Анжелика Захарова
Технология организации проектной деятельности с дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы
Проектирование представляет собой важную сферу познавательной деятельности детей, которая не компенсируется развитием других форм активности дошкольников. Проектная деятельность обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие ребенка-дошкольника. Прежде всего, в ходе проектной деятельности расширяются знания детей об окружающем мире. В первую очередь это связано с выполнением исследовательских и творческих проектов.
Публикация «Технология организации проектной деятельности с дошкольниками» размещена в разделах
Кроме того, развиваются общие способности детей — познавательные, коммуникативные и регуляторные. Выполнение проекта предполагает формирование оригинального замысла, умение фиксировать его с помощью доступной системы средств, определять этапы его реализации, следовать задуманному плану и т. д. Уже в дошкольном возрасте ребенок приобретает навык публичного изложения своих мыслей.
Проектная деятельность способствует развитию мышления, воображения и речи детей только тогда, когда педагог стремится удержать проблемную ситуацию. Именно этим проектная деятельность отличается от продуктивных видов деятельности, в которых проблемная ситуация снимается максимально быстро [7].
Проектная деятельность влияет и на содержание игровой деятельности детей - она становится более разнообразной, сложно структурированной, а сами дошкольники становятся интересны друг другу.
Нельзя не сказать о влиянии проектной деятельности на воспитателя. Проектирование заставляет педагога постоянно находиться в пространстве возможностей, что изменяет его мировоззрение и не допускает применения стандартных, шаблонных действий, требует ежедневного творческого, личностного роста [5].
Проектный метод можно представить, как комплексный метод обучения, позволяющий строить образовательный процесс, исходя из интересов обучающихся (воспитанников, дающий возможность им проявить самостоятельность в планировании, организации, контроле своей познавательной деятельности и направленный на результат (продукт или явление и т. д., который достигается в процессе совместной деятельности ребенка со взрослыми (педагогами, родителями и т. д.).
В ходе проектной деятельности дети совместно с педагогом работают над определенной проблемой (темой, учатся планировать свою деятельность, выделять существенные моменты, рассуждать, формулировать свои мысли, отстаивать свою точку зрения, приводя убедительные аргументы, обобщать и делать выводы [1].
Многие считают, что дошкольник по сути своей беспомощен: физически слаб, его мышление не развито, он не может долго заниматься каким-либо видом деятельности и т. д. Поэтому задания, которые можно предлагать детям, должны быть предельно простыми и понятными.
Такая позиция в известной мере оправдана. В младенчестве ребенок действительно целиком и полностью зависит от взрослого. При этом ребенок в основном находится дома, а все встречи с другими детьми и взрослыми носят эпизодический характер. Ситуация кардинально меняется, когда ребенок идет в детский сад. Теперь перед ним начинает открываться социальная жизнь. Перед ребенком стоят реальные жизненные задачи: он должен впервые войти в группу сверстников, занять там определенное, достойное место, научиться договариваться с окружающими, он должен быть интересен для других. Другими словами, ребенок должен научиться быть успешным, что поможет ему обрести уверенность и гордость за собственные достижения, послужит основой доверительного, дружеского отношения к миру [6].
В процессе проектирования ребенок может выступать как заказчик или исполнить и непосредственный участник от зарождения идеи по получения результата, а также как эксперт.
В проектной деятельности ребенок, по утверждению специалистов, сталкивается с необходимостью проявлять свою «самостоятельность, особенно когда необходимо:
- заявлять свои цели, озвучить представления о себе, отстоять свою позицию в дискуссии с партнерами (детьми и взрослыми);
- открыто и четко сказать о своих трудностях, найти их причины, в том числе и в себе;
- согласовывать цели с другими, не отступать при этом от собственных установок и уметь находить компромисс.
Характер участия ребенка в проектировании постоянно меняется. Так, в младшем дошкольном возрасте он преимущественно наблюдает за деятельностью взрослых; в среднем - эпизодически участвует и осваивать роль партнера; в старшем - переходить к сотрудничеству. Соучастие в деятельности — это общение на равных, где взрослому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.
Проектная деятельность с детьми дошкольного возраста включает в себя:
1. Погружение в проект.
2. Организацию деятельности.
3. Осуществление деятельности.
4. Презентацию результатов.
В младшем и среднем дошкольном возрасте вхождение детей в проблемную игровую ситуацию осуществляется под руководством педагога. Он помогает детям определить пути разрешения проблемной ситуации, привлекает их к участию в планировании деятельности и реализации намеченного плана. Дети самостоятельно выполняют отдельные, несложные поручения. Представляется продукт проектной деятельности. Проводится совместный анализ выполнения проекта [6].
В старшей группе проблема может быть выделена взрослым или ребенком. Совместно определяются цели проекта, предстоящая деятельность. Прогнозируются результаты. При незначительной помощи взрослого планируется предстоящая деятельность. Представляется продукт проектной деятельности. Обсуждаются результаты, ход работы, действия каждого, отмечаются успехи и неудачи, определяются перспективы проекта.
В подготовительной группе проблема может быть выделена детьми, либо взрослым. Активность взрослого снижается. Дети самостоятельно определяют цель проекта, прогнозируют результаты. Планирование деятельности осуществляется детьми, взрослый выступает как партнер. В ходе проектной деятельности имеет место взаимообучение и взаимопомощь детей. В конце проектной деятельности дети представляют продукт проектной деятельности. Обсуждаются результаты, ход работы, действия каждого, отмечаются успехи и неудачи, определяются перспективы проекта.
Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели. Обобщив исторический опыт разработки метода проектов, можно выделить следующие основные этапы [4] :
1. Целеполагание: педагог помогает ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определенный отрезок времени.
2. Разработка проекта - план деятельности по достижению цели : к кому обратиться за помощью (взрослому, педагогу); в каких источниках можно найти информацию; какие предметы использовать (принадлежности, оборудование); с какими предметами научиться работать для достижения цели.
3. Выполнение проекта - практическая часть.
4. Подведение итогов - определение задач для новых проектов.
Самое сложное в проектной деятельности для педагога - это обозначить и сформулировать проблему для детей таким образом, чтобы они захотели ее решить, чтобы у них возник интерес к исследовательскому и творческому поиску. Об этом стоит задуматься серьезно на предварительном этапе. Продукт проектной деятельности дети предложат сами, как только произойдет погружение в проблемную ситуацию. Для педагога главное - поддержать активность детей, помочь ей развернуться и развиться самостоятельно в нужном русле [7].
При организации проектной деятельности в детском саду педагоги могут столкнуться со следующими проблемами [3] :
1) Несоответствие между традиционной формой организации образовательного процесса и характером проектной деятельности.
2) Не различение субъектной и объектной позиции ребенка.
Педагог должен организовать проблемную ситуацию для детей, но не должен предлагать свои варианты решения задачи. Иначе ребенок окажется в объектной позиции. В проектной деятельности под субъектностью подразумевается выражение инициативы и проявление самостоятельной активности [2].
3) Необходимость формирования субъектной позиции педагога.
Проектная деятельность - сложноорганизованный процесс, предполагающий системные преобразования всего педагогического процесса в ДОУ. Очевидно, что подобные изменения не могут быть инициированы только воспитателем. Они требуют активного участия администрации дошкольного учреждения. В первую очередь изменения касаются режима образовательного процесса.
Внедрение проектной технологии в образовательный процесс требует от администрации больших организационных усилий, но при этом позволяет:
• повысить профессиональный уровень педагогов и степень их вовлеченности в деятельность, сделать педагогический коллектив более сплоченным;
• развивать систему продуктивного взаимодействия между участниками образовательного процесса (дети вовлекают в проект родителей, общаются между собой и с воспитателем);
• развивать у детей такие качества, как социализированность и активность;
• создавать продукты, которые можно предъявлять социуму (возрастает уровень их оригинальности и социальной значимости, что способствует более успешному позиционированию дошкольного учреждения).
Таким образом, проектная деятельность детей дошкольного возраста имеет свою специфику и особенность, активность и самостоятельность дошкольника зависит от его возраста. Учитывая возрастные психологические особенности дошкольников, координация проектов должна быть гибкой, т. е воспитатель ненавязчиво направляет работу детей, организуя отдельные этапы проекта.
Литература:
1. Евдокимова, Е. Проект как мотивация к познанию / Е. Евдокимова // Дошкольное воспитание. - 2003. - №3. – С. 20-24.
2. Киселева Л. С. и др. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения [Текст] : учебно-методическое пособие / Л. С. Киселева. и др. – М. : АРКТИ, 2003. – 96 с. 4.
3. Кудрявцева, А. И. Педагогическое проектирование как метод управления инновационным процессом в ДОУ / А. И. Кудрявцева / Под общ. ред. Г. Д. Ахметовой // Проблемы и перспективы развития образования. - Пермь: Меркурий, 2011. - С. 80-84.
4. Морозова Л. Д. Педагогическое проектирование в ДОУ : от теории к практике [Текст] : учебно-методическое пособие / Л. Д. Морозова. - М. : ТЦ Сфера. - 2010. - 128с.
5. Патранова И. Проектный метод / И. Патранова //Дошкольное воспитание. – 2007. - № 3. – С. 81.
6. Педагогическое проектирование в дошкольной образовательной организации [Текст] : методическое пособие/ сост. Н. А. Васильева. – Чебоксары: ГАПОУ ЧР «ЧПК» Минобразования Чувашии, 2016. – 108 с.
7. Пенькова Л. С. Под парусом Лето плывет по Земле (организация детских площадок в летний период) [Текст] : методическое пособие для работников дошкольных учреждений, студентов педагогических вузов и колледжей / Л. С. Пенькова. – М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2006. – 288 с.