Технология В. В. Воскобовича в дошкольном образовании как средство развития эмоционального интеллекта у детей

Татьяна Звягина
Технология В. В. Воскобовича в дошкольном образовании как средство развития эмоционального интеллекта у детей

Технология В. В. Воскобовича в дошкольном образовании, как средство развития эмоционального интеллекта у детей.

Актуальность:

В настоящее время проблема эмоциональной, нравственной культуры поведения детей дошкольного возраста остается актуальной в дошкольном образовании. Для ребенка дошкольного возраста очень важно научиться взаимодействовать в коллективе с другими детьми и взрослыми, получить собственный опыт социального взаимодействия и умения выстраивать взаимоотношения с окружающими людьми, иметь представления о выражении собственных эмоций, владеть способностью управлять своим эмоциональным состоянием. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выделяет эмоциональное развитие детей дошкольного возраста как приоритетное и направленное на формирование эмоционального интеллекта.

Стандарт направлен на решение проблем в области социального воспитания, которое достигается через усвоение детьми норм и ценностей принятых в обществе, развитие общения и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации.

Наши дети живут и развиваются в новую эпоху информационных технологий. Новое время требует других подходов к образованию, перехода от традиционного информационно – накопительного метода обучения, направленного на усвоение конкретных знаний, умений, навыков, к наиболее перспективному на современном этапе – развивающему обучению. Именно при развивающем обучении создаются условия для развития у ребенка активности, самостоятельности, творческого преобразующего мышления. А дети с высоким уровнем интеллекта и креативности уверены в себе, успешно учатся, лучше ориентируются в социуме. Эффективное развитие эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности.

Для многих педагогов и лично для меня технология В. В. Воскобовича стала большой находкой. У неё большая вариативность и трансформационность, что позволяет воспитателям воплощать свои педагогические идеи в жизнь.

С появлением в нашей группе предметно-пространственной развивающей среды «Фиолетовый лес» наши занятия стали яркими, насыщенными и получили большой эмоциональный отклик у детей. Ковролиновое полотно было задействовано во всех образовательных областях: «социально–коммуникативное развитие», «познавательное развитие», «физическое развитие», «художественно–эстетическое развитие» и «речевое развитие».

В настоящее время недостаточно просто предложить детям игры и познакомить с технологией, необходимо их увлечь, научить работать с пособием, показать перевоплощение и создать что-то новое -своё!.

Ребенок быстро забывает то, что эмоционально нейтрально и не имеет для него большого значения. Поэтому со временем я углубилась и нашла для себя в области «социально-коммуникативное развитие» игровой метод -формирование у детей основ эмоционального интеллекта.

Полотно Фиолетового леса для меня стало «экраном нашей группы» где я стараюсь отобразить и обыграть «жизнь дошколят» в детском саду. Наполнив его эмоциями, чувствами и новыми сказочными сюжетами.

Цель: развитие эмоционального интеллекта у детей используя технологию В. Воскобовича

Задачи:

• Развитие у ребенка познавательного интереса, желания и потребности узнать новое.

• Расширять и обогащать представления детей об эмоциях и чувствах, их полярности и способах вербализации; (умение проговорить)

• Развитие наблюдательности, исследовательского подхода к явлениям и объектам окружающей действительности через эмоциональный отклик.

• Формировать у воспитанников умение осознавать, понимать и адекватно выражать свои эмоциональные переживания

• Развитие воображения, креативности, мышления (умение гибко, оригинально мыслить, видеть обыкновенный объект под новым углом зрения).

• Развивать способность понимать эмоциональные состояния, переживания, личностные особенности другого человека

• Гармоничное, сбалансированное развитие у детей эмоционально-образного и логического начала.

В своей работе я придерживаюсь нескольких направлений:

- Создание нового пособия для Ф. леса вместе с детьми

- Решение проблемных и конфликтных ситуаций с помощью сказкотерапии и МАК на панно Ф. лес

- Разбор и пути решения вопросов от дошколят через продуктивную деятельность с использованием среды Ф. лес

- Создание новой игры вместе с детьми задействовав персонажей Ф. леса.

Приведу несколько примеров:

Технология В. В. Воскобовича в дошкольном образовании как средство развития эмоционального интеллекта у детей

Вместе с детьми мы придумываем новые пособия.

Пример: совместно с детьми мы придумали новый «Прогноз погоды» в нашей группе. Это задание получило положительный эмоциональный отклик у детей. Дети с радостью, большим вдохновением стали придумывать и предлагать пути создания этого нового пособия. С помощью ковролиновых деталей, вместе с главными героями «Фиолетового леса» девочкой Долька и мальчиком Гео мы сделали экран с природными явлениями. Снежинки смастерили из ватных дисков, с помощью длинных липких ленточек дети изобразили ветер, туман, грозу. Из ковролиновых желтых капелек сделали яркие желтые лучики солнцу, синие послужили обозначением дождя. Дети предложили вырезать из бумаги маленькие кружки, чтобы обозначить ими природное явление град. В завершении, житель леса галчонок Карчик захотел стать синоптиком, чтобы рассказывать всем жителям о погоде в нашем родном поселке. Мы использовали развивающую среду «Фиолетовый лес» вместе с его пособиями как конструктор, убирая то, что детям не интересно и добавляя то, что на данный момент для них актуально. Я опиралась на опыт детей, на умение находить новые пути-решения задач и подходить к делу творчески и с фантазией. Используя предметы заменители, мы модернизировали календарь, дополнив его новыми мобильными элементами.

Цель: создание нового календаря природы, через эмоциональный отклик у детей.

Результат: дети получили большой заряд положительных эмоций при создании календаря. В творческом процессе дети учились договариваться друг с другом и работать сообща. В завершении каждый ребёнок поделился своими эмоциям, что он чувствует от проделанной работы.

Все свои эмоции и чувства мы храним в волшебном мешочке, если это имеет для ребенка большое значение, то он оставляет эту эмоцию, если нет, отпускает (дует на ладошку).

Проигрывание конфликтной ситуации в виде сказки.

Часто в группе между детьми возникают конфликтные ситуации, не поделили игрушку, не приняли в игру или кто-то не специально (специально) задел другого ребенка и т. д. И в этот момент к нам приходит на помощь развивающая среда «Фиолетовый лес» с его героями. Действие разворачивается на ковролиновом панно, как в кино дети смотрят живую сказку отображающую ситуацию конфликта. В этой работе я использую МАК карты "Дружок". Воспитанники учатся соотносить, узнавать и находить пути-решения данной проблемы. Проговаривают вслух эмоции, которые чувствуют герои, помогают им найти выход из сложившейся ситуации. В завершении я использую метод арт-терапия, где дети рисуют или лепят подарки сказочным героям.

Разбор и решение вопросов возникших у дошколят.

С помощью ковролинового полотна Ф. леса и его героев, решаем интересным образом возникшие вопросы.

Пример:

Вопрос от воспитанника

- Что ест жук олень?

Ситуация:

Долька и Гео в лесу нашли двух жуков. И стали придумывать им названия. Да так придумывали, что поругались! Дети поспешили их померить и рассказали им как зовут этих жуков (жук-Олень и жук-Носорог). Названия им очень понравились и героям Ф. леса очень захотелось узнать побольше интересного об жуке – Носороге.

Воспитатель показывает презентацию «Несколько интересных фактов о жуке - Носороге». Затем совместно с детьми предлагает составить детям для жителей Ф. леса паспорт жука - Носорога, где они смогут узнать несколько интересных фактов о нём.

Паспорт жука: картинка жука с изображением его частей тела.

С помощью схем (мнемо таблиц) дети записывают 5 новых фактов которые узнали из презентации.

- Увидев опасность, жук падает замертво на землю

- Птицы и змеи являются врагами для этих жуков

-Жуки силачи, они могут поднимать груз в 800 раз превышающих собственный вес.

-По всем законам физики жук-Носорог не должен летать (тяжелый, но на самом деле в полёте он может преодолеть расстояние в 50 км.

- Плохо изучен тот факт чем питаются эти жуки. Есть два предположения

1. из-за того, что у них плохо сформирован жевательный аппарат, жуки питаются жидкой пищей (древесным соком и т. д.)

2. или же они получили достаточно питательных веществ, когда находились на стадии личинки.

В заключении дети рассказали жителям Фиолетового леса по новому паспорту жука 5 интересных фактов о нём.

Цель: расширить представления детей о жуке – Носороге, через эмоциональный отклик

Результат: дети помирили Дольку и Гео, рассказали им много интересного об жуке - Носороге. Проявили эмоциональный отклик в творческой работе под названием «паспорта жука»

И последнее направление это создание новой игры вместе с детьми задействовав персонажей Ф. леса.

Игра «Найди гнома» где дети учатся совместно коммуницировать, договариваться и помогать друг другу…

Дети очень любят когда их игрушки «оживают» и проживают определённый сюжет.

А мы воспитатели любим придумывать игры и добавлять в них педагогический смысл!

В этот раз наш воспитанник принёс в детский сад 6 разноцветных восковых гномов (карандаши) и игрушку динозавр.

Дети сразу заметили, что воск. карандаши похожи на наших гномов из «Фиолетового леса», но вот только карандашей на один меньше, чем гномов на нашем ковролине.

И здесь родилась новая игра.

Название игры: «Найди гнома»

Цель: определить какого цвета гнома не хватает в восковых карандашах и придумать как сделать так, чтобы количество восковых гномов совпадало с количеством гномов из Ф. леса

Задачи: развивать социально-коммуникативные навыки, поисково-исследовательский подход. Развивать логическое мышление, диалогическую речь и фантазию. Умение составлять связные предложения по смыслу. Воспитывать уважительное отношение к своим сверстникам.

Сюжет:

Динозавр Ричи охраняет восковых гномов. Их количество должно совпадать с 7 цветами радуги (синий восковой мелок отсутствует). Но вот незадача, один гном, всё-таки решил бежать и посвятить себя полностью детям.

Определение проблемной ситуации:

Какого цвета карандаша не хватает?

Куда он исчез?

Как его вернуть?

Решение детей:

- Не хватает синего карандаша

- Вымысел: Дошколята исполнили его мечту и нарисовали им: небо, море и т. д.

- Дети предлагали разные варианты: нарисовать гнома (но он будет отличаться от других и динозавр это заметит, поставить гнома из Ф. леса (но тогда в лесу станет на одного гнома меньше, купить (но на это нужно много времени).

Подсказка педагога:

Определить размер гномов и динозавра

Действие:

Динозавр выше гномов, поэтому он смотрит на них сверху. Если посмотреть на гномов с высока, то они похожи на точки.

Дети нарисовали точку синего цвета на листе бумаги. Если смотреть сверху, то все 7 гномов будут на месте!

Игра получилась увлекательной! Детям очень понравилось искать ответы на вопросы, фантазировать и экспериментировать. Поисково-исследовательская игра, нашла эмоциональный отклик у детей, она прививает дошкольникам навыки творческого мышления, учит их самостоятельно искать информацию. Тем самым развивая, углубляя и расширяя их знания и кругозор.

В этих игровых направлениях которые я для себя выделила, дети учатся делиться своими переживаниями, осознавать и различать оттенки чувств, понимать собственные переживания и эмоциональное состояние другого человека. Помогать друг другу, сопереживать, обозначать свои чувства и выражать их.

Таким образом, развитие эмоционального интеллекта является очень важным фактором входе всего образовательного процесса.

В наше время педагоги должны уделять большое внимание такому развитию, чтобы в будущем дети могли правильно и грамотно идентифицировать, распознавать

и правильно направлять свои чувства и адаптироваться в современном мире.

Важное достоинство игровой технологии «Фиолетовый лес» - это её вариативность и внутренний характер ее мотивации. Дети играют потому, что им нравится игровой процесс. Воспитатели взаимодействуют, потому что это полотно многогранно и направленно на всестороннее развитие детей.

Публикации по теме:

Технология коллекционирования как средство развития речевой активности у детей дошкольного возрастаТехнология коллекционирования как средство развития речевой активности у детей дошкольного возраста .

Бизиборд как средство развития ребенка в раннем дошкольном возрастеБизиборд как средство развития ребенка в раннем дошкольном возрасте Известно, что развитие мелкой моторики и познание мира через тактильные ощущения стимулируют формирование когнитивных процессов у маленьких.

Игра как средство развития эмоционального интеллектаИгра как средство развития эмоционального интеллекта Игра как средство развития эмоционального интеллекта Многих из нас в детстве учили подавлять свои эмоции. И если бурно проявлять радость.

Формирование личности через развитие эмоционального интеллекта у детей с помощью настольных игр МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ ДОУ ПО ТЕМЕ: "ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ С ПОМОЩЬЮ НАСТОЛЬНЫХ.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Технология В. В. Воскобовича в дошкольном образовании как средство развития эмоционального интеллекта у детей
Опубликовано: 19 августа 2022 в 21:48
+265Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 17.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 сентября. Праздник зонтика на МААМ

Когда на улице дождь (а осенью это случается всё чаще), зонтик становится нашим верным спутником и помощником на прогулках. Ему мы и посвящаем наш очередной тематический день – последний в сентябре...

30 сентября. День интернета в России

30 сентября в России празднуется Всемирный день интернета. Именно в этот день в 1998 году была проведена первая перепись пользователей русскоязычной части интернета — Рунета, их количество на тот момент...


Горячие темочки