Аксана Акулич
Технология проектной деятельности в коррекционно-педагогическом процессе
▼ Скачать + Заказать документы
Технология проектной деятельности в коррекционно-педагогическом процессе
Акулич Аксана Алексеевна
воспитатель
С первых лет работы в детском саду, я поняла что воспитатель – не просто транслятор знаний, он живой и искренний соучастник, он должен быть открыт для общения, и уметь вспоминать свой собственный эмоциональный опыт и рассказать о нем детям.
Публикация «Технология проектной деятельности в коррекционно-педагогическом процессе» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2013
Третий год я работаю в группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития. Педагогический процесс направляю на создание оптимальных условий для амплификации развития эмоционально-волевой, познавательной, двигательной сферы, развития позитивных качеств личности каждого ребенка, его оздоровление, создание обстановки доверия, комфорта для каждого ребенка, умение вступить с ним в контакт.
В специальной педагогике проведено много исследований, указывающих на то, что задержка психического развития накладывает специфические особенности на развитие процесса познания, ориентировку ребенка – дошкольника в социальной жизни. Обращается внимание, что для детей характерны трудности, связанные с установлением коммуникативных контактов и осуществлением сотрудничества со сверстниками и окружающими. Становится понятно, что важно вовлекать детей в социально значимую деятельность, которая бы активизировала процесс познания, стимулировала инициативу каждого ребенка, повышая тем самым его социальные статус, а так же содействовала бы развитию коммуникативных навыков.
Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является технология проектной деятельности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, она развивает познавательный интерес к различным областям знаний, является уникальным средством обеспечения сотрудничества между детьми и взрослыми, формирует коммуникативные навыки.
В процессе осуществления проектной деятельности происходит усвоение детьми позитивного социального опыта реализации собственных замыслов, создаются условия для самовыражения, формирования социальных качеств детей, разностороннего общения, взаимодействия детей и взрослых.
Проектная деятельность, позволяет решить следующие задачи:
эффективно изучать познавательные способности воспитанников, проникать в их внутренний мир;
свободно общаться с детьми, совместно обсуждать с детьми, совместно обсуждать какие-либо действия;
индивидуализировать работу по разным темам, опираясь на возможности ребят;
сблизить детей и взрослых между собой, что улучшает микроклимат группы.
Воспитателям часто приходится задумываться над тем, что же еще интересного и нового можно придумать, чтобы порадовать детей, вызвать у них искренний интерес к деятельности. В практике нашего дошкольного учреждения широко используется технология проектной деятельности, однако дети группы компенсирующей направленности особенные, поэтому цели, задачи организационные формы, предполагаемые результаты мы старались адаптировать исходя из особенностей воспитанников и запросов родителей. Так же старались учитывать основные компоненты проектной деятельности :
1. Проектная деятельность детей носит продуктивный характер организатором руководителем, консультантом и экспертом которой является воспитатель.
2. Взрослый выступает партнёром ребёнка и помощником в его саморазвитии. Таким образом, ребенок становится активным участником планирования, говорящей личностью, которая желает реализовать свои интересы.
3. Любой проект, включает разные виды детской деятельности, которая позволяет приобрести новые знания и реализовать их на практике.
4. В основу метода проекта заложена идея направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога и детей над определённой практической темой (проблемой). Результатом проекта должно быть яркое эмоционально окрашенное мероприятие с участием детей и взрослых, в рамках которого дошкольники могут реализовать все знания и умения, полученные в процессе поисковой деятельности. Например: презентация, инсценировка, развлечение или сюжетно-ролевая игра.
Чтобы сделать проект наиболее интересным мы предусмотрели возможности участия специалистов (учитель-дефектолог, музыкальный руководитель, педагог-психолог, инструктор по физической культуре).
Метод проектной деятельности мы применяем уже третий год, вот темы некоторых проектов : «Пожарный герой, он с огнём вступает в бой», «Домашние любимцы», «Профессия моих родителей», «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу».
Раскроем наш опыт на примере проекта «Профессия моих родителей».
В свободное время (утором или вечером) накануне выбора темы воспитатель включается в разговор с детьми о том, что они знают или хотят узнать о предлагаемой им теме. В ходе обмена новостями взрослые могут услышать сообщения своих воспитанников о том, что составляет мир их мыслей увлечений, уловить то, что может быть интересным и важным для социально-эмоционального и познавательного развития всех детей.
Первый этап направлен на накопление знаний и сбор информации о профессиях, целью которого было формирование положительной эмоциональной оценки к труду взрослого. Поэтому знакомство с этой действительностью планируется таким образом, чтобы в центре ее стоял человек, его деятельность, взаимоотношения с другими людьми, чтобы в результате этого знакомства у ребенка возникало положительное эмоциональное отношение к действительности взрослого человека. В ходе обсуждения темы, участники проекта свои идеи по решению познавательной задачи фиксируют в виде рисунков, схем, пиктограмм, последовательно выстраивая их в определённом временном отрезке. В результате появился «Календарь событий» - последовательный план действий, в котором воспитатели совместно с детьми определяли и фиксировали условными обозначениями, значимые для себя и всей группы дела и события, отражающий детские желания, интересы, фантазии. Ежедневное заполнение «календаря событий» помогает:
- активизировать зрительное восприятие (узнавание и запоминание);
- укреплять понимание событийной последовательности, логики событий;
-учитывать выбор детей;
- развивать внимание и внимательность;
- визуализировать индивидуальный подход и индивидуализацию работы с детьми.
На втором этапе проекта, в соответствии с «Календарём событий» проводилось планомерное обогащение опыта детей. На экскурсиях, прогулках, при чтении книг, рассматривании фотографий, во время бесед расширялись представления детей об окружающем: предметах, социальных явлениях, деятельности взрослых, формировались эмоционально-нравственные оценки. Накопленные знания об окружающем дети с интересом отражали в конструктивной и изобразительной деятельности. Были организованны: семейный вернисаж и устный журнал с размышлениями детей на тему «Кем я буду, когда вырасту»; изготовлены атрибуты к сюжетно-ролевым играм «Поликлиника», «Магазин канцтоваров», «Армия».
На третьем этапе проекта, использовался прием – обыгрывание специально спроектированных педагогом игровых ситуаций, например «На приёме у врача окулиста», «Принимаем товар в магазине» и т. п. Все участники вводят новые сюжетные события, развивающие выбранную тему, используя уже накопленный опыт. Хорошим приёмом для обыгрывания игровых ситуаций мы считаем карточки-схемы действий, которые способствуют также возникновения игрового замысла, помогают детям самостоятельно развернуть игру.
Таким образом, в процессе проектной деятельности вместе с детьми выполнялись заранее запланированные конкретные задания, практические творческие дела, поэтапно продвигаясь к цели. Особенно ценно общение, которое возникает в процессе совместной подготовки к мероприятиям, дошкольники обмениваются информацией, учатся координировать функции, стремятся к взаимопониманию, сотрудничеству как со взрослыми, так и со сверстниками.
Кульминацией проекта стал совместный досуг «Профессия моих родителей». Цель которого: развивать познавательную активность детей, закреплять знаний о разных профессиях, формировать представления о важности и значимости профессий, воспитывать уважение к людям труда, их деятельности и ее результатам. Важно, что в ходе мероприятия мы смогли вовлечь родителей в игровой диалог с детьми, направив игровую инициативу взрослых на познание интересов своего ребенка, эмоциональное сближение с ним, соучастие в общей деятельности.
Досуг «Профессия моих родителей» - слал настоящим праздником труда. Дети вместе с родителями отгадывали загадки о профессиях, играли, учувствовали в веселых викторинах («Назови мамину профессию», «Кто лишний», «Расскажи стихи руками»). Но самым ярким событием вечера стали мультимедийные презентации, которые подготовили родители о своих профессиях. В завершение праздника мама Руслана – профессиональный повар, угостила всех участников вкусным пирогом.
Опыт нашей работы показывает, что использование технологии проектной деятельности как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить познавательную активность детей; помогает многим детям чувствовать себя более уверенно в коллективе сверстников; успешнее социализироваться в окружающем мире и адаптироваться к школьной жизни.
Список литературы
1. Борякова Н. Ю. Психологические особенности дошкольников с задержкой психического развития. 2004г №1
2. Веракса Н. Е. Проектная деятельность дошкольника : Библиотека прграммы: методика. М. :Мозайка-Синтез, 2008г
3. Морозова Л. Д. Педагогическое проектирование в ДОУ : от теории к практике. М:ТЦ «Сфера», 2010г
4. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Под редакцией С. Г. Шевченко. М, :Школьная пресса, 2005
5. Инновационные процессы в ДОУ компенсирующего вида. Санкт - Петербург. Детство-Пресс, 2011г
6. А. Н. Давидчук. Индивидуально - ориентированное обучение детей. М. :Мозайка-Синтез, 2000г
7. Ю. В. Атемаскина, Л. Г. Богославец. Современные педагогические технологии в ДОУ. Санкт - Петербург. Детство-Пресс, 2011г
8. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ : Библиотека руководителя ДОУ. М:ТЦ «Сфера», 2010г
9. Журнал "Управление дошкольным образовательным учреждением" №4, 2004 г.