Лучший педагог года

Технологическое описание опыта «Влияние сказок на развитие личности дошкольника»

Светлана Менщикова
Технологическое описание опыта «Влияние сказок на развитие личности дошкольника»

«Влияние сказок на развитие личности дошкольника»

Огромное влияние на развитие теории дошкольного воспитания в России оказал великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870). В основу его педагогической системы был положен принцип народности, согласно которому воспитание и образование подрастающего поколения должно исходить из условий исторического развития, насущных нужд и потребностей народа. «Воспитание, - писал К. Д. Ушинский,- если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным».

Публикация «Технологическое описание опыта „Влияние сказок на развитие личности дошкольника“» размещена в разделах

К. Д. Ушинского по праву можно считать основоположником русской, и в частности, дошкольной педагогики.

Как мы видим, все в жизни циклично, и через 200 лет воспитание остается главным фактором развития настоящей личности, личности с большой буквы, любящей свою родину.

Согласно Федеральному Закону №273 об образовании в Российской Федерации воспитание – это деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.

(ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ № 273)

Для меня воспитание всесторонней развитой личности готовой к жизни в обществе является главной задачей Воспитателя, поэтому для выполнения воспитательных задач я использую сказки.

Сказка это универсальный учитель, который на протяжении всей жизни учит чему - то новому, не смотря на возраст и увлечения в «сказку» верят все.

Сказка объясняет ребенку простым и понятным языком о мироздании. Уже давно не секрет, что наши предки заложили в простые детские сказки гораздо более глубокий смысл, чем нам кажется на первый взгляд. Кроме того, сказки устанавливают очень прочную связь между родителями и детьми, особенно если мама или папа читают или рассказывают сказку на ночь, поясняют и комментируют сюжет.

Сказка своим повторяющимся сюжетом дает ощущение безопасности, ожидание чуда и волшебства. Ведь сказка не только развлекает, но и ненавязчиво воспитывает, знакомит ребёнка с окружающим миром, добром и злом. Через сказку легче всего объяснить ребё нку первые и главные понятия нравственности: что такое "хорошо" и что такое "плохо".

Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда. Поэтому при организации предметно – развивающей среды учитывала, чтобы содержание носило развивающий характер, и было направлено на развитие творчества каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями. Было доступно и соответствовало возрастным особенностям детей. (Приложение 1)

Актуальность моей темы заключается в том, что именно в младшем дошкольном возрасте необходимо развивать ребенка по средствам сказок, так как большую часть внимания наших детей занимают компьютеры, которые уже с раннего детства входят в жизнь ребенка. Большое количество мультфильмов, которые наводят ужас. Ребенок должен развиваться всесторонне и сказка в этом деле прекрасный товарищ. Народные сказки передаются из поколения в поколения, немного меняются, но смысл остается тот же. Рассказывать сказки является традицией, от которой не надо отказываться, заменяя мультиками с не понятными героями.

Роль сказки в жизни дошкольника.

Образовательная: Детские сказки расширяют словарный запас детей, помогают правильно строить диалог, развивают связную логическую речь, развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности ребёнка.

Дети любят волшебные сказки и сказки о животных. Кот, петух, заяц, лиса, волк, медведь, как наиболее знакомые детям животные, из жизни перешли в сказку. Всё фантастическое в сказке тесно связано с реальной действительностью, и не уводит детей от неё, а, наоборот, служит раскрытию жизненной правды. Своим содержанием сказки дают детям знания о природе.

Художественное восприятие является активным для детей дошкольного возраста процессом, пробуждающим их нравственные качества, и, прежде всего, человечность. Восприятие искусства всегда связано с сопереживанием.

Сказка является универсальным развивающим средством, выводя ребенка за пределы непосредственно воспринимаемого, погружая его в миры с широким спектром моделей человеческого поведения и ориентируя в них, обеспечивая богатую языковую среду.

Использования сказочных героев в НОД.

Развивающая : Язык сказки прост и потому доступен. Сюжет прозрачен, но загадочен, и тем самым способствует развитию детского воображения

Сказкотерапия.

Развитие воображения, мышления, памяти при помощи чтения сказок.

Игра ведущий вид деятельности дошкольника, игра драматизация развивает коммуникативные качества ребенка.

Театр в детском саду.

Пальчиковые игры на основе героев сказок.

Развитие артикуляционного аппарата, фонематического слуха

Воспитательная: Правило поведения на примере сказочных героев.

Проблема, с которой я столкнулась, перейдя в младшую группу, а именно замкнутость, маленький словарный запас детей, слабо развиты коммуникативные качества, натолкнули меня на размышления, что может сформировать все эти качества малыша и желания идти на контакт.

Проведя большую работу по поиску материала для развития речи у детей младшего дошкольного возраста, я остановилась на сказках. Я начала работу от простого к сложному, от чтения сказок к тому что дети могут теперь сами рассказать мне сказку и придумывать свою. Я могу с уверенностью сказать, результат есть.

Первый этап: Внедрения большого количества книг, а именно сказок, соответствующие их возрасту. Дети сразу проявили большой интерес к новому материалу. Каждая сказка не просто прочитывалась, но инсценировалась (кукольный театр (Приложение 2). Для того, чтобы наша работа закреплялась, а не прерывалась когда ребенок приходил домой, я подключила родителей. В начале весны мы провели проект «Сказка за Сказкой», в котором активное участие приняли родители, они изготовили книги своими руками. (Приложение 3) Книги получились очень хорошие, интересные и уникальные, разные по содержанию.

Результатом первого этапа стало привлечение родителей в жизнь ДОУ, У детей сформировалось потребность в слушании сказок.

Второй этап: Развитие речи детей, через мелкую моторику рук, артикуляционную гимнастику. В помощь нам снова пришла сказка, ведь для ребенка совсем не интересно развивать пальчики, а вот играть, лепить, рисовать наши пальчики с удовольствием согласились. (Приложение 4)

Вся наша речь находится на кончиках пальцев, развивать ее нужно обязательно с самого раннего возраста. Мы с детьми начали проводить пальчиковую гимнастику, лепить из теста сказочных героев, рисовать пальчиковыми красками. На протяжении года мы занимаемся мелкой моторикой рук, ведь еще очень важно систематичность и последовательность и бросать не стоит эти занятия даже в школе.

В результате мы участвовали в конкурсе «Иллюстрация к русской народной сказке» (Приложение 5)

Третий этап: Проект «Сказка за сказкой»

Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в младшем дошкольном возрасте является театр и театрализованные игры. Игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а театр - один из самых демократичных и доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности. (Приложение 9)

По средством театра планировалось: закрепить знание содержания сказок; сформировать желание быть похожими на положительных героев; развивать умения передавать образ сказочного героя речью, движениями, жестами, мимикой; воспитывать интерес к сказкам; прививать детям правила безопасного поведения на примере сказок; формировать представление о различных видах театра; развивать речь, воображение и мышление; помогать робким и застенчивым детям включаться в театрализованную игру. (Приложение 6)

Результатом проекта стало выступление детей на празднике «День Осени» и участие в дистанционном конкурсе. (Приложение 7)

Четвертый этап: «Сказкотерапия»

Сказкотерапия – это процесс поиска смысла, процесс объективации проблемных ситуаций, процесс активизации ресурсов, потенциала личности. Сегодня сказкотерапия синтезирует многие достижения психологии, педагогики, психотерапии и философии разных культур – все это «упаковано» в сказочную форму, в форму метафоры, позволяющей ребенку воспринимать свои трудности и бороться с ними действенным способом, открывающей способность к изменениям и росту.

Консультация для родителей «Сказкотерапия», которая была разработана по книге автора О. Н. Капшук. (Приложение 8)

Сказки для маленьких детей : важнейшими задачами являются преодоление детских страхов и развитие творческих способностей.

Методы:

Рассказывание сказок, пересказ сказок самим ребенком, и даже сочинение сказки ребенком самостоятельно, анализ сказок, иллюстрирование сказок и любая другая творческая работа по сказочным мотивом. (Приложение 10)

Новизна моего опыта заключается в преемственности и последовательности моей работе по развитию личности посредством сказок, то есть постепенное усовершенствование навыков детей при помощи сказки, сказочных героев. Ребенок становится коммуникабельный, уверенный в себе. Ведь он личность.

Новизна педагогического исследования заключается в простоте метода, что может быть лучше сказки для ребенка младшего дошкольного возраста не интересны изменение в программе, главное получение знаний, умений и навыков, а если это приносит ребенку большое удовольствие, большего и желать не надо. Нужно смотреть на мир глазами ребенка. Именно это я и сделала, я посмотрела на обычное занятие глазами ребенка, и оно показалось скучным не интересным, в нем чего-то не хватало, а именно «сказки».

Заключение.

Период дошкольного детства, самый важный в жизни ребенка именно в этот сенситивный период развития малыша, формируется личность, будущий гений, актер, математик, строитель, писатель, важно не упустить этот момент, и сформировать желание познавать, что - то новое.

Таким образом, дошкольник в восприятии художественного произведения не эгоцентричен. Постепенно он научается становиться на позицию героя, мысленно ему содействовать, радоваться его успехам и огорчаться из-за его неудач. Формирование в дошкольном возрасте этой внутренней деятельности позволяет ребенку не только понять явления, которые он непосредственно не воспринимает, но и отнестись со стороны к событиям, в которых он не принимал прямого участия, что имеет решающее значение для последующего психического развития.

Публикации по теме:

Проектирование процесса овладения детьми старшего дошкольного возраста элементарными нормами и правилами ЗОЖ Воспитание здорового ребёнка - приоритетная, наиглавнейшая задача дошкольной педагогики, особенно в современных условиях. Проблема воспитания.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Технологическое описание опыта «Влияние сказок на развитие личности дошкольника»
Опубликовано: 7 марта 2015 в 15:49
+124Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 76.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД