Папки-передвижки

Технология использования тестопластики как средства развития мыслительной деятельности у детей с ОВЗ

Чигинцева Дарья Валерьевна
Технология использования тестопластики как средства развития мыслительной деятельности у детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы

Важную роль в создании современной образовательной среды сегодня выполняют инновационные технологии, направленные на развитие интересов детей с особыми образовательными потребностями, строящиеся на принципе фантазирования в игровой деятельности. Лепка из теста – столь же естественная и органическая потребность ребенка, как и игра. Ребенок переносит в работу свой искренний интерес, удивление или восхищение. Велико образовательное и воспитательное значение лепки, особенно в плане умственного и эстетического развития.

Публикация «Технология использования тестопластики как средства развития мыслительной деятельности у детей с ОВЗ» размещена в разделах

Коррекционно – развивающие приемы по тестопластике могут быть использованы в работе дефектологов, логопедов, воспитателей и родителями с целью оптимизации психического развития детей с особыми образовательными потребностями.

Детям с ОВЗ присущи следующие особенности:

• низкий уровень восприятия

• недостаточно сформированы пространственные представления

внимание не устойчивое: с трудом переключаются с одной деятельности на другую

память ограничена в объеме: преобладает кратковременная над долговременной

• снижена познавательная активность

• наглядно – действенное мышление развито в большей степени, чем наглядно – образное

• снижена потребность в общении со сверстниками

• игровая деятельность не сформирована

• низкая работоспособность

С целью коррекции и компенсации у детей с задержкой психического развития нарушенных функций мы стали использовать в работе приемы тестопластики, для обогащения чувственного опыта и расширения представлений у детей с особыми образовательными потребностями. В процессе лепки из теста у детей повышается сенсорная чувствительность (способность к тонкому восприятию фактуры, формы, материала, развивается общая ручная умелость, синхронизируется работа обеих рук.

Почему мы выбрали именно тесто, а не пластилин или другой пластичный материал. Детям очень нравится работать именно с цветным тестом. Оно яркое, приятное на ощупь, мягкое, пластичное, долго не застывает, из него можно делать как плоскостные, так и объемные фигуры, легко использовать трафареты

Основными направлениями работы являются:

развитие сферы образов – представлений;

развитие сенсорных эталонов;

• формирование мыслительной деятельности : стимуляция мыслительной активности, формирование мыслительных операций, развитие наглядных форм мышления (наглядно – действенного и наглядно – образного);

• формирование пространственных представлений;

развитие зрительно – моторной координации, стимулирование рефлекторных зон и нервных окончаний ладоней и пальцев;

развитие тактильных ощущений и мелкой моторики

развитие творческих способностей.

Применение тестопластики незаменимо для снятия психического утомления, усталости. Непременным условием на занятиях является атмосфера доверия и заинтересованного общения. Во время совместной деятельности с ребенком, имеющим ограниченные возможности здоровья, использование приемов тестопластики дает возможность закреплять элементарные математические представления, расширять и уточнять знания об окружающем мире, используя стихи, загадки, пословицы и поговорки. Тестопластика способствует активизации лексического запаса, актуализации имеющихся представлений о предметах окружающей действительности. Даже неусидчивые дети в процессе тестопластики проявляют несвойственную им долгую концентрацию внимания на одном виде деятельности.

На индивидуальных занятиях педагог осуществляет целенаправленную коррекционно – развивающую работу по формированию познавательной активности, высших психических функций, познавательной деятельности посредством использования разнообразных приемов тестопластики и дидактических игровых упражнений.

Примерная структура индивидуальных коррекционно – развивающих занятий с включением приемов тестопластики :

• Организационный момент. Создание положительного эмоционального фона.

• Основная часть. Дидактические игры и игровые упражнения.

• Физкультурная минутка.

• Подготовка мелкой моторики к моделированию из цветного теста. Массаж кистей и пальцев рук с помощью специальных мячей – ежиков (больших и малых, природного материала (еловая шишка, грецкий орех).

• Моделирование из цветного теста. Игровое экспериментирование.

• Заключительная часть. Итог занятия.

В коррекционно – развивающей работе можно использовать различные дидактические игры игровые упражнения, материалом для которых послужат изделия из теста. Например, в дидактической игре «Четвертый лишний» можно предложить найти лишнюю фигуру, изготовленную из теста (ребенок должен выделить признак отличия – по цвету, форме, размеру). В игре «Узнай на ощупь» педагог предлагает детям узнать на ощупь заданный предмет (это могут быть фрукты, овощи, изготовленные из теста самим малышом). Кроме того, тестопластика открывает широкие возможности для развития элементарных математических представлений дошкольников с ограниченными возможностями здоровья. Дети могут изготовить из теста материал для развития счетных навыков. Важно закрепление и актуализация таких понятий, как «один – много», «большой – маленький», «длинный – короткий», «широкий – узкий» и т. д. Все предметы, с которыми действует ребенок и которые создаются им в результате продуктивной деятельности, выполняют роль наглядной опоры для речемыслительных упражнений. Причем в данном случае наглядность представлена объемными предметами, а не иллюстративным материалом. Для детей с задержкой психического развития это обстоятельство имеет огромное значение.

Тестопластика оказывает особое влияние на развитие детского творчества. Поскольку лепка – самый осязаемый вид творчества, ребенок имеет возможность воспринимать предмет со всех сторон, и в сознании ребенка формируется и закрепляется образ предмета. Овладев техническими умениями работы с материалом, ребенок будет свободно и творчески создавать изображения любых предметов, переживая радость создания выразительных образов.

Тестопластика выступает как средство познания действительности, имеет большое значение для умственного развития детей с ограниченными возможностями здоровья, способствует поддержанию положительной мотивации и познавательной активности детей с нарушениями. Возможности тестопластики в коррекционно – развивающей работе безграничны, педагоги и родители имеют замечательную возможность сделать эти занятия еще более увлекательными и запоминающимися.

Публикации по теме:

Использование Палочек Кюизенера. Цветные числа — средство развития мыслительной активности дошкольниковИспользование Палочек Кюизенера. Цветные числа — средство развития мыслительной активности дошкольников Палочки Кюизенера – универсальный дидактический материал для развития у детей математических способностей, основные особенности - абстрактность,.

Фотоотчет о творческой деятельности детей в технике тестопластики «Семейный оберег»Фотоотчет о творческой деятельности детей в технике тестопластики «Семейный оберег» Тестопластика – нетрадиционная техника лепки, которая является исконно русским изобретением. Для детей изготовление поделок из соленого.

Игровые технологии как средства развития детей с ОВЗ На современном этапе развития России происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется, акцентируя внимание.

Использование игровой технологии «Судоку» как средства познавательного развития детей дошкольного возрастаИспользование игровой технологии «Судоку» как средства познавательного развития детей дошкольного возраста Использование игровой технологии: «Судоку», как средство познавательного развития детей дошкольного возраста Зачем ребенку логика? Дело.

Консультация «Игровые технологии как средства развития детей с ОВЗ» Технология — от греческих слов technл (искусство, ремесло, наука) и logos (понятие, учение). В словаре иностранных слов: «технология — совокупность.

Наглядные средства и пособия для развития эмоциональной сферы детейНаглядные средства и пособия для развития эмоциональной сферы детей Важную роль в полноценном личностном развитии ребёнка играет развитие его эмоциональной сферы. Недаром в настоящее время постепенно отходят.

Опыт педагогической деятельности «Технология «Мнемотехника» как средство речевого развития дошкольников»Опыт педагогической деятельности «Технология «Мнемотехника» как средство речевого развития дошкольников» В рамках муниципальной Опорной площадке, входящей в инновационную структуру системы образования Октябрьского района (приказ № 858 – од,.

Проект «Формирование навыков мыслительной деятельности дошкольников посредством развивающих игр» Данный проект ориентирован на формирование навыков мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих.

Средства развития мелкой моторики рук у детей 2–3 летСредства развития мелкой моторики рук у детей 2–3 лет Своевременное и всестороннее развитие мелкой моторики детских рук - чрезвычайно важный аспект работы с детьми дома и в ДОУ. Каждый родитель.

Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи Рекомендации для воспитателей. У большинства детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушением речи специальными исследованиями.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Технология использования тестопластики как средства развития мыслительной деятельности у детей с ОВЗ
Опубликовано: 16 января 2023 в 17:19
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Технология использования тестопластики как средства развития мыслительной деятельности у детей с ОВЗ» (включая файлы) размещена пользователем Чигинцева Дарья Валерьевна (УИ 3158362) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД