МААМ-картинки

Технология формирования типа правильной читательской деятельности

Жанара Саткеева
Технология формирования типа правильной читательской деятельности

Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Проявление интереса дошкольников к книге – необходимое условие развития современного ребенка. Кто же вводит ребенка в мир книги? Этим занимаются родители и педагоги дошкольных учреждений. В процессе приобщения ребенка – дошкольника к книге необходимо учитывать особенности восприятия художественного произведения детьми в разный период дошкольного возраста. Умение правильно воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности не приходит к ребенку само собой: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста.

Публикация «Технология формирования типа правильной читательской деятельности» размещена в разделах

Но чтение по традиционным методикам перестало давать положительный эффект, ведь дети изменились – и тогда я открыла для себя технологию продуктивного чтения.

Этапов работы с текстом будет три.

I этап. Работа с текстом до чтения.

Цель этого этапа – развитие умения предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, иллюстрации и группе ключевых слов (т. е. развитие умения антиципации - умения предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации).

1. Работа над пониманием текста начинается ещё до его чтения. Чтение фамилии автора и заглавия текста. Рассматривание иллюстрации, которая предшествует тексту. Предположения детей о героях, содержании.

2. Чтение ключевых (от слова – ключ) слов, которые взрослый заранее вычленяет из текста и записывает на доске. На основании заглавия, иллюстрации и ключевых слов дети высказывают свои предположения о теме, героях произведения, последовательности событий. Взрослый ставит задачу прочитать текст, «провести диалог с автором» и проверить правильность своих первоначальных предположений.

Что такое диалог с автором?

С точки зрения методики преподавания – это прием работы с текстом во время его чтения (достаточно новый на сегодняшний день).

С точки зрения сформировавшегося читателя – это естественная беседа с автором через текст. Чтобы диалог был содержательным и полноценным, читателю необходимо по ходу чтения совершать разнообразную работу:

- находить в тексте прямые и скрытые авторские вопросы;

- задавать свои вопросы;

- обдумывать предложения о дальнейшем содержании текста

- проверять, совпадают ли они с замыслом автора;

- включать воображение.

Во время диалога с автором происходит вычитывание информации из каждой единицы теста, вероятностное прогнозирование нового содержания и самоконтроль своих прогнозов и предположений.

II этап. Работа с текстом во время чтения

Цель этого этапа – достижение понимания текста на уровне содержания.

1. Чтение вслух по предложениям или небольшим абзацам с комментариями взрослого (комментированное чтение).

Что необходимо для того, чтобы состоялось именно комментированное чтение?

а) Необходимо делать остановки во время чтения для комментария, прочитанного. Для усилия эмоционального восприятия текста, включения воображения, привлечения внимания к чему – либо и пр.

б) Однако, если в ходе вашего комментария дети высказывают интересные, мотивированные текста суждения, за них нужно буквально цепляться и вплетать в общий разговор. Ни в коем случае не оставлять их без внимания, даже если детские суждения расходятся с вашей (субъективной) точкой зрения.

в) Комментарий должен быть кратким и динамичным. Самая страшная для художественного текста ошибка взрослого – когда он «вязнет» в своих комментариях, формирует громоздкие вопросы и повторяет их по нескольку раз, пытаясь комментировать то, чего нет в тексте ни в скрытой форме. При этом уходит эмоциональная реакция детей на текст – главная ценность в этом возрасте. Комментарий удачен лишь тогда, когда усиливает эту эмоциональную реакцию, делают её более яркой и эстетической. Именно поэтому ответы детей не должны быть развернутыми, позвольте им кратко отвечать. Если дети затрудняются, предложите им начала ответа.

Подскажите ответ интонацией.

г) Комментарий ни в коем случае не должен превращаться в беседу!

д) Вы комментируете текст в том месте, где это действительно необходимо, а не только после того, как предложение или фрагмент дочитаны до конца.

е) Прерывание чтения должно происходить естественно, для чего рекомендуется использовать следующие способы:

- включение воображения детей («Представьте себе…», «Увидели? Представили?» и др.);

- сам вопрос, который формируется не так, как во время беседы: он максимально «свернут», сжат («Догадались почему?», «Почему именно…»). :

- Постарайтесь избегать при ответах детей слов «Стоп!», «Достаточно!», «Хватит», и. т. п.

Словарная работа (объяснение или уточнение значений слов) также ведется по ходу чтения, тогда она становится понятной и мотивированный, так как именно во время чтения воспитателю и детям бывает ясно какие слова нуждаются в толковании.

III этап. Работа с текстом после чтения

Цель этого этап - достижение понимания на уровне смыла (понимание основной мысли, подтекста – «чтение между строк»). Это проблемный вопрос ко всему тексту:

1. Беседа по проблемному вопросу ко всему тексту в целом. Результатом этой беседы должно стать понимание основной мысли произведения, тог, что автор прямо не высказывал словами, а «спрятал между строк».

3. Рассказ воспитателя о писателе.

4. Повторное обращение к заглавию произведения и иллюстрации. Беседа о смысле заглавия, о его связи с темой, мыслью автора.

5. Выполнение творческих заданий (иллюстрирование, устное, словесное рисование, составление схем к тексту, инсценирование и др.).

Спасибо всем за внимание!

Прикреплённые файлы:

prezentacija1_ocp49.pptx | 703,84 Кб
 
Публикации по теме:

Авторская технология формирования социально-эмоциональной личностной сферы дошкольника Технология формирования социально-эмоциональной личностной сферы дошкольника. 1. этап -Знакомство детей с некоторыми эмоциями (радость,.

Использование образцов речевого этикета для формирования правильной речи Человек живет не один, а среди других людей. Чтобы всегда выглядеть достойно и чувствовать себя уверенно в обществе, нужно с детства усваивать.

Консультация для родителей «Пять правил формирования правильной осанки» Правильная осанка не дается детям от рождения. Это условный двигательный рефлекс, который нужно вырабатывать. Чтобы дети бегали, ходили,.

Методическая копилка. Упражнения для формирования правильной осанки «Камыш» И. п. ; сидя на коленях, соединить руки «в замок» над головой. 1 – вывернуть кисти ладонями вверх, потянуться вверх к потолку; 2.

Педагогическая технология игры как средство формирования качеств мужественности у мальчиков дошкольного возраста В настоящее время возрос интерес к проблеме социализации детей, приобщение их к общечеловеческим ценностям, значимым во все века и закрепленными.

Проект «Книги-лучшие друзья!» Формирование основ читательской культуры у дошкольников и активизация семейного чтения ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА Полное название проекта: «Формирование основ читательской культуры у дошкольников и активизация семейного.

Технология «Мешочек заданий» как способ формирования детской инициативности и самостоятельности в двигательной деятельности.Технология «Мешочек заданий» как способ формирования детской инициативности и самостоятельности в двигательной деятельности. Технология «Мешочек заданий» - это увлекательный путь в страну самостоятельности и инициативности в развитии двигательной деятельности дошкольников.

Технология проектной деятельности старший воспитатель Булгакова Н. В. МБДОУ детского сада №423 г. о. Самара Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо.

Мелкая моторика как средство формирования и развития правильной речи у дошкольниковМелкая моторика как средство формирования и развития правильной речи у дошкольников Воспитатель Титова Надежда Аркадьевна Тема самообразования: «Мелкая моторика, как средство формирования и развития правильной речи у дошкольников».

Тренинг как технология воспитания безопасного типа поведения у детей дошкольного возраста Исследователи отмечают, что поведение ребенка в опасной ситуации зависит от того, может ли он правильно оценить ее и знает ли пути выхода,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Технология формирования типа правильной читательской деятельности
Опубликовано: 25 мая 2016 в 16:15
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД