия, и конечно же, чудеса.

Что мы знаем о П. П. Ершове? Что мы знаем о его одной единственной сказке? Когда и почему Ершов стал знаменит?

минипрезентация о П. Ершове.

Учитель: предлагаю определить цель своей деятельности на уроке.

Цель: создать иллюстрацию к сказке «Конек-горбунок»

Чтобы достичь этой цели, нам придется решить ряд задач:

- узнать, что такое иллюстрация и чем она отличается от обычного рисунка?

-выяснить, как создаются иллюстрации?

Презентация учителя «Иллюстрирование сказки П. Ершова «Конек горбунок»

при просмотре слайдов проводится проверка знания содержания сказки. (на партах вопросы)

Проанализировав композицию делаем вывод:

Главные задачи на уроке –раскрыть содержание сказки, используя художественные средства:

А) определение линии горизонта;

Б) пластику движения основных линий композиции;

В) выделение композиционного центра размером и контрастом;

Г) придумать цветовое решение, соответствующее времени года и настроению сюжета.

В)Закрепление пройденного материала

Применение знаний и умений в новой ситуации. Теперь, когда мы хорошо представляем себе главных героев сказки, самое время начать работу над созданием иллюстрации. Обратимся за помощью к профессиональным художникам, которые уже работали над иллюстрированием этой сказки. Цель: выполнить задание, тренирующее способности составления композиции

Цель: ставят цели, формулируют и уточняют тему урока

Составляют план достижения цели

Проверка знания содержания сказки. Работа в парах, ответить на вопросы.

1 Кто подарил Иванушке чудесного Конька-горбунка? (Белая кобылица)

2. Что посоветовал Конёк-горбунок Ивану, когда тот нашёл перо Жар-птицы? (Не брать его)

3. На какую должность взял царь Ивана для службы при дворце? (Главный конюх)

4. Что приказал Ивану царь, когда узнал, что у того есть перо Жар-птицы? (Достать саму Жар-птицу)

5 Во второй раз царь отправил Ивана за прекрасной Царь-девицей, чтобы взять её себе в жены. Но Царь-девица сказала, что не выйдет замуж за царя, пока не получит свой перстень. А где находился этот перстень? (В океане)

6 В поисках перстня Иван встретил Чудо-юдо рыбу – кит. За что кит нес тяжкое наказанье и выполнял роль острова, на котором жили люди? (За то, кит проглотил три десятка кораблей)

7. Даже когда Иван привез перстень, Царь-девица не хотела идти замуж за царя. Что еще она от него потребовала? (Чтобы он помолодел, искупавшись в трех котлах)

8. Иван, которого царь послал первым искупаться в котлах, стал красавцем хоть куда. А что стало с царем? (Сварился в первом же котле)

9. Чем закончилась сказка? (Иван женился на Царь-девице и стал царем).

Во время ответов просмотр презентации.

При выполнении композиции учащиеся самостоятельно выбирают средства художественной выразительности: время года, дня, освещение, цвет, колорит, контраст и т. д. в зависимости от содержания.

Совместное составление алгоритма поэтапного рисования

1 этап. Выбрать самый любимый момент сказки П. Ершова «Конек-горбунок»

2 этап. Выполнить эскиз к композиции, продумав, где будут располагаться главные герои, какого они будут размера, в общих чертах должно быть понятно их движение, поворот.

3 этап. Выполните рисунок композиции. Старайтесь как можно точнее перенести эскиз на большой лист. Для этого можно эскиз и лист поделить на равные клеточки и в процессе увеличения масштаба ориентироваться на них. Следить за тем. Чтобы изображения были понятны без пояснений. Для этого нужно, чтобы герои были нарисованы в естественных позах (например, разговаривали между собой, стояли рядом и смотрели друг на друга, чтобы выразительным было положение торса, ног и рук в пространстве, показаны характерные жесты.

4 этап. Живописное решение композиции – в реалистичном (объемном) или декоративно-плоскостном стиле

Физминутка.

Встаньте и покажите руками, какого примерно роста был конек – горбунок. А какой длины были его уши? Еще раз. Закройте глаза и представьте, что получилось бы у нас, если бы мы решили изобразить конька-горбунка в полный рост. Садитесь.

Проблемная ситуация: посмотрите внимательно на иллюстрации разных художников к сказке «Конек-горбунок» и попробуйте сделать вывод, на какие моменты следует прежде всего обращать внимание при иллюстрировании.

Выводы:

1)В сказке для иллюстрирования выбираются, как правило, фантастические персонажи: жар-птица, чудо-рыба и т. д. Ведь предполагается, что сказку будут читать дети, и художник должен помочь им представить этих волшебных героев, которых они никогда в жизни не видели.

2)Обязательно присутствуют на иллюстрациях главные герои.

3)Кроме того, иллюстрируются самые важные и захватывающие моменты сказки.

3 шаг- определение композиции рисунка. Что будет являться композиционным центром рисунка? Как обозначить композиционный центр на рисунке?

4 шаг-цветовое решение. Как с помощью цвета передать характеры героев, их настроение? Как передать сказочную атмосферу произведения

4. Самостоятельная работа При выполнении композиции учащиеся самостоятельно выбирают средства художественной выразительности: время года, дня, освещение, цвет, колорит, контраст и т. д. в зависимости от содержания.

работа в альбоме. Выполнение иллюстрации к сказке П. Ершова «Конек – горбунок»

рисование по воображению и представлению

5. Завершение урока и задание на дом. Повторить биографию П. П. Ершова, выполнить иллюстрацию к другим произведениям П. Ершова

Рефлексия. Продолжите фразы: На уроке мне понравилось Самым интересным и полезным на этом уроке было …

Подведение итогов Цели, поставленной вначале урока, мы достигли. Экспресс-выставка.

Что нужно помнить, чтобы создать хорошую иллюстрацию?

Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Просмотр всех работ. Учащиеся рассказывают, что они хотели передать в своей композиции, называют средства художественной выразительности, которые помогли передать замысел, оценивают результат, рассуждают о том. Что помешало раскрыть содержание. Анализ своей работы и работ одноклассников

Спасибо за урок!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект урока изобразительного искусства в 6 классе по теме «Изображение предметного мира — натюрморт». Урок изобразительного искусства в 6 классе. [/b] Тема «Изображение предметного мира – натюрморт» Цель урока: • Познакомить учащихся с основами.

Конспект занятия по изобразительного искусству в 3 классе. Иллюстрирование басни «Стрекоза и Муравей» Тема: иллюстрирование басни «Стрекоза и Муравей» Цель: научить иллюстрировать басни И. А. Крылова Задачи: Образовательная: формировать.

План-конспект урока изобразительного искусства во 2 классе специальной (коррекционной) школы 8 вида. Тема урока: «Первый снег» Тема урока: "Первый снег" Тип урока: комбинированный. Вид работы: тематическое рисование. Задачи урока: 1. Учить изображать природу в результате.

Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе на тему Духовно-нравственные проблемы в тексте К. Г. Паустовского .

Технологическая карта урока математики в 1 классе по теме «Насколько больше или меньше» Технологическая карта урока Этапы урока Материал ведения урока Деятельность учащихся УУД на этапах урока I. Организационный этап. Создание.

Технологическая карта урока музыки в 3 классе «Певцы русской старины» Предмет: музыка 3 класс. Тема урока: «Певцы русской старины». Цель урока: раскрыть сущность выражения «певцы русской старины» на примерах.

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по программе «Начальная школа XXI века» 1. Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по программе «Начальная школа XXI века» 1. Тема урока: Одушевлённые и неодушевлённые.

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе для индивидуального обучения ребенка с ОВЗ Технологическая карта урока, составленная для индивидуального обучения ребенка с ОВЗ Общая часть Предмет Русский язык 1 доп. класс ФИ.

Технологическая карта урока во втором классе по русскому языку по программе «Школа России» Технологическая карта урока во 2 классе по русскому языку по программе: «Школа России». Учитель: Богачева Елена Павловна. Тема урока: Развитие.

Урок литературного чтения во втором классе «Произведения о животных» Цель: продолжить знакомство с произведениями о животных. Задачи: 1. Познакомить с рассказом В. В. Бианки “Плавунчик”. 2. Развивать навык.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Технологическая карта урока изобразительного искусства в 5 классе «Иллюстрирование литературного произведения»
Опубликовано: 31 января 2017 в 07:49
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД