Получи документы

Технология формирование умений и навыков в Программировании высказывания. Консультация

Наиля Гусакова
Технология формирование умений и навыков в Программировании высказывания. Консультация

ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ и НАВЫКОВ в ПРОГРАММИРОВАНИИ ВЫСКАЗЫВАНИЯ :

«Планировать рассказы учит жизнь»

Основной задачей развития планирования речи является развитие и совершенствование умений и навыков построения связного высказывания и реализация его в разных ситуациях общения.

Иными словами, в процессе этой деятельности отрабатываются и, главным образом, совершенствуются лексико-грамматические средства языка и адекватное использование их в различных ситуациях коммуникативной деятельности. Основными целями построения связного высказывания являются :

Публикация «Технология формирование умений и навыков в Программировании высказывания, Консультация» размещена в разделах

Программирование смысловой структуры высказывания;

Установление связности и последовательности высказывания;

Отбор языковых средств.

Современный подход к реализации содержания планирования высказывания должен опираться на лингвистические понятия – речь, речевая деятельность, текст, стили и типы речи, а также на организацию максимально активного общения детей на логопедических занятиях с логопедом и друг с другом. С этой целью необходимо использовать специфические приемы, адекватные задачам и условиям общения, учить правилам речевого поведения.

Над умением программирования высказывания проводится работа по совершенствованию различных видов синтаксических конструкций :

Построение;

Переконструирование предложений : составление предложений при помощи различных приемов (по опорным словам, по иллюстрациям);

Распространение, сокращение предложений, восстановление деформированных предложений;

Составление из двух простых предложений сложных и наоборот и др.

По мере совершенствования умений, составляются предложения различных синтаксических конструкций, создаются условия для активной работы по построению текста (устного дискурса, что предполагает формирование умений и навыков правильно определять содержание текста, его логическое построение и языковое оформление. Основным содержание этой работы является развитие умений и навыков построения различных стилей и типов: определение темы и основной мысли текста, последовательности, связности предложений и смысловой зависимости между ними. Наряду с этим – отдельные задания по совершенствованию практических представлений детей о тексте.

Современные требования к созданию условий для развития планирующих функций речи у детей, является направленность внимания детей на развитие предпосылок к составлению учебных развернутых самостоятельных высказываний (доказательство, рассуждение). С этой целью отрабатываются различные виды высказываний по ходу работы, по ее завершении, диалоги, которые постепенно становятся все более развернутыми по сравнению с аналогичными высказываниями на 1 и 2 этапах. Такие виды высказывания, как рассуждение и доказательство, имеют большое значение, как для продуктивной деятельности ребенка, так и для предупреждения функциональной неграмотности. Именно поэтому на занятиях необходимо учить детей оречевлять производимые ими учебные действия и умственные операции в различной форме.

Таким образом, в процессе занятий отрабатываются следующие умения и навыки :

Самостоятельно формулировать и задавать вопросы в разных видах учебной деятельности: в коллективных формах учебной работы; в работе парами;

Сравнивать, обобщать и делать выводы, доказывать и рассуждать.

В этих формах работы развиваются и совершенствуются различные виды коммуникативной деятельности детей.

Практика обучения детей с недоразвитием речи показала, что особенно замедленно и с большими трудностями овладевают такой формой высказывания, как рассуждение, которое требует продуманности, аргументированности, своего отношения к высказываемому, отстаивая свою точку зрения.

Чтобы овладеть рассуждением, ребенку необходимо научиться раскрывать причинно-следственные связи, отношения между явлениями и фактами действительности. Это умение, называемое планированием речи, формируется постепенно, в определенной последовательности. На первых порах целесообразно как можно чаще предлагать детям повторять вслед за логопедом или за другим ребенком формулировки заданий, обобщающих выводов и т. д. Позже следует систематически упражнять детей в свободных высказываниях, постоянно побуждая их к этому путем моделирования ситуаций, способствующих к речевой активности детей. При этом необходимо естественно регулировать и стимулировать последовательность, логичность, связность и развернутость высказываний. Достигается это различными способами, и прежде всего – системой вопросов. Кроме того, необходимо постоянно привлекать внимание детей к собственной речи в процессе формулирования заданий, выводов, доказательств, обобщений, рассуждений и т. д. Следует также формировать у них контрольно-оценочные действия путем организации проверки правильности выполнения тех или иных заданий, в процессе которой дети также обучаются построению связных высказываний. Последовательность высказывания определяется последовательностью работы, а связность – порядком выполнения учебных действий.

Как уже упоминалось, особе место в системе работы над развитием функции планирования речи занимает составление плана развернутого высказывания, работе над которым немало места и времени отводится и в программе по изучению родного языка. Однако при обучении детей с ОНР ей надо уделять значительно больше времени и места, особенно при формировании связной речи. В ходе коррекционных занятий с такими детьми работа над планированием речи должна быть использована не только как средство для развития речи (внешней и внутренней, но и как способ организации их образовательной деятельности.

В процессе этой работы дети учатся:

Определять тему выказывания;

Отделять главное от второстепенного;

Строить собственные сообщения в логической последовательности.

При этом большому вниманию следует уделять развитию у них различных приемов мыслительной обработки материала: деление текста по смыслу на отдельные части, выделение смысловых опорных пунктов, составление плана пересказа, изложения. Опыт показывает, что необходимо специально учить детей тому, как пользоваться планом в своей практической деятельности, в частности, как отвечать по плану.

Таким образом, следуя из понятия механизмов порождения речевого высказывания – планирование речи – является представление о «семантическом поле», которое позволяет производить отбор необходимых семантических единиц в процессе общения на основе лексических связей слов.

Современные требования по разработке комплекса коррекционных занятий по развитию внутреннего программирования высказывания дошкольников, опирается на исследование звеньев внутреннего планирования.

ОСНОВНЫЕ ВАРИАЦИИ (ЭТЮДЫ) ИГР-ЗАНЯТИЙ

Виды сенсорного планирования высказывания.

Вариации (этюды) игр-занятий по составлению рассказов с использованием разных технологии планирования.

Любое сообщение предполагает трехсоставную структуру:

- С чего начать? - обозначит тему, ввести в смысл.

- О чем поведать? – получить информацию, так как вед – знание.

- Как завершить? – выразить отношение, сделать итог, обобщить, обозначит перспективу, выразить свои ощущения, чувства.

Начало и конец рассказа относятся к области размышлений и умозаключений. Фундамент, на котором строится само высказывание – это прожитый, пережитый и осознанный опыт человека. Мы оречевляем наши мысли, которые складываются из представлений по следам практики и их преобразования посредством воображения. Эти мыслеобразные картинки, сменяющие друг друга во внутреннем видении в процессе говорения, и служат планом (программированием) высказывания.

Ход этюда игры – занятия

«Следы детских ножек или зверей, ситуативные, сюжетные, в зависимости от тематики занятия».

Мини-следы, вырезанные из бумаги, педагог выкладывает на предметную или сюжетную картину, или прикрепляет к предметам описания (к различным частям игрушки, предмета и т. д.).

Путь-лабиринт

Он прокладывается по картине, с помощью начерченных непрерывных линий и коридорчиков, веревки, нитки, ситуативных следов… он должен быть легким, но все же запутанным. Задача лабиринта – соединение предметов описания и мини-сюжетов рассказа.

На лист бумаги, словно на кормушке, расположены в разброс зимующие птицы. Главный герой рассказа воробей-Шустрик, должен рассказать мудрой сове о каждом посетителе птичьей столовой. Что не перепутать порядок представления первых гостей, он должен склевать зернышки, рассыпанные по картине в виде лабиринта. Убирая зерна от птички к птичке, дети описывают каждую из них.

Путь-макет

Раздаются различные карточки предметных и сюжетных картинок: действий, цвета, предметов живых и неживых. Детям предлагаются из всего набора выбрать нужные картинки и расположить их на игровом поле, чтобы получилось предложение, рассказ.

Путь-схема

Он обозначается в виде субъектов и объектов, события которых схематически зарисованы. Схема «Начало» - розовая полоса, «Середина» - желтая, «Конец» - голубая полоса.

План-пространство

Этот план развивает психомоторный интеллект в действии «думает не только головой, но и руками». Каждый квадрат на планшете имеет свое назначение в зависимости от пересечения столбиков: А1, А2, Г5 и т. д., и после небольшой тренировки начинается «выкладывание» сказки, можно по рассказу педагога, можно по придуманному сюжету самого ребенка.

- В одной сказочной стране стоял маленький домик.

Ребенок выбирает картинку и ставит «домик» в указанный квадрат В3.

- Домик освещало веселое солнышко, а светило оно из квадрата А3.

Ребенок ставит картинку «солнце» в указанное место.

И так далее – до окончания рассказа.

План-плоскость -

пространственное расположение

на плоскости и в объеме

Схематичный аналог картины или схематичное изображение наблюдаемой ситуации. Фишки «Начала», «Середина», «Конец» рассказа можно изобразить квадратиками или др. розового-желтого-синего цвета и разместить их возле соответствующих схем. Как вариант, ребенок при составлении рассказа использует их как условные обозначения для «вхождения» в рассказ, для основных событий рассказа, для окончания.

Постепенное открывание

частей спрятанной картины

Закрыть части картины листами разной формы в зависимости от тематики рассказа.

Литература

1. Е. В. Котова, С. В. Кузнецова, Т. А. Романова. 244 упражнения для маленьких гениев. Развитие креативных способностей ребенка-дошкольника. – Ростов н/ Д: Феникс, 2010. – 138, - Мир вашего ребенка.

2. 150 тестов, игр, упражнений для подготовки детей к школе. Л. А. Григорович, О. С. Ермоленко, Т. Д. Марцинковская и др. – М. : ООО «Издательство АСТ», 2000. – 128. : ил.

3. Г. А. Ванюхина Методическое пособие по развитию речи. Секреты-советы связных высказываний. Сборник – 3., Новоуральск, 2005 – 68с.

4. Г. А. Ванюхина Методическое пособие по развитию речи. Секреты-советы связных высказываний. Сборник – 4., Новоуральск, 2005 – 72с.

5. Матюгин И. Ю. и др. Школа эйдетики. Развитие памяти, образного мышления, воображения. Т. 1: Запоминание цифр, телефонов, исторических дат / Матюгин И. Ю., Чакакберия Е. И., Рыбников И. К. – М. : Эйдос, 1994 г.

6. Матюгин И. Ю. Развитие памяти и внимания / И. Ю. Матюгин. – М. : РИПОЛ классик, 2009. – 112 с. : ил.

Публикации по теме:

Формирование графо-моторных навыков у детей с ОНР Процесс формирования графомоторных навыков Графомоторный навык – это определенные привычные положения и движения пишущей руки, позволяющие.

Формирование навыков культуры поведения младшего дошкольника Формирование навыков культуры поведения младшего дошкольника Шепель М. В., Смирнова О. М. Согласно Федеральному государственному образовательному.

Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возрастаФормирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста Ранний возраст (1 – 3 лет) является сложным для ребенка и очень насыщенным. У маленького человечка появляется стремление к самостоятельности.

Формирование первоначальных трудовых навыков у детей раннего возраста Дети раннего возраста активны и любознательны, но их трудовая деятельность в силу возрастных возможностей детского организма еще очень ограничена.

Формирование словообразовательных умений у детей пятого года жизни Словообразование – это раздел языкознания, который изучает все аспекты создания, функционирования, строения и классификации производных.

Формирование трудовых навыков детей средствами экологии Труд является важным средством воспитания детей дошкольного возраста. В детском саду процесс воспитания организовывается так, чтобы дети.

Формирование знаний и умений у обучающихся 2 класса по нумерации чисел посредством разноуровневых заданий Формирование знаний и умений у второклассников по нумерации чисел посредством разноуровневых заданий. Терещук Марина Алексеевна «Формирование.

Консультация для педагогов «Формирование навыков общения у детей раннего возраста» «Общение детей раннего возраста в игре» Слайд 1 Жизнь каждого нормального человека буквально пронизана контактами с другими людьми. Потребность.

Консультация для педагогов «Формирование певческих навыков у детей дошкольного возраста на основе песенного фольклора» Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину – задача особенно актуальная сегодня и не может быть решена без глубокого.

План заседания ГМО «Формирование исследовательских умений и навыков у детей дошкольного возраста» Доброго времени суток всем! Представляю вашему вниманию план установочного заседания ГМО на тему "Формирование исследовательских умений.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Технология формирование умений и навыков в Программировании высказывания. Консультация
Опубликовано: 24 января 2013 в 10:51
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД