Получи документы

Технологическая карта занятия по обучению хакасскому языку русскоязычных детей «Игрушки» в средней группе

Людмила Казагашева
Технологическая карта занятия по обучению хакасскому языку русскоязычных детей «Игрушки» в средней группе

Технологическая карта занятия по теме : «Игрушки»

Образовательная программа: «Ирке ек»

Возрастная группа : Средняя группа

Методика дошкольного образования: «Обучение хакасскому языку русскоязычных детей»

Образовательная область «Речевое развитие».

Направление: коммуникативная деятельность.

Лексическая тема: «Игрушки»

Публикация «Технологическая карта занятия по обучению хакасскому языку русскоязычных детей „Игрушки“ в средней группе» размещена в разделах

Педагогическая цель: создание условий для речевого развития русскоязычных детей по обучению хакасскому языку, интонационной выразительности речи.

Задачи:

Образовательные:

Учить детей вести диалог на хакасском языке.

Закрепить умение рассказывать о своих игрушках.

Совершенствовать умение составлять предложение на хакасском языке, уметь самостоятельно задавать вопросы. Познакомить детей с новыми словами по лексической теме «Игрушки».

Закрепить имеющийся лексический материал по теме.

Развивающие:

Развивать интонационную выразительность речи: изменение голоса по высоте, силе.

Развитие координации движений.

Совершенствовать мелкую моторику пальцев рук.

Воспитательные:

Воспитывать чувство сопереживания.

Совершенствовать умение работать в коллективе, выслушивать ответы сверстников.

Словарная работа: лексический материал по теме «Игрушки»

Целевые ориентиры образования: обладает развитыми коммуникативными способностями, а также воображением, которое реализуется в разных видах деятельности; проявляет ответственность за начатое дело.

Освоение содержания образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно – исследовательская, музыкальная.

Средства реализации :

Главные герои НОД: игрушки : мишка, заяц,

развивающая среда :

дидактический материал:

Предварительная работа:

• поисковая работа по подбору игрушек по теме «Игрушки»;

• разучивание игры «Карусель».

• создание развивающей среды : оформление праздничного зала.

Примерный хронометраж НОД:

1. Мотивационно - побудительный этап. Продолжительность 2-3 мин.

Задачи этапа Организация направленного внимания.

Формирование представлений о предстоящей деятельности.

Ресурсы этапа

Методы, формы, приемы организации, возможные виды деятельности Коммуникативная, игровая деятельности.

Беседа, игровые приемы. Сюрпризный момент.

Создание проблемной ситуации.

Деятельность педагога Организация образовательного пространства (рассматривают развивающую среду). Создание проблемной ситуации, требующей разрешения. Направление к деятельности наводящими и проблемными вопросами.

Содержание материала Дети по следам котенка направляются в музыкальный зал.

Встреча с собакой (Адай).

Игровое упражнение «Поздороваемся»

Цель: создание психологического настроя для общения, развитие координаций движений.

Ход игры:

Собака: Здравствуйте, ребята! (Изеннер, палалар)

Ребята, поздороваемся с нашими частями тела.

Изеннер, харахтар, сiрер усхун азар ба?

(поглаживая глаза)

Изеннер, наахтар, сiрер усхун азар ба?

(поглаживая щечки)

Изеннер, хулахтар, сiрер усхун азар ба?

(поглаживая ушки)

Изеннер, холлар, сiрер усхун азар ба?

(поглаживая руки)

Изеннер, азахтар, сiрер усхун азар ба?

(поглаживаем ноги и тихонечко топаем)

Изеннер, пiс усхун абыс па?

(протягивая руки вперед).

Собака (плачет) : У меня есть друг котенок Хоосха ах;. Я потерял его и не могу найти, а ведь сегодня у котенка День рождения. Я хотел приготовить для него сюрприз: надул шары, приготовил стол для угощений. А его все нет и нет. Что же мне делать!

Воспитатель: Мы сможем помочь собачке? А как мы сможем это сделать? (накрыть стол, приготовить подарок для котенка, создать веселое праздничное настроение)

Деятельность детей Поиск решения проблемной ситуации, осознают и принимают поставленную задачу.

Желание к общению, заинтересованность в игре.

Ожидаемый результат Готовность к предстоящей деятельности. Внутренняя мотивация на деятельность.

2. Организационно-поисковый этап. Продолжительность 18-20 мин

Задачи этапа Усвоение, закрепление, расширение, обобщение имеющихся знаний.

Смена видов деятельности, предупреждение утомляемости.

Применение знаний и умений.

Ресурсы этапа Развивающая среда.

Дидактический материал: муляжи продуктов питания - молоко, чай, хлеб, масло, сыр, сахар, сок; предметные картинки продуктов питания : молоко, чай, хлеб; массажный коврик для ног; разрезные картинки открыток (по количеству детей).

Материал для творческой деятельности: шаблон открытки; клей – карандаш; салфетки.

Методы, формы, приемы организации, возможные виды деятельности Игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно-исследовательская деятельности.

Приемы активизации самостоятельного мышления детей. Решение проблемных ситуаций. Объяснение с наглядной демонстрацией материала.

Дидактические игры. Игровые приемы.

Деятельность педагога Организация поисковой деятельности, взаимодействия в достижении результатов.

Объяснение, рассказывание.

Содержание материала Собака: Тогда давайте с вами познакомимся! (Минi адым Адай. Мин мячик ойнир а тын хынчам.)

Речевая игра «Ты кто?»

Цель: совершенствовать умение составлять предложение на хакасском языке.

Ход игры:

Воспитатель: Вот мы и познакомились, пора приниматься за дело. С чего начнем?

(дети, используя развивающую среду, находят решение)

Дидактическая игра «Накроем стол»

Цель: закрепить лексический материал по теме «Продукты питания»

Материал: предметные картинки и муляжи продуктов питания: молоко, чай, хлеб.

Ход игры:

Воспитатель показывает предметную картинку, дети находят муляж, ставят на стол, проговаривая слово.

Воспитатель: Пу ниме? (показываю картинку молока).

Дети: Сут.

Воспитатель: Пу ниме? (показываю картинку чая).

Дети: Чей.

Воспитатель: Пу ниме? (показывая картинку хлеба).

Дети: Халас (Iпек).

Дидактическая игра «Волшебный сундучок»

Цель: знакомство с новыми словами по лексической теме.

Материал: муляжи продуктов питания: масло, сыр, сахар, сок.

Ход игры:

Дети находят в сундучке муляжи продуктов питания, воспитатель проговаривает слова на хакасском языке, дети повторяют, ставят на стол.

Адай: Пу ниме?

Воспитатель: Хайах (масло). (Дети произносят слово шепотом, в полный голос).

Мияу: Пу ниме?

Воспитатель: Сыр. (Дети произносят слово шепотом, пропевают его). Некоторые слова на хакасском языке звучат точно также как и на русском.

Адай: Пу ниме?

Воспитатель: Сахар.

Хоосхачах: Пу ниме?

Воспитатель: Сок.

Физ. минутка «Пройдись по дорожке»

Цель: закрепить произношение хакасских слов в пении, совершенствовать координацию движений.

Материал: массажный коврик

Ход физ. минутки:

Пiс чол а парарбыс,

Пic сыйых табарбыс,

Ол сыйыхты пiс аларбыс,

Хоосха ахха сыйлирбыс.

Дидактическая игра «Собери картинку»

Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук, творческого мышления.

Материал: разрезные открытки (по количеству детей, шаблон для открытки, клей – карандаш, салфетки.

Ход игры: Дети собирают части разрезных картинок, приклеивая их на шаблон открытки.

Воспитатель: Что же нам еще придумать для того, чтобы котенок нас услышал? А может мы покричим его?

Игровое упражнение «Веселое эхо»

Цель: развитие силы голоса, совершенствование произношения хакасского слова котенок (Хоосхачах)

Ход игры: Дети по очереди зовут котенка, произнося слово многократно, с постепенным понижением силы голоса.

Деятельность детей Участвуют в поиске решения проблемной ситуации, в играх. Самостоятельно рассуждают, проговаривают четко слова. Делают выводы, выполняют физ. упражнения.

Ожидаемый результат Способность самостоятельно действовать, решать проблемные ситуации.

Сформированные представления, умения и навыки.

Любознательность и активность.

Снятие напряжения, эмоциональная и физическая разрядка.

Овладение определенным объемом знаний и умений.

3. Рефлексивно-корригирующий этап. Продолжительность 2-3 мин.

Задачи этапа Подведение итогов НОД, обобщение полученных знаний.

Формирование элементарных навыков самооценки.

Ресурсы этапа Открытки для поздравления.

Угощение от именинника (конфеты).

Методы, формы, приемы организации, возможные виды деятельности Коммуникативная деятельность.

Беседа, обсуждение, поощрение.

Оценка ориентирующая.

Деятельность педагога Подведение итогов НОД – сопоставление результатов с целью.

Содержание материала В зал заходит кот (Хоосха ах;)

Поздравление с Днем рождения – «Хоровод»

Пiс Хоосха ахсар килдiбiс

Iпеге ек а ылдыбыс

Мында п зiк ол

Мында чабызах ол

Мында чалба ас ол

Мында нiске ек ол

Iпегес, iпегес

Кем кирек чоохтап пир.

Вручение открыток.

Воспитатель: Как же мы смогли помочь друзьям? (дети рассказывают о том, как помогли собаке Адай найти друга).

Кот благодарит детей, угощая конфетами.

Деятельность детей Обобщают полученные знания, повторяют новые слова.

Ожидаемый результат Осознание собственных знаний, полученных результатов - сформированность элементарных навыков самооценки.

Конспект индивидуальной работы по хакасскому языку в средней группе «Игрушки» («Ойначахтар»).

Конспект индивидуальной работы по хакасскому языку в средней группе «Игрушки»

Цель: изучить новые слова на хакасском языке, продолжать развивать диалогическую речь.

Задачи:

Закрепить с детьми названия игрушек на хакасском языке.

Продолжать поддерживать атмосферу, способствующую общению детей на хакасском языке. Продолжать обучать детей грамотно строить предложения, уметь самостоятельно задавать вопросы.

Оборудование и материалы: игрушки : аба (мишка,хозан (заяц, машина (машина, мерчiк (мячик, кокло (кукла, костюм продавца.

Организация работы:

Ход индивидуальной работы:

Входят дети средней группы в количестве 5 человек.

Воспитатель: Изеннер, палалар!

Дети:Изеннер.

Воспитатель: Пожелаем друг-другу доброго дня и улыбнёмся. Ребята, давайте встанем в круг вокруг игрушек и поиграем в игру “Карусель”. Вы хотите поиграть?

Дети: Да.

«Карусель» ойын. (Игра «Карусель)

Дети идут по кругу и поют.

Еле-еле-еле-еле закружились карусели (медленно идем по кругу)

А потом-потом-потом (немного ускоряемся)

Все бегом-бегом-бегом (еще ускоряемся)

А потом-потом-потом все бегом-бегом-бегом

Тише, тише, не спешите (замедляемся)

Карусель остановите. Стоп!

лл-л, лл-л

Карусель йлн.

Башта крен барабыз

Аннан йгреп алабыз

Йгерделр, йгерделр

Ашыкмагыз, ашыкмагыз

Карусельне туктатыгыз

(Идут медленно)

Бер, ике, бер, ике

Мен уенда бетте.

Дети останавливаются. Каждый ребенок берет себе ту игрушку, напротив которой он остановился. Воспитатель задает вопросы.)

Воспитатель: Полина, пу ниме? (Это кто)

Полина: Пу хозан. (Это заяц.)

Воспитатель: Рома, пу ниме? (Это что)

Рома: Пу машина. (Это машина.)

Воспитатель: Лиза, пу ниме? (Это что)

Лиза: Пу кокло. (Это кукла).

Воспитатель: Диана, пу ниме? (Это что)

Диана: Пу. (Это мячик.)

Воспитатель: Никита, пу ниме? (Это что)

Никита: Пу аба. (Это мишка.)

Воспитатель:. (Молодцы дети, садитесь.)

Стук в дверь.

Воспитатель: (Ребята,давайте спросим кто там)

Дети: Кем анда?

Воспитатель открывает дверь и заходит с куклой.

Воспитатель: Посмотрите это кукла, ее зовут Тарина. Она пришла к нам в гости. Давайте поздороваемся с ней.

Дети: Изен, Тарина!

Тарина: Изеннер, палалар!

Воспитатель: Ребята посмотрите, какие игрушки нам принесла Тарина.) Она нас приглашает в игру “Магазин игрушек. Для этого нам нужно выбрать продавца по считалке.

Воспитатель выбирает продавца по считалке.

Воспитатель:

лчи, блчи,

ни клмк лчи.

лчи торгач итмде,

Кис торгач бетмде.

Чк, чыпчык син кал ул чык!

Продавцом у нас будет Никита, а остальные будут покупателями.

Воспитатель: (Начинаем игру)

Продавец: Изеннер. (Здравствуйте)

Покупатель: Изеннер. (Здравствуйте)

Продавец: Син кем (Ты кто)

Покупатель: Мин Диана. Син кем? (Я Диана. Ты кто)

Продавец: Мин Никита. Сагаа ниме кирек? (Я Никита. Что тебе нужно)

Покупатель: Магаа кокло кирек. (Мне нужна кукла)

Продавец: Мына сагаа кокло. (Вот тебе кукла)

Покупатель: Алгыс. Анымчох! (Спасибо. До свидания)

Продавец: Анымчохтар! (До свидания)

Воспитатель: (Молодцы дети). Кукле Тарине очень понравилась эта игра и она хочет остаться с вами. Вы заберете ее к себе в группу?

Дети: Да.

Воспитатель: Ребята познакомьте ее с другими ребятами, которые у вас группе.

Дети: Хорошо.

Воспитатель: Какая игра вам больше понравилась?

Дети: «Магазин игрушек», игра «Карусель»

Воспитатель: Можете и дома с вашими родителями поиграть в эти игры. Поиграете?

Дети: Да.

Воспитатель: Вы у меня все молодцы. Все очень старались.

Дети:

Формирование этнокультурного компонента у детей дошкольного возраста

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми средней группы по окружающему миру

Тема: «Мы живем в Хакасии»

Цель: создание условий для расширения и закрепления представлений детей о Хакасии, как Малой Родине посредством познавательной активности.

Задачи:

Обучающие :

- Создать условия для закрепления представлений о Республике Хакасия, ее государственной символике, коренных жителях;

- Способствовать расширению представлений о достопримечательностях Хакасии, национальных костюмах, национальном фольклоре.

Развивающие:

- Способствовать развитию умений анализировать, сравнивать, обобщать и устанавливать причинно-следственные связи;

- Содействовать развитию интереса и уважения к хакасской культуре через национальные игры, загадки;

- Способствовать обогащению словарного запаса (пого, изенер, аным-чох).

Воспитательные:

- Воспитывать чувство гордости и патриотизма к своей малой Родине;

- Создавать положительный эмоциональный настрой;

- Способствовать сплочению детского коллектива.

Материалы и оборудование: кукла в русском национальном костюме, рукавица с хакасским орнаментом; хакасский национальный костюм; макет юрты, образцы природных материалов, компьютер, проектор, презентация, аудиозапись с хакасской национальной мелодией; разрезные картинки с изображением флага и герба Республики Хакасия; видеозапись Мульти-России «Республика Хакасия»;

Виды детской деятельности:

1. Коммуникативная деятельность.

2. Игровая деятельность.

3. Познавательная деятельность.

Ход ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент. Эмоциональный настрой детей. Тихо звучит хакасская национальная мелодия.

Воспитатель: Прошу детей поприветствовать гостей и встать в круг.

Воспитатель: Ребята, а хотите, я с вами поздороваюсь на хакасском языке?

Воспитатель: Давайте вместе поздороваемся на хакасском языке. Изенер, ребята!

Дети: Изенер!

Воспитатель: Ребята, к нам в гости приехала Кукла Маша. Она хочет ваши имена, для этого я предлагаю поиграть с ней в игру «Назови ласково». Давайте встанем в круг. Дети встают в круг и передают друг другу куклу и называют себя ласковым именем.

Воспитатель: «У нас получился крепкий круг. Мы с вами как одна большая крепкая и дружная семья. Ребята, а как вы думаете, что нас всех с вами объединяет? (ответы) Где мы с вами живем? А где находится город Саяногорск? Хакасии) Вот ребята, получается Хакасия это наша малая родина. Наша кукла Маша (кукла в русском национальном костюме) приехала в Хакасию и тоже хочет побольше узнать о нашей Родине. Начнем вместе с ней знакомиться с нашей республикой? (да)

2. Презентация герб и флаг Хакасии

Воспитатель: Ребята, прошу развернуться и посмотреть. Что изображено на картинке слайда. Как вы думаете, что здесь изображено? (символы) У нашей республики, как и у нашей Родины – России и у всех городов России есть свой флаг и герб. На государственном гербе Хакасии красуется снежный барс, он символизирует красоту нашего края. Герб круглый и похож на выгнутый щит, который обрамлен по краям зелеными ветвями, олицетворяющими жизнь, а вверху солярный знак, обозначающий солнце.

Воспитатель: ребята, как вы думаете, в республике Хакасия есть флаг? (да)

Государственный флаг Республики Хакасия представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из четырёх полос. Три равновеликие полосы расположены горизонтально в последовательности: верхняя — синего, средняя — белого и нижняя — красного цвета. Четвёртая полоса, зелёного цвета, располагается вертикально, непосредственно у древка, объединяя горизонтальные полосы. В середине зелёной полосы изображён солярный знак (символ Вселенной) золотистого цвета.

Воспитатель: А сейчас хотите поиграть в игру «Собери герб и флаг Хакасии»? (да) Для этого нужно разделиться на две команды. (подходят к столам) Вот здесь на столах лежат два конверта, а в конвертах разрезные картинки (открывает, достает). Попробуем собрать их? Приступаем (музыка, дети собирают герб и флаг).

Давайте посмотрим, что получилось у этой команды? (флаг) А что получилось у этой команды? (герб) Молодцы, справились.

3. Воспитатель: Ребята, Хакасия – это волшебная и древняя земля, у которой очень красивая и богатая природа. Давайте посмотрим, сколько у нас в Хакасии красивых уголков природы. В ней есть бескрайние степи, высокие могущественные горы, глубокие и чистейшие озера. Гости из разных районов страны, любят бывать в нашей республике, они сплавляются по рекам: Чулым, Белый Июс, Чёрный Июс, Абакан, Енисей, посещают пещеры, купаются и загорают на озерах Шира, Иткуль, Белё. Большую часть Хакасии занимают степи, здесь много курганов, на них высятся загадочные каменные стелы. Курганы – это далекое прошлое хакасского народа. (при рассказе пролистываются слайды презентации о достопримечательностях Хакасии)

Дети, также в нашей республике находится много полезных ископаемых. Я хочу представить их на ваше обозрение. Прошу подойти сюда, здесь образцы горных пород, которые добываются в нашей Республике: каменный уголь, бурый уголь, железная руда, мрамор, известняк, гранит, гипс. (для ознакомления предоставляются детям наглядные образцы материалов полезных ископаемых, минералов).

На территории Хакасии есть лес, который дает много строительного материала. (слайд лес Хакасии). А вы знаете, какие деревья растут в Хакасии? (ответы) А хотите поиграть игру «Деревья Хакасии»? (да). Д/ и: (Поиск и отбор карточек с деревьями, которые растут в Хакасии : ель, сосна, кедр, лиственница, берёза, вяз, тополь).

Молодцы! Правильно выбрали.

4. Физкультминутка.

- Ребята, а теперь, давайте поиграем в хакасскую народную игру «Спрячь рукавицу».

Подходим к 4 столу, на нем юрта, под ним сундук с костюмом.

5. Воспитатель: В древности хакасы жили в особых домах, которые назывались юрты. (показывает макет юрты) Вокруг юрты

В Хакасии люди носят яркую, нарядную одежду. Ой, а что это у нас под столом? (достает сундук, открывает) Здесь лежит хакасский национальный женский костюм. Давайте его посмотрим (достаёт, показывает детям, примеряет на себя и рассказывает). Девушки любили носить красивые длинные платья, на голове носили платки. Женщины носили такое украшение, оно называется «пого». Это служило не только для красоты, но и для оберега от злых духов. Особенно хакасы любили украшать свою одежду орнаментами, посмотрите на них. Орнаменты – это узор, рисунок, он предназначается для украшения различных предметов: одежды, посуды, мебели.

6. Подведение итогов:

- Наше путешествие подходит к концу. Вам понравилось путешествовать по Хакасии? Расскажите, что нового? Что было для вас необычного? Интересного? Дорогие ребята! Любите свою родину - большую и малую. Старайтесь больше узнать о ее людях и истории, берегите ее природу, уважайте обычаи и традиции ее народов!

Автор публикации:
Технологическая карта занятия по обучению хакасскому языку русскоязычных детей «Игрушки» в средней группе
Опубликовано: 24 января 2022 в 20:46
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД