Марина Кубанкова
Технология здоровьесбережения на занятиях плаванием
▼ Скачать + Заказать документы
Технология здоровьесбережения на занятиях плаванием.
Общепринято, что здоровье – одна из главных ценностей человека. Однако в последние годы медицинская статистика свидетельствует о том, что количество дошкольников с хроническими заболеваниями увеличивается и в школу поступает только несколько процентов абсолютно здоровых первоклассников. Причины хорошо известны: нарушение экологии, снижение двигательной активности, несбалансированное питание, психологическое перенапряжение, отсутствие личной заинтересованности в сохранении здоровья. Часть факторов может быть устранена только при участии государства, семьи.
Публикация «Технология здоровьесбережения на занятиях плаванием» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Плавание, бассейн в детском саду
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
Вырастить здорового человека – задача трудная и ответственная. Всем известно, что именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья : происходит становление всех жизненно важных систем и психических функций организма, развиваются его адаптивные механизмы, мелкая и крупная моторика, повышается устойчивость к воздействиям внешних факторов, формируются основные физические качества, выносливость и работоспособность, приобретаются культурно – гигиенические навыки, нарабатываются приемы самообслуживания. Но многое зависит и от того, как организовано оздоровление детей в дошкольном учреждении.
В Уставе Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) говорится, что здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Именно поэтому я стараюсь комплексно решать задачи физического, интеллектуального и эмоционально – личностного развития ребенка, активно внедряя в воспитательно – образовательный процесс такие технологии, применение которых помогло бы улучшить их психоэмоциональное и физическое состояние, раскрыть и повысить потенциальные интеллектуальные и творческие способности.
Я ставлю перед собой задачу, чтобы каждая оздоровительная направленность, используемая в комплексе здоровьесберегающей деятельности, в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное развитие.
Плавание в Прогимназии вводится в режим детей, начиная с 3-х летнего возраста. Это один из самых простых способов сделать ребенка закаленным, здоровым и физически развитым. Плавание влияет не только на физическое, но и на умственное формирование ребенка, стимулирует его нервно-психическое (психомоторное) развитие. Активное движение укрепляет опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую, нервную и дыхательную системы.
Использование бассейна способствует повышению двигательной активности детей, разнообразию закаливающих процедур, усилению оздоровительной направленности, снимает нервное напряжение и укрепляет общий тонус организма.
С целью оптимизации физкультурно-оздоровительной работы, обеспечения достижения всех выше перечисленных эффектов, я систематизировала используемые здоровьесберегающие технологии. Они представлены в следующей таблице.
Таблица 1
Компоненты здоровьесберегающей технологии, используемые при организации плавания в МОУ Прогимназии № 48
Содержание здоровьесберегающей технологии Процесс реализации
Обеспечение температурного режима Контроль:
температура воды от +30 до +32,
температура воздуха от +29 до +30
Обеспечение режима влажности Контроль:
-работа вентиляции бассейна
(влажность воздуха в бассейне 50%-60%)
Медицинский осмотр:
-на кожные и грибковые заболевания
-на педикулез
-на вирусные и простудные заболевания Проводится медицинской сестрой перед занятием плаванием.
Гигиенический душ. Проводится до входа в бассейн под контролем медицинской сестры.
После выхода из бассейна - ополаскивание.
Закаливание:
-смена температуры воды и воздуха
-босохождение
-солевое закаливание
Контрастные водные и воздушные ванны.
В бассейне дети ходят босиком по ПВХ дорожкам, по массажной дорожке.
Выходя из душа, дети проходят по солевой дорожке.
10% раствор поваренной соли температуры +10°+18°С 1 кг соли на 10 л. воды; 0,5 кг на 5 л. воды.
Солевой раствор раздражает рецепторы, вызывая расширение периферических сосудов стоп. При этом увеличивается прилив крови к нижним конечностям и стопам, длительное время сохраняется тепло.
Фиточай
-отвар шиповника
-чай с мятой
-чай с мелиссой
-чай с фруктовым сиропом
После занятий плаванием, когда дети высушились и оделись, они пьют фиточай.
Фиточай восполняет водный баланс, является дополнительным источником витаминов и минеральных веществ.
Игры на воде:
-подвижные
-эстафеты и соревнования
- праздники
Проводятся в конце каждого занятия плаванием.
Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка. Используются элементы спортивных игр.
Проводятся по плану в соответствии с возрастом ребенка.
Создают положительный эмоциональный настрой и проводятся по плану.
Психогимнастика:
-игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы
-упражнения на релаксацию Элементы психогимнастики включены в каждое занятие по плаванию в соответствии с возрастом детей.
Упражнения в вводной части занятия.
Игры в заключительной части занятия.
Упражнения на релаксацию после интенсивной нагрузки и в заключительной части занятия.
Можно использовать спокойную классическую музыку, звуки природы.
Упражнения для профилактики плоскостопия и нарушения осанки.
Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием. Опасаться непропорциональной нагрузки на мышцы.
Упражнение «Велосипед» включено во все занятия по плаванию в водной части.
Игры с снудлами и надувными палками включены в заключительную часть занятия по плану.
Гидроаэробика с использованием нудлов и надувных палок в соответствии с планированием.
Музотерапия:
-музсопровождение ритмических моментов (гидроаэробика)
-музоформление фона занятий
-музоформление праздников Музыка подбирается в соответствии с темой занятия, создает положительный эмоциональный настрой.
Используется во время гидроаэробики, праздников, занятий для упражнений на релаксацию, игр для младшей группы по плану в соответствии с возрастом детей.
Упражнения на дыхание:
-«выдох в воду».
Плавание :
-выдох в воду
-произвольное дыхание
-задержка дыхания Контроль вентиляции помещений бассейна.
Перед занятием плаванием проводится проветривание помещения бассейна.
Медсестра дает детям инструкции об обязательной гигиене полости носа во время гигиенического душа.
Упражнение «Выдох в воду» - обязательное для всех возрастов, на каждом занятии в водной части.
Плавание с различными видами дыхания по плану занятий.
Работа с родителями:
-консультации
-уголки здоровья, стенды
-открытые занятия
- родительские собрания Форма проведения зависит от поставленной задачи.
Время проведения указано в годовом плане, циклограмме работы инструктора по плаванию и медсестры бассейна.
Формирование основ безопасности жизнедеятельности:
-транспортировка и буксировка
-перенос груза над водой
-спады в воду
-плавание в одежде
-плавание с препятствиями
-ныряние
Безопасность и правила поведения на воде.
Систематическое включение в занятия по плаванию теории и практики по формированию основ жизнедеятельности.
Спады в воду проводятся в водной части занятия во всех возрастных группах.
Плавание с препятствиями и ныряние проводится в основной части занятия, начиная со старшего дошкольного возраста.
Транспортировка, буксировка, перенос груза, плавание в одежде вводится в занятия по плаванию с младшего школьного возраста.
Теоретическая часть занятий проводится в виде бесед, инструкций по безопасности, викторин, тестов в соответствии с годовым планированием и возрастом детей.
Таким образом, использование бассейна в оздоровительной работе является мощным фактором, при котором появляется возможность сочетать подачу учебного материала с использованием здоровьесберегающей технологии.