МААМ-картинки

Технологическое описание опыта «Влияние сказок на развитие личности дошкольника»

Светлана Менщикова
Технологическое описание опыта «Влияние сказок на развитие личности дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы

«Влияние сказок на развитие личности дошкольника»

Огромное влияние на развитие теории дошкольного воспитания в России оказал великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870). В основу его педагогической системы был положен принцип народности, согласно которому воспитание и образование подрастающего поколения должно исходить из условий исторического развития, насущных нужд и потребностей народа. «Воспитание, - писал К. Д. Ушинский,- если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным».

Публикация «Технологическое описание опыта „Влияние сказок на развитие личности дошкольника“» размещена в разделах

К. Д. Ушинского по праву можно считать основоположником русской, и в частности, дошкольной педагогики.

Как мы видим, все в жизни циклично, и через 200 лет воспитание остается главным фактором развития настоящей личности, личности с большой буквы, любящей свою родину.

Согласно Федеральному Закону №273 об образовании в Российской Федерации воспитание – это деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.

(ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ № 273)

Для меня воспитание всесторонней развитой личности готовой к жизни в обществе является главной задачей Воспитателя, поэтому для выполнения воспитательных задач я использую сказки.

Сказка это универсальный учитель, который на протяжении всей жизни учит чему - то новому, не смотря на возраст и увлечения в «сказку» верят все.

Сказка объясняет ребенку простым и понятным языком о мироздании. Уже давно не секрет, что наши предки заложили в простые детские сказки гораздо более глубокий смысл, чем нам кажется на первый взгляд. Кроме того, сказки устанавливают очень прочную связь между родителями и детьми, особенно если мама или папа читают или рассказывают сказку на ночь, поясняют и комментируют сюжет.

Сказка своим повторяющимся сюжетом дает ощущение безопасности, ожидание чуда и волшебства. Ведь сказка не только развлекает, но и ненавязчиво воспитывает, знакомит ребёнка с окружающим миром, добром и злом. Через сказку легче всего объяснить ребё нку первые и главные понятия нравственности: что такое "хорошо" и что такое "плохо".

Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда. Поэтому при организации предметно – развивающей среды учитывала, чтобы содержание носило развивающий характер, и было направлено на развитие творчества каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями. Было доступно и соответствовало возрастным особенностям детей. (Приложение 1)

Актуальность моей темы заключается в том, что именно в младшем дошкольном возрасте необходимо развивать ребенка по средствам сказок, так как большую часть внимания наших детей занимают компьютеры, которые уже с раннего детства входят в жизнь ребенка. Большое количество мультфильмов, которые наводят ужас. Ребенок должен развиваться всесторонне и сказка в этом деле прекрасный товарищ. Народные сказки передаются из поколения в поколения, немного меняются, но смысл остается тот же. Рассказывать сказки является традицией, от которой не надо отказываться, заменяя мультиками с не понятными героями.

Роль сказки в жизни дошкольника.

Образовательная: Детские сказки расширяют словарный запас детей, помогают правильно строить диалог, развивают связную логическую речь, развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности ребёнка.

Дети любят волшебные сказки и сказки о животных. Кот, петух, заяц, лиса, волк, медведь, как наиболее знакомые детям животные, из жизни перешли в сказку. Всё фантастическое в сказке тесно связано с реальной действительностью, и не уводит детей от неё, а, наоборот, служит раскрытию жизненной правды. Своим содержанием сказки дают детям знания о природе.

Художественное восприятие является активным для детей дошкольного возраста процессом, пробуждающим их нравственные качества, и, прежде всего, человечность. Восприятие искусства всегда связано с сопереживанием.

Сказка является универсальным развивающим средством, выводя ребенка за пределы непосредственно воспринимаемого, погружая его в миры с широким спектром моделей человеческого поведения и ориентируя в них, обеспечивая богатую языковую среду.

Использования сказочных героев в НОД.

Развивающая : Язык сказки прост и потому доступен. Сюжет прозрачен, но загадочен, и тем самым способствует развитию детского воображения

Сказкотерапия.

Развитие воображения, мышления, памяти при помощи чтения сказок.

Игра ведущий вид деятельности дошкольника, игра драматизация развивает коммуникативные качества ребенка.

Театр в детском саду.

Пальчиковые игры на основе героев сказок.

Развитие артикуляционного аппарата, фонематического слуха

Воспитательная: Правило поведения на примере сказочных героев.

Проблема, с которой я столкнулась, перейдя в младшую группу, а именно замкнутость, маленький словарный запас детей, слабо развиты коммуникативные качества, натолкнули меня на размышления, что может сформировать все эти качества малыша и желания идти на контакт.

Проведя большую работу по поиску материала для развития речи у детей младшего дошкольного возраста, я остановилась на сказках. Я начала работу от простого к сложному, от чтения сказок к тому что дети могут теперь сами рассказать мне сказку и придумывать свою. Я могу с уверенностью сказать, результат есть.

Первый этап: Внедрения большого количества книг, а именно сказок, соответствующие их возрасту. Дети сразу проявили большой интерес к новому материалу. Каждая сказка не просто прочитывалась, но инсценировалась (кукольный театр (Приложение 2). Для того, чтобы наша работа закреплялась, а не прерывалась когда ребенок приходил домой, я подключила родителей. В начале весны мы провели проект «Сказка за Сказкой», в котором активное участие приняли родители, они изготовили книги своими руками. (Приложение 3) Книги получились очень хорошие, интересные и уникальные, разные по содержанию.

Результатом первого этапа стало привлечение родителей в жизнь ДОУ, У детей сформировалось потребность в слушании сказок.

Второй этап: Развитие речи детей, через мелкую моторику рук, артикуляционную гимнастику. В помощь нам снова пришла сказка, ведь для ребенка совсем не интересно развивать пальчики, а вот играть, лепить, рисовать наши пальчики с удовольствием согласились. (Приложение 4)

Вся наша речь находится на кончиках пальцев, развивать ее нужно обязательно с самого раннего возраста. Мы с детьми начали проводить пальчиковую гимнастику, лепить из теста сказочных героев, рисовать пальчиковыми красками. На протяжении года мы занимаемся мелкой моторикой рук, ведь еще очень важно систематичность и последовательность и бросать не стоит эти занятия даже в школе.

В результате мы участвовали в конкурсе «Иллюстрация к русской народной сказке» (Приложение 5)

Третий этап: Проект «Сказка за сказкой»

Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в младшем дошкольном возрасте является театр и театрализованные игры. Игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а театр - один из самых демократичных и доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности. (Приложение 9)

По средством театра планировалось: закрепить знание содержания сказок; сформировать желание быть похожими на положительных героев; развивать умения передавать образ сказочного героя речью, движениями, жестами, мимикой; воспитывать интерес к сказкам; прививать детям правила безопасного поведения на примере сказок; формировать представление о различных видах театра; развивать речь, воображение и мышление; помогать робким и застенчивым детям включаться в театрализованную игру. (Приложение 6)

Результатом проекта стало выступление детей на празднике «День Осени» и участие в дистанционном конкурсе. (Приложение 7)

Четвертый этап: «Сказкотерапия»

Сказкотерапия – это процесс поиска смысла, процесс объективации проблемных ситуаций, процесс активизации ресурсов, потенциала личности. Сегодня сказкотерапия синтезирует многие достижения психологии, педагогики, психотерапии и философии разных культур – все это «упаковано» в сказочную форму, в форму метафоры, позволяющей ребенку воспринимать свои трудности и бороться с ними действенным способом, открывающей способность к изменениям и росту.

Консультация для родителей «Сказкотерапия», которая была разработана по книге автора О. Н. Капшук. (Приложение 8)

Сказки для маленьких детей : важнейшими задачами являются преодоление детских страхов и развитие творческих способностей.

Методы:

Рассказывание сказок, пересказ сказок самим ребенком, и даже сочинение сказки ребенком самостоятельно, анализ сказок, иллюстрирование сказок и любая другая творческая работа по сказочным мотивом. (Приложение 10)

Новизна моего опыта заключается в преемственности и последовательности моей работе по развитию личности посредством сказок, то есть постепенное усовершенствование навыков детей при помощи сказки, сказочных героев. Ребенок становится коммуникабельный, уверенный в себе. Ведь он личность.

Новизна педагогического исследования заключается в простоте метода, что может быть лучше сказки для ребенка младшего дошкольного возраста не интересны изменение в программе, главное получение знаний, умений и навыков, а если это приносит ребенку большое удовольствие, большего и желать не надо. Нужно смотреть на мир глазами ребенка. Именно это я и сделала, я посмотрела на обычное занятие глазами ребенка, и оно показалось скучным не интересным, в нем чего-то не хватало, а именно «сказки».

Заключение.

Период дошкольного детства, самый важный в жизни ребенка именно в этот сенситивный период развития малыша, формируется личность, будущий гений, актер, математик, строитель, писатель, важно не упустить этот момент, и сформировать желание познавать, что - то новое.

Таким образом, дошкольник в восприятии художественного произведения не эгоцентричен. Постепенно он научается становиться на позицию героя, мысленно ему содействовать, радоваться его успехам и огорчаться из-за его неудач. Формирование в дошкольном возрасте этой внутренней деятельности позволяет ребенку не только понять явления, которые он непосредственно не воспринимает, но и отнестись со стороны к событиям, в которых он не принимал прямого участия, что имеет решающее значение для последующего психического развития.

Публикации по теме:

Проектирование процесса овладения детьми старшего дошкольного возраста элементарными нормами и правилами ЗОЖ Воспитание здорового ребёнка - приоритетная, наиглавнейшая задача дошкольной педагогики, особенно в современных условиях. Проблема воспитания.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Технологическое описание опыта «Влияние сказок на развитие личности дошкольника»
Опубликовано: 7 марта 2015 в 15:49
+124Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Технологическое описание опыта «Влияние сказок на развитие личности дошкольника»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Менщикова (УИ 275651) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 76.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД