Папки-передвижки

Технология развития практического мышления обучающихся как интеграционный элемент образовательной экосистемы

Алексеева Ольга Викторовна
Технология развития практического мышления обучающихся как интеграционный элемент образовательной экосистемы

1. Экологическая среда и безопасность на уроках физической культуры в бассейне.

В нашей школе один из трех уроков физической культуры проводится в бассейне. Наличие плавательной подготовленности обучающихся, это прежде всего безопасность на воде и оздоровление организма В воде упражнения выполнять легче, чем на суше, нагрузка на опорно-двигательный аппарат снижается, что позволяет минимизировать возможность травмирования. Однако благоприятное влияние на организм определяется совокупностью специфических факторов, характерных для этого вида спорта: экологическая среда, безопасность, развивающая направленность, педагогические технологии, материально-техническая база и т. д.

Публикация «Технология развития практического мышления обучающихся как интеграционный элемент образовательной экосистемы» размещена в разделах

На уроках в нашем бассейне мальчики и девочки занимаются раздельно, что позволяет детям чувствовать себя более уверенно в воде, не стесняясь противоположного пола. В каждой чаше, а у нас их 2, имеется гардероб, отдельная раздевалка для мальчиков и девочек с туалетной комнатой и душем. Внутренняя планировка основных помещений бассейна соответствует гигиеническому принципу поточности. Все стены и полы помещений гладкие и имеют отделку, допускающую уборку влажным способом и дезинфекцию. Для поддержания оптимальных параметров температурного режима имеется приточно-вытяжная вентиляция и отопление. Во избежание ожогов и травм у детей все отопительные приборы ограждены съемными решетками.

Вся мебель соответствует росту детей, учитываются гигиенические и педагогические требования.

В помещении размещены пожарные датчики, реагирующие на появление задымления, открытого пламени или резкого повышения температуры.

Предметно-развивающая среда создана с соблюдением следующих принципов:

Принцип информативности:

При создании предметно-развивающей среды предусмотрены разнообразие оборудования и активности детей во взаимодействии с предметным окружением.

Принцип вариативности:

Принцип вариативности заключается в создании новых условий: за счет смены материала и оборудования, их рационального чередования.

Принцип педагогической целесообразности

Оснащение предметной среды не предполагает чрезмерного количества материалов и игрушек, поэтому среда не выглядит перенасыщенной и калейдоскопичной. При выборе игр предпочтение отдается их способности стимулировать развитие. Игровое оборудование создает оптимально насыщенную, целостную, многофункциональную среду с достаточным пространством для игр и занятий детей.

Принцип трансформируемости:

В проекте пространственно-развивающей среды заложена возможность ее изменения. В бассейне уютно, комфортно, организованы специальные зоны для различных видов плавательной деятельности детей.

Бассейн оснащен разнообразным игровым оборудованием, дидактическим материалом.

Для полноценного физического развития детей имеются современные комплексы спортивного оборудования

Наш бассейн, рециркуляционного типа, время полного водообмена 3 часа. Очистка и обеззараживание воды осуществляется через фильтр, загруженный кварцевым песком, методами, включающими фильтрацию, ввод обеззараживающего агента и УФ-облучение.

За показателями микроклимата и воды ежедневно следит лаборант с применением спец. приборов, результаты фиксирует в журналах, замеры выполняются до открытия бассейна, далее каждые 4 часа. Уборка помещений производится после каждого урока, в санитарный час и после занятий. Чаша подлежит механической чистке пылесосом по мере загрязнения, но не реже 2 раз в неделю.

2. Теория образовательной экосистемы и ценностей физической культуры.

«Экосистема образования» определяет единство и сообразность использования управленческих решений, педагогических технологий, технологических подходов.

Образовательная экосистема относится к интегрированной среде, где все субъекты образовательного процесса взаимодействуют друг с другом, а также с инновационными продуктами, технологиями, методиками обучения и воспитания, другими элементами образовательной экосистемы, которые определяют условия. Роль обмена энергией между компонентами природной экосистемы в образовательной экосистеме играет обмен информацией. Образовательная экосистема облегчает сотрудничество между учащимися и педагогами и является идеальной средой для реализации современной образовательной парадигмы за счет рационального использования комплекса ресурсов. В центре образовательной экосистемы находится учащийся. На обеспечение условий эффективного освоения им требуемого объема компетенций, достижения личностных, предметных и метапредметных результатов, не связанных со временем и местом их предоставления, должны быть направлены действия всех остальных элементов образовательной экосистемы. В такой среде все учащиеся будут иметь возможность обучения в своем собственном темпе в зависимости от индивидуальных возможностей с учетом своих интересов. Таким образом, стимул к получению качественного образования, практическое применение полученных знаний и способов действий, приобретённых умений и навыков формирует именно среда (образовательная экосистема, которая при таком подходе дает возможность обучаемому самому определять образовательную траекторию.

Ядром образовательной экосистемы становятся базовые ценности, которые мотивируют участников образовательного процесса. Основными ценностями, на которых строится образовательная экосистема, являются: - инициативность и нацеленность на приобретение новых компетенций; - готовность и способность к технологическим, организационным, социальным инновациям; - сотрудничество и взаимная ответственность; - креативность; - критическое мышление; - высокая социальная активность и компетентность в осуществлении социальных взаимодействий; - информационная грамотность.

Рассматривая физическую культуру в ценностном аспекте, следует выделять следующие группы ценностей:

- интеллектуальные (знания о методах и средствах развития физического потенциала человека);

- двигательные (лучшие образцы моторной деятельности, достигаемые в процессе физического воспитания и спортивной подготовке);

- технологические (комплексы методических руководств, практических рекомендаций, методики оздоровительной и спортивной тренировки, формы организации физической активности, ее ресурсного обеспечения);

- интенционные (сформированность общественного мнения, престижность физической культуры в обществе);

-мобилизационные (способность к рациональной организации бюджета времени).

3. Технология развития практического мышления обучающихся как интеграционный элемент образовательной экосистемы.

В настоящее время психологи предупреждают, что наступление эпохи «Человека неиграющего» влечет за собой неизбежное снижение интеллекта и творческих способностей, утрату навыков общения людей друг с другом, эрозию общественных связей. Современные дети перестают играть в обычные игрушки, отдавая предпочтение электронным, вследствие этого у современных детей отстает моторное развитие по сравнению с прошлыми поколениями. При этом уровень развития моторики выступает как предпосылка, одно из условий и как результат успешной реализации практического интеллекта. Некоторые исследователи используют понятие «практический интеллект». Так, например, Л. С. Выготский разделил понятия «теоретический (гностический) интеллект» и «практический интеллект». Обращая внимание на когнитивные функции индивида, он определил практический интеллект как «способность к разумному, целесообразному действию, которая в психологической природе отлична как от моторной одаренности, так и от теоретического интеллекта», представляющего особый, независимый тип интеллекта. В качестве развивающего средства можно выбрать материальные объекты (например, спортивный инвентарь, манипулирование с которыми позволит сформировать практическое мышление.

Современному обществу нужен человек, самостоятельно и критически мыслящий, умеющий видеть и творчески решать возникающие проблемы. Физическое воспитание в современном обществе должно заботиться не только о физическом развитии человека, но и способствовать формированию интеллектуальной сферы личности, проявляющейся в высокоразвитой мыслительной активности. Творческая активность школьников на уроках физической культуры может проявляться не только в оптимизации двигательной деятельности, но и в осмысленном овладении теоретическим и практическим материалом, в свободе фантазии, интуиции, творческом воображении; двигательная активность в сочетании с мыслительной способствуют формированию у школьников осознанного отношения как к учебной деятельности, так и к своему здоровью, развитию мыслительных способностей.

Однако регламентация процесса физического воспитания, строго заданная ориентация педагогов на применение стандартов физической подготовленности, предписанная программа выполнения упражнений затрудняют развитие мыслительных способностей.

Мышление развивается в процессе практической деятельности и из практической деятельности

Различают следующие основные виды мышления спортсмена: теоретическое, образное, практическое и тактическое. Для развития теоретического мышления пловцу необходимо совершенствовать свои знания по анатомии и физиологии, биомеханике и другим смежным дисциплинам, разбираться в вопросах техники и методики тренировки. Образное мышление - анализ спортсменом техники плавания, выполнения каких-либо тренировочных программ или участия в соревнованиях, т. е. процесс осмысливания конкретных представлений - образов. Практическое мышление развивается в процессе самой двигательной деятельности, поэтому тренеры не должны допускать механического выполнения заданий, мобилизуя пловцов на их творческое освоение.

Пловец обязан развивать и совершенствовать свою память, особенно двигательную. Но для этого необходимо направленное вмешательство педагога, который обязан требовать не только осмысленного выполнения упражнений, но и запоминания темпа плавательных движений, их амплитуды и характера, лучших вариантов согласования движений.

Практическое мышление - вид мыслительного процесса, который направлен на преобразование окружающей действительности на основе постановки цели, выработки планов, а также восприятия и манипулирования реальными предметами.

Практически-действенный вид мышления характеризуется тем, что мыслительные операции осуществляются в процессе манипулирования с предметами и выполнения физических упражнений. Развитие мышления у ребенка начинается с этого вида, когда он ощупывает игрушки, тянет их в рот. Однако это не значит, что этот вид мышления примитивен. Он используется и взрослыми, развивается в процессе профессиональной и спортивной деятельности, и оказывается незаменимым в тех случаях, когда решение мыслительной задачи должно протекать одновременно с практической деятельностью. В частности, этот вид мышления проявляется в тактическом мышлении спортсменов.

Практическое мышление – это синтез усвоенной и увиденной информации, которую человек может применить себе на благо.

Практическое мышление не ищет единственно правильного решения. Человек, который ставит перед собой цель решить какую-то проблему, изначально предполагает, что вариантов решения может быть несколько. Путем мозгового штурма накидываются варианты, затем из них выбирается наиболее приемлемый, который подходит к конкретной ситуации. Практическое мышление имеет большую устойчивость к стрессу. Человек, который на практике проверяет теорию или же действует по заранее подготовленному плану, меньше волнуется о результате. Персона видит конечный продукт своей деятельности и уже может объективно его оценить. Выводы, полученные путем практического мышления, всегда будут достовернее тех, которые ученые сделали, занимаясь теоретическим решением проблемы. Если что-то не получается сделать, значит, в расчеты теоретиков закралась ошибка.

Практическое мышление – это вид деятельности, который проходит без отрыва от действительности. Знания, полученные в результате мыслительного процесса, можно тут же применить на практике.

Таким образом, развитие практического мышления обучающихся является важным фактором интеграционного подхода к технологиям, методикам обучения и воспитания. Формируемые мыслительные навыки и умения на уроках плавания позволяют успешно осуществлять практическую деятельность в любых областях знания.

Этапы технологии развития практического мышления шаг за шагом реализуют основную цель: создание условий для формирования в процессе реальной деятельности когнитивных, эмоциональных и стратегических (общеучебных) компетенций через взаимодействие учащихся друг с другом, с учителем и с окружающей средой.

Это полностью соответствует социокультурному подходу построения образовательной экосистемы.

На уроках физической культуры в бассейне, в качестве развивающего средства, я применяю различный дополнительный инвентарь. Целенаправленную работу на развитие практического мышления строю следующим образом:

Этап первичных манипуляций

Цель: Способствовать формированию первичных тактильных ощущений о форме, размерах, поверхности материального объекта (спортивного инвентаря, о его функциональных возможностях Обучающиеся знакомятся с материальным объектом, словесно описывают его свойства по плану:

1) Каков размер, форма, цвет объекта?

2) Какими свойствами обладает объект? (тонет, плавает, сгибается, не сгибается)

3) Опишите, какие действия можно осуществлять с объектом?

Формируемые мыслительные навыки и умения: умение описывать свойства объекта на основе информации, полученной о нем с помощью различных органов чувств

Умение анализировать отдельные свойства объекта, отделять их от остальных.

На теоретических занятиях, происходит знакомство со спортивным инвентарем, обучающимся демонстрируется спортивный инвентарь, имеющийся у нас в бассейне, также показывается иной, которого у нас нет, на картинках и в презентации.

Детям предлагается описать те предметы, что они видят, подумать какими свойствами они обладают, плавают или тонут, легко гнуться или имеют неизменную форму. Предположить, какие действия можно совершать с конкретным предметом.

Этап исследования.

Цель: Создать условия для исследования всех возможностей объекта.

Обучающиеся предлагают план действий по практическому исследованию функций объекта.

Возможные варианты:

1) Погрузить объект полностью в воду.

2) Бросить объект так, чтобы он упал в воду вертикально.

3) Бросить его как можно дальше, от чего зависит дальность.

4) Провести объект удерживая его под водой (быстро, медленно)

5) Сесть или лечь сверху на объект.

6) Закрутить его, заставить вращаться. И т. д.

На первых уроках в воде обучающиеся проверяют свои догадки на деле. На практике применяют инвентарь, сравнивают предметы, предлагают свои варианты, как проверить его свойства. Например, погрузить в воду и отпустить, сесть на него, толкать по поверхности.

Умение преобразовывать окружающую действительность на основе постановки цели, выработки плана действий. Умение создавать специальные условия для исследования свойств объекта. Умение креативно мыслить, предлагать нестандартные условия. Умение грамотно излагать мысли и доводы. Развитие пространственного восприятия действительности и объектов этой действительности.

Этап тренинга

Цель: Формирование практических навыков действия с объектом.

Обучающиеся осваивать элементарные действия с объектом, закрепляют их повторением. Действия выполняют по образцу, который демонстрируется учителем.

Повторением умения превращать в практические навыки. Действовать по образцу, корректировать свои действия для достижения лучшего результата.

Дополнительный инвентарь широко применяется при обучении плаванию, все способы изучаются по элементам. Применение инвентаря играет большую роль в занятиях с начинающими пловцами, которые не обладают навыками свободно передвигаться в воде, для них инвентарь – это способ удержаться на воде, они плавают с доской и нудлсом, мячом и колобашкой и многим другим. На уроках обязательно выполняются упражнения для изучения способа с подвижной опорой, плавание только ногами, изучение дыхания, движений рук, согласования движений. В совершенствовании плавательных умений инвентарь играет ведущую роль, так как применяется при отработке отдельных элементов техники, захват и отталкивание в гребке с применением лопаток, отработка движений ног с ластами, выработка высокого правильного положения туловища при плавании с доской, гантелей, отработка гребковых движений руками с колобашкой.

Этап конструирования новых действий

Цель: Создать условия для проявления конструктивных умений.

Обучающиеся на основе полученных знаний о свойствах и возможностях объекта конструируют комплекс упражнений из элементарных навыков, сформированных на практикуме. Возможна работа в парах и малых группах.

Применяют знания и умения при пользовании спортивным инвентарем в плавании по элементам и связкам, в подвижных играх и эстафетах.

Формирование конструктивного мышления как одного из видов практического мышления. Освоение операции синтеза целого из готовых деталей. Оптимизация своих действий, рациональное мышление. Умение изменять образ действий с учетом обстоятельств. Навык организации самостоятельной деятельности.

Освоив стандартные способы применения спортивного инвентаря, я предлагаю детям продемонстрировать свои умения и фантазию с нестандартным применением его, например, проплыть с доской таким способом, как мы еще не пробовали. Здесь включается креативность и воображение каждого ребенка, кто-то сядет на доску, кто-то ляжет, другой возьмется за нее наоборот, а третий положит на голову. Казалось бы, это развлечение и несерьезное занятие, однако для выполнения его требуется проанализировать свои умения, оценить риски, сконцентрироваться на имеющихся знаниях. После предлагаю свои варианты нестандартного применения инвентаря, проплыть с колобашкой в руках, а не между колен как обычно, поставить доску перпендикулярно к поверхности воды. Когда обучающиеся освоили основной инвентарь, я добавляю не спортивные предметы, опираясь на имеющиеся знания, навыки и умения, пловцы конструируют новые действия. Например, проплыть, держа в руках лист бумаги и не намочить его, переправить стаканчик с водой не разлив жидкость, держать мяч над водой и т. д. Обучающиеся применяют свои навыки и умения в самостоятельной деятельности, на свободном плавании, в играх и эстафетах.

Этап трансляции новых умений.

Цель: Создать условия для передачи опыта практической деятельности

Обучающиеся демонстрируют сконструированный комплекс упражнений другим, делятся приобретенным опытом, транслируют этот опыт сверстникам.

Умение транслировать свои практические умения и навыки окружающим. Навык конструктивного диалога и взаимодействия.

Узнав, научившись и успешно применяя знания на практике, мы переходим к трансляции своих умений. Все больше упражнений отдаются на самостоятельный выбор предмета или способа, однако теперь задачу ставят сами обучающиеся, а я как педагог контролирую целесообразность и безопасность деятельности. Задание придумывает один ученик, а остальные пробуют вместе с ним его выполнить, потом следующий и так далее. Конечно так проходит не весь урок, а всего 2-3 упражнения, и их направленность соответствует цели и задачам занятия.

Этап рефлексии

Цель: Создать условия для осмысления ценности приобретенного опыта практической деятельности. Обучающиеся делятся впечатлением, оценивают трудности, которые испытали в процессе деятельности, что они предприняли для их преодоления.

Навык оценки и самооценки приобретенных практических знаний и умений. Умение ставить перед собой задачи по дальнейшему развитию.

Одним из важнейших этапов является рефлексия, после каждого занятия или блока, детям предлагается оценить проделанную работу по схеме: Понравилось, Не понравилось, Что было трудно, Как я справился.

Обучающиеся, в каком бы классе они не учились, насколько бы не считали себя взрослыми, очень любят играть, фантазировать, экспериментировать, пробовать новое и испытывать свои возможности.

Побуждая учащихся на каждом уроке физической культуры сравнивать и противопоставлять, анализировать и обобщать, обосновывать и оценивать, учитель активизирует их мысль, приучает их к самостоятельности и подготавливает необходимую психологическую основу для успешного решения творческих задач.

Результат обучения, это личные достижения наших детей.

Для одного – это преодолеть страх перед водной средой, для другого обогнать папу летом на море, для третьего – научиться плавать всеми четырьмя способами. А призовые места на соревнованиях лишь подтверждают успех обучающихся.

Прикреплённые файлы:

prezentacija_tvs74.pptx | 24965,38 Кб
 
Публикации по теме:

Долгосрочные проекты школы-интерната для обучающихся с ОВЗ по программе развития. Часть 1 [Долгосрочные проекты КОУ «Леушинская школа-интернат для обучающихся с ОВЗ» по программе развития (начало). b]Миссия [/b]КУ Леушинской коррекционной.

Долгосрочные проекты школы-интерната для обучающихся с ОВЗ по программе развития. Часть 2Долгосрочные проекты школы-интерната для обучающихся с ОВЗ по программе развития. Часть 2 Долгосрочные проекты КОУ «Леушинская школа-интернат для обучающихся с ОВЗ» по Программе развития (продолжение). В предыдущей публикации.

Игры для развития логического мышления старших дошкольниковИгры для развития логического мышления старших дошкольников Развитое логическое мышление это не только успешное обучение в школе, но и способность быстро ориентироваться в течении всей своей жизни,.

Дидактические игры для развития логического мышленияДидактические игры для развития логического мышления Предлагаю вашему вниманию игровые упражнения, которые способствуют развитию логического мышления. Играть можно на занятиях и на улице..

Технология критического мышления на уроках русского языка Технология критическое мышление на уроках профессионального русского языка ‹‹Образование сегодня - решающий фактор индивидуального успеха.

Мультстудия как элемент современной образовательной среды ДОУМультстудия как элемент современной образовательной среды ДОУ Уважаемые коллеги! спасибо за поддержку и высокую оценку работы нашей мультстудии - песочной анимации. По нелепой случайности мультфильм.

Нейроигры для развития мышления и межполушарных связейНейроигры для развития мышления и межполушарных связей Человеческий мозг состоит, как известно, из правого и левого полушарий. Каждое из них отвечает за разные функции. Левое — за логическое.

Игра для развития быстроты мышления «Геометрическое лото»Игра для развития быстроты мышления «Геометрическое лото» Цели: Закреплять знания о геометрических фигурах и цвете. Упражнять в счёте фигур в не зависимости от цвета и формы. Воспитывать способность.

Несколько игр для развития зрительного восприятия и мышленияНесколько игр для развития зрительного восприятия и мышления Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию несколько игр, изготовленных мною для развития у детей зрительного восприятия, обучения классификации.

Задание для развития логического мышления у дошкольниковЗадание для развития логического мышления у дошкольников Развитие логического мышления у дошкольников – неотъемлемая часть математического мышления и не только. Оно способствует развитию внимательности,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Технология развития практического мышления обучающихся как интеграционный элемент образовательной экосистемы
Опубликовано: 29 марта 2022 в 12:47
+70Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 18.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД