Папки-передвижки

Технология управленческой деятельности старшего воспитателя в условиях модернизации дошкольной образовательной организации

Ольга Лысова
Технология управленческой деятельности старшего воспитателя в условиях модернизации дошкольной образовательной организации

Главная черта современного мира — стремительные перемены. Дошкольное образование активно включилось в процессы модернизации.

Управленческая деятельность старшего воспитателя в условиях модернизации - это поиск и внедрение эффективных методов и форм последовательного воздействия на педагогический коллектив для достижения высокого качества дошкольного образования

Понятие Модернизация вошло в наше ДОУ вместе с

Публикация «Технология управленческой деятельности старшего воспитателя в условиях модернизации дошкольной образовательной организации» размещена в разделах

- принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273 – ФЗ;

- изданием приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», вступившем в силу с 1 января 2014 г.

- с появлением проекта «Профессионального стандарта педагога» 12 февраля 2015г.

- с выходом распоряжения правительства Российской федерации от 29 декабря 2014 №2765-р об утверждении «Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы».

Основные задачи модернизции :

• повышение качества дошкольного образования

• повышение профессионализма работников образования

• распределения ответственности и повышения роли всех участников образовательного процесса - обучающегося, педагога, родителя, образовательного учреждения

Решение задач государственной образовательной политики, направленных на повышение эффективности деятельности ДОУ предусматривает возможность их реорганизации

В сентябре 2015года в нашем ДОУ прошла процедура реорганизации, которая стала определенным этапом, обеспечившим создание необходимых условий для модернизации ДОУ (улучшение материально – технической базы позволило обновить развивающую среду в группах; увеличение кадрового состава, расширили возможности обмена инновационным опытом у педагогических работников.

Процедура реорганизации прошла путем присоединения трех четырехгрупповых детских садов (36,99,42) к детскому саду №103. В результате реорганизации образовалось одно юридическое лицо с разными фактическими адресами.

На сегодняшний день в детском саду функционирует 16 групп, получают образовательные услуги 420 воспитанников. Коллектив ДОУ насчитывает 90 человек; 30 воспитателей, 3 старших воспитателя, 4 музыкальных руководителя.

Решение задач модернизации российского образования, направленных на повышение качества дошкольного образования, зависит от образовательного уровня, квалификации и профессионализма педагогов. Поэтому роль старшего воспитателя, как организатора педагогического процесса и инициатора профессионального роста воспитателей, на современном этапе приобретает особую значимость.

В нашем ДОУ старший воспитатель осуществляет не только методическую работу с педагогическими кадрам и, но и координирует деятельность всех сотрудников, т. к. является администратором в своем здании. В связи с этим, неотъемлемой частью управленческой деятельности является - контроль за качеством работы сотрудников. Если рассмотреть план оперативного контроля, разработанный до реорганизации, можно увидеть, что объектом контроля являлась воспитательно – образовательная работа педагогов. После реорганизции, в связи с расширением обязанностей, возникла необходимость в разработке новой циклограммы деятельности старшего воспитателя, где отражены и новые направления контрольно – оценочной деятельности. Из циклограммы видно, что контролю подлежат…. (См. ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

После реорганизации в нашем ДОУ появилась возможность организации дополнительных образовательных услуг….

С целью обеспечения выполнения решения августовской конференции педагогических работников Ленинского района 2016года о создании благоприятных условий и дополнительных возможностей для развития способностей воспитанников и привлечении внебюджетных средств в образовательные организации, нами запланировано проведение маркетинговых исследований, направленных на выявление потребностей родителей и интересов воспитанников в рамках организации дополнительных образовательных услуг.

Одним их важнейших направлений деятельности старшего воспитателя, в условиях модернизации ДОО, является развитие кадрового потенциала. Приоритетность данного направления развития образования фиксируется в Стратегии развития российского образования до 2020 года, в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» и в ФГОС дошкольного образования (П. 3.2.5.)

Социальный заказ на подготовку специалистов нового поколения сформулирован в докладе Госсовета РФ «Об образовательной политике России на современном этапе» : «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладающие чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание».

Процесс модернизации в дошкольном образовании характеризуется быстрым темпом внедрения инновационных технологий в практику работы детских садов. ФГОС ДО требует изменений во взаимодействии взрослых с детьми, что подразумевает наличие ряда компетенций у педагога: умение вызвать интерес ребёнка к разным видам деятельности, умение поддержать собственную активность ребенка, развивать любознательность, стремление постигать этот мир, растить «почемучек», а не просто передавать какие-либо знания. Педагог должен уметь выбрать адекватные формы педагогической поддержки для каждого конкретного ребёнка. Это означает, что педагог должен уметь обеспечить индивидуализацию и, вместе с тем, равные возможности полноценного развития. Данная проблема влечёт за собой переосмысление деятельности старшего воспитателя, которая в условиях реализации ФГОС ДО должна быть ориентирована на развитие педагогических умений, которые находят отражение в Профессиональном Стандарте педагога. Развитию этих умений в свете современных требований к воспитателю должна способствовать грамотно организованная методическая работа.

Работа нашего ДОУ в условиях модернизации потребовала новых подходов к организации методической работы, поиска таких форм, оптимальное сочетание которых гарантирует повышение компетентности педагогов, комфортность пребывания воспитанников в ДОУ и установление партнерских взаимоотношений с семьями воспитанников.

Формы Комментарии

Анкетирование

«Анализ профессиональной деятельности» «Составляем годовой план работы ДОО» Методическая работа в ДОУ строится на основе анализа достигнутых результатов образовательного процесса, уровня педагогического мастерства и квалификации педагогов. Ежегодно в конце учебного года с помощью анкетирования проводится анализ профессиональной деятельности, который основывается на самооценке и самоанализе педагогов. Такой подход к работе позволяет легче проводить анализ выполнения годовых задач, планировать работу ДОУ на следующий учебный год, находить новые эффективные формы работы с детьми, осуществлять необходимую коррекцию.

Разработка (корректировка) критериев стимулирующих выплат Разработанные критерии позволяют оценить результативность и эффективность работы, повысить у педагогов степень заинтересованности в достижении высоких результатов работы посредством стимулирующих выплат

Индивидуальные и групповые консультации по заявкам отдельных педагогов. Данная форма работы обеспечивает индивидуальный подход к обучению педагогических кадров и создает необходимые педагогические условия непрерывного образования воспитателей.

Семинары - практикумы Одна из наиболее эффективных форм оказания методической помощи и повышения квалификации педагогов. Это особая форма организации самостоятельной познавательной деятельности слушателей. Основная цель их проведения - обновление теоретических знаний, совер-шенствование навыков и развитие практических умений в связи с необходимостью освоения новых способов решения профессиональных задач. Определению содержания семинаров предшествует изучение затруднений педагогов в практической деятельности.

«Проектно – исследовательская деятельность в ДОУ»

«Здоровьесберегающие технологии в ДОУ»

Праздники профессионального успеха «Звездный час» (День дошкольного работника)

«Достояние года» (Итоговый педсовет)

Интеллектуальное кафе «За чашкой чая» (приглашение в методический кабинет для неформальной беседы) Данная форма работы направлена на повышение у педагогов уверенности в своих силах, формирование понимания значимости личного вклада в общее дело

Тренинги по сплочению педагогического коллектива Данная форма работы направлена на построение эффективного командного взаимодействия и является для нашего ДОУ особенно актуальной в связи с увеличением количества педагогических кадров после реорганизации

Площадки, ярмарки, галереи, конкурсы, фестивали педагогических достижений Презентация результатов своего труда для коллег ДОУ, социуме и педагогическом сообществе разного уровня стала важным стимулом в повышении профессионально – личностного статуса педагогов

Интерактивные формы

- творческие группы

- круглые столы

- брифинги, дискуссии, мозговая атака, деловая игра Интерактивные формы работы предполагают организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимодействию, взаимопониманию, к совместному решению и принятию наиболее общих, но значимых для каждого участника задач. В ходе диалогового общения у педагогов формируется умение критически мыслить, рассуждать, решать противоречивые проблемы на основе анализа услышанной информации и обстоятельств. Педагоги учатся взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, правильно выражать свои мысли, участвовать в дискуссиях, профессионально общаться с коллегами.

«Клуб начинающих педагогов» : включает в себя такие формы как

- Наставничество (наставниками являются педагоги первой и высшей категории).

- Командировка в другие учреждения для ознакомления с методами и опытом работы других педагогов

- День молодого специалиста

Данные формы работы направлены на оказание психолого-педагогической помощи начинающим воспитателям в современных условиях работы, формирование индивидуального творческого «почерка» у молодых педагогов.

Материал данной формы работы представлен на выставке

Обобщение и распространение передового педагогического опыта представлено такими формами

- «Банк инновационных идей» в методическом кабинете, который содержит обобщенный опыт работы педагогов нашего ДОУ, педагогов ДОУ района.

- участие в педагогических советах, проблемных семинарах, конференциях.

- публикации в профессиональных изданиях, в том числе электронных

- размещение материалов на сайте учреждения или собственном сайте

Все формы работы направлены на распространение и внедрение эффективных средств и методов, способствующих получению высоких результатов в работе. Свой опыт педагоги представляют в виде конспектов образовательной деятельности и режимных моментов; перспективных и комплексно-тематических планов работы; сценариев утренников, развлечений, выпускных балов; образцов дидактических материалов, продуктов детского творчества (фотоматериалы); авторских программ и проектов; образцов информационных материалов по работе с родителями и воспитанниками.

Информчас Это практическая тренировка использования информационно – коммуникативной техники в воспитательно – образовательном процессе

Студия партнерского взаимодействия с родителями Цель студии – научить педагогов выстраивать партнерские взаимоотношения с родителями (законными представителями) для решения образовательных задач, используя адекватные методы и средства для их психолого – педагогического просвещения.

Школа здорового педагога В настоящее время выполнение современных требований к организации педагогического процесса очень часто сопровождается повышенным эмоциональным и физическим напряжением педагогов. Деятельность школы направлена на профилактику профессиональных заболеваний, преодоление стрессовых ситуаций, борьбу с синдромом профессионального выгорания, а также овладение педагогами приемов релаксации и снятия мышечного напряжения.

Открытые просмотры, взаимопосещения НОД, мастер - классы Пропагандируют лучший опыт педагогов ДОУ, новые эффективные формы работы с дошкольниками. Его распространение является сильным стимулом для дальнейшего творческого роста педагогов

Салон «Мудрый педагог» Работа салона направлена на создание условий для личного и профессионального самосовершенствования педагогов. Его мероприятия предполагают защиту педагогом наработанного творческого материала по теме самообразования с проведением самоанализа и обозначением перспектив дальнейшей работы.

Материалы этой формы работы также представлены на выставке

Формирование методического кабинета Методический кабинет является одной из самых распространенных форм методической работы, обеспечивающей создание единого информационного и методического пространства в ДОУ. Его содержание направлено на оказание помощи воспитателям в повышении педагогического мастерства, в организации воспитательно – образовательного процесса и во взаимодействии с родителями.

В ДОУ имеется паспорт методического кабинета.

Организация мониторинговых мероприятий

- оперативный, тематический контроль

- мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения программы

- взаимоконтроль

- родительский контроль

Контроль является важной функцией в методической работе. Информация, полученная в ходе контроля с последующим его анализом, является основой для принятия управленческих решений. На наш взгляд наиболее действенной формой контроля является взаимоконтроль. Оценивая деятельность своих коллег, педагоги начинают видеть недостатки в своей работе, что является мощным стимулом к самосовершенствованию. А главное, что эти недостатки выявили они сами, а не администрация.

Данные формы методической работы применяются дифференцированно с учетом стажа работы, возраста педагогов, их индивидуальных особенностей и интересов. Именно такой подход позволяет педагогам раскрыть творческие способности, проявить деловые и организаторские качества, преодолеть неуверенность в себе.

Одно из важнейших направлений деятельности старшего воспитателя - повышение квалификации педагогических кадров.

В нашем ДОУ составлены перспективные планы по аттестации и повышению квалификации педагогов через обучение на курсах.

В настоящее время все педагоги ДОУ прошли курсовую подготовку по программе «Актуальные проблемы дошкольного образования в условиях введения ФГОС ДО»

Старший воспитатель осуществляет сетевое взаимодействие ДОУ с другими социальными институтами образования и культуры. Приобщение к ценностям культуры, социализация ребенка в обществе – является ключевой линией в ФГОС ДО. В связи с этим в ДОУ разработан план сетевого взаимодействия с субъектами внешнего окружения. Нашими партнерами стали:

- библиотека имени Паустовского: выставки новинок детской художественной литературы, обзорные экскурсии, викторины, тематические досуги

- школа № 72: экскурсии и целевые прогулки детей в школу, взаимопосещения занятий, консультации учителей с презентациями образовательных программ, дни открытых дверей для выпускников ДОУ, совместные праздники «День знаний», «День защиты детей».

- музыкальная школа № 14: концерты, познавательные развлечения, музыкальные вечера

- детский клуб «Фантазия» : экскурсии, участие в совместных выставках, смотрах - конкурсах

- управление образования Ленинского района : участие педагогов в районных семинарах, методобъединениях, совещаниях, конкурсах, праздниках, выставках детского творчества

- ГБОУ ДОВ НИРО: повышение квалификации педагогических кадров через курсовую подготовку

- детская и взрослая поликлиники: профилактические осмотры, противоэпидемические мероприятия, медицинские рекомендации

- ПМПК

- профсоюзная организация

- выездные детские театры

Приоритетным направлением в деятельности старшего воспитателя в условиях модернизации является – установление взаимодействия с семьями воспитанников. Сотрудничество педагогов и родителей помогает лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а, следовательно, помочь в понимании его индивидуальных способностей, формировании ценных жизненных ориентаций. Поэтому мы вместе с педагогами стараемся найти наиболее эффективные формы установления партнерских взаимоотношений с родителями.

Наряду с традиционными, такими как родительские собрания, консультации, педагогические беседы, анкетирование, папки – передвижки, совместные праздники, дни здоровья, творческие выставки, мы стремимся к внедрению инновационных форм сотрудничества с семьей. Просвещение родителей в области педагогики и детской психологии осуществляется с помощью таких форм как: педагогическая библиотека для родителей, педагогические гостиные, круглые столы, вечера вопросов и ответов, дискуссионные встречи. К активным формам повышения педагогической культуры родителей относятся семинары – практикумы и мастер – классы, где приобретение или совершенствование знаний осуществляется через деятельностный подход. Формированию у родителей навыков разрешения конфликтных ситуаций способствуют тренинги, которые помогают родителям по –новому выстраивать взаимоотношения в семье.

Наши родители активные помощники в благоустройстве территории и эстетическом оформлении помещений детского сада. Такие формы работы как «Трудовые десанты» и «Дни добрых дел» вызывают положительные эмоции у родителей, т. к. все участники получают призы, подарки, благодарственные письма или почетные грамоты.

Приобретает популярность в нашем ДОУ и такая форма совместной деятельности как благотворительные акции. Она имеет большое воспитательное значение для детей, которые учатся не только принимать подарки, но и делать. Родители тоже не остаются равнодушными, видя, как их ребёнок с увлечением играет с друзьями в детском саду в давно заброшенную дома игру, а любимая книга стала еще интереснее и звучит по – новому в кругу друзей. Например, акция «Подари книгу другу». Благодаря такой форме работы с родителями может обновиться и пополниться библиотека группы.

Отношения родителей и педагогов в современных условиях невозможны в рамках закрытого образовательного пространства. Информирование родителей о ходе и результатах педагогического процесса осуществляется посредством размещения информации на официальном сайте ДОУ, проведения дней открытых дверей, создания информационных стендов, альбомов, буклетов. Семьи наших воспитанников стали реальными участниками образовательного процесса благодаря их привлечению к организации конкурсов, концертов, к участию в детской исследовательской и проектной деятельности.

Применение той или иной формы работы с использованием мультимедийного оборудования, показом презентаций, фотослайдов, оформлением фотостендов, выставок семейного портфолио привлекают родительский интерес к работе детского сада. Происходит обмен семейным опытом, устанавливаются дружеские взаимоотношения между родителями группы.

Анализируя современную педагогическую литературу и публикации в различных изданиях, я выделила еще наиболее интересные инновационные формы взаимодействия с семьями воспитанников и планирую предложить их для использования в работе педагогам нашего ДОУ. Для вас я тоже подготовила памятки с описанием этих форм. (См. ПРИЛОЖЕНИЕ 2) К ним относятся:

• Устный педагогический журнал

• Родительские конференции

• Педагогические консилиумы

• Клубы для родителей

• Индивидуальные блокноты

«Родительский университет».

Изменения в технологии управленческой деятельности старшего воспитателя в нашем ДОУ позволили достичь следующих результатов:

- повысился уровень профессиональных знаний и умений педагогов по применению инновационных методов и технологий в образовательном процессе, таких как проектные, исследовательские, личностно-ориентированные, здоровьесберегающие;

- возросла активность педагогов в мероприятиях профессиональной направленности;

- увеличилось количество заинтересованных и творческих педагогов (воспитатели нашего здания-постоянные участники и призёры конкурсов педагогического мастерства внутри ДОУ);

- благодаря расширению полномочий старшего воспитателя, появилась возможность вовлечения в педагогический процесс каждого сотрудника. (Например, младшие воспитатели участвуют в праздниках, досугах, изготовлении дидактических пособий и демонстрационного материла. На родительские собрания, если необходимо, приглашаются врач и медсестра)

- повысилась степень вовлечённости родителей в педагогический процесс.

Однако, жизнь не стоит на месте и в рамках модернизации дошкольного образования намечены следующие перспективные направления развития нашего ДОУ:

- совершенствование форм непрерывного образования педагогических кадров;

- мотивирование педагогов на необходимость повышения своей квалификации через курсовую подготовку и использование дистанционных форм обучения;

- создание условий для прохождения педагогами процедуры аттестации;

- повышение компьютерной грамотности педагогов;

- повышение эффективности использования электронных ресурсов в образовательной деятельности;

- удовлетворение потребностей родителей и воспитанников в дополнительных образовательных услугах.

Любая управленческая деятельность, к которой относится и деятельность старшего воспитателя дошкольного учреждения, строится на основе определенных закономерностей, выработанных наукой управления. Управлять дошкольным учреждением – это значит целенаправленно воздействовать на педагогический коллектив (а через него и на воспитательно – образовательный процесс) для достижения максимальных результатов в воспитании, развитии, образовании детей дошкольного возраста

На сегодняшний день основная работа старшего воспитателя – это работа с педагогическими кадрами. То есть на качество, результаты деятельности всего детского сада он влияет опосредованно, через воспитателя. Воспитатели - это люди, у которых сложился свой творческий педагогический почерк. И не каждый станет выполнять то, что ему советуют, потому что имеет свои взгляды на ту или иную методику, педагогический прием и т. д. Поэтому, самым трудным для старшего воспитателя является найти подход к каждому из них. Умение работать с людьми – основной показатель в деятельности старшего воспитателя. Ведь очень важно создать коллектив единомышленников, имеющих единое педагогическое кредо, позиции, традиции, или, как сейчас модно говорить, создать свою команду. Только в этом случае старший воспитатель сможет достичь тех целей, которые он ставит.

Публикации по теме:

«Экологическое воспитание детей в условиях дошкольной образовательной организации с учетом требований ФГОС до» Часть 3 1.3. Формы и методы экологического воспитания младших дошкольников в условиях интеграции образовательных областей В современных исследованиях.

«Экологическое воспитание детей в условиях дошкольной образовательной организации с учетом требований ФГОС до» Часть 4 Глава 2. Экспериментальная работа по экологическому воспитанию младших дошкольников в условиях интеграции образовательных областей. 2.1.

«Экологическое воспитание детей в условиях дошкольной образовательной организации с учетом требований ФГОС до» Часть 5 2.2. Экспериментальная работа по экологическому воспитанию младших дошкольников в условиях интеграции образовательных областей и анализ.

Организация духовно-нравственного воспитания дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации. Опыт работы Августовские мероприятия «ФГОС ОО — основа достижения новых результатов образования»Представление опыта работы по реализации регионального.

Методическая служба дошкольной образовательной организации «Фестиваль методических служб» в рамках городского педагогического марафона «Образование. Творчество. Развитие.» Уважаемые коллеги! Я постараюсь.

Особенности формирования управленческой культуры руководителя дошкольной образовательной организации В статье представлены результаты изучения научных исследований сущности таких основополагающих понятий, как «культурауправления», «управленческая.

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации Духовное и материальное состояние общества зависит от тех основ, которые заложены в сознании детей. Психологи утверждают, что на развитие.

Семинар для старших воспитателей «Проектирование образовательной деятельности в современной дошкольной организации» Семинара для старших воспитателей по теме: «Проектирование образовательной деятельности в современной дошкольной организации». Ориентация.

Технология управленческой деятельности современного руководителя дошкольного образовательной организации Конкурс "Педагогический дебют - 2016" В последние годы система дошкольного образования в России претерпевает существенные изменения. Развитие.

Внедрение ФГОС в практику дошкольной образовательной организации С 1 сентября 2013 года в Российской Федерации дошкольное образования впервые стало официально признанным полноценным уровнем непрерывного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Технология управленческой деятельности старшего воспитателя в условиях модернизации дошкольной образовательной организации
Опубликовано: 24 января 2017 в 16:21
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД